ЛИЙМЕТС (Liimets) Хейно

ЛИЙМЕТС (Liimets) Хейно (22.1.1928, г. Валга, - 30.4.1989, Таллинн), эст. педагог, д. ч. АПН СССР (1967), канд. пед. наук (1959), поч. ч. Хельсинкского (1982) и Тампереского (1985) университетов. В 1952 г. окончил Тартуский университет, с 1956 преподавал в нём (в 1963-1975 зав. кафедрой педагогики); с 1975 в Таллиннском пед. институте (с 1985 зав. кафедрой педагогики с и психологии). Пред. эст. отделения Общества психологов СССР (с 1975), первый директор Эст. НИИ педагогики на обществ. началах. Исследовал проблемы теории воспитания, дидактики, философии воспитания и социальной педагогики. Разработал концепцию интегральной дидактики. Идея системного, комплексного подхода к воспитанию и обучению (над которым он paботал совм. с Л.И. Новиковой и А.Т. Куракиным) была выдвинута Л. в кон. (50-х - нач. 60-х гг. при изучении трудных детей. Необходимость взаимодействия социально-психологических знаний с научно-педагогическими Л. обосновал в принципе взаимного обогащения в воспитании с (1967). Предложил вариант групповой работы, который позволил интегрировать с формы уч.-воспитат. деятельности в единую систему и создавать условия для качественно новых взаимоотношений учащихся в процессе коллективной деятельности. В нач. 70-х гг. Л. показал, что дидактич. теория, ориентированная лишь на интеллектуальное развитие, неполно отражает процесс формирования целостной личности. Только уч. деятельность, охватывающая большую часть временных ресурсов ученика, создаёт условия для возникновения интегральных качеств личности, позволяющих в дальнейшем выпускникам школы успешно включиться в социальную жизнь. Л. характеризовал свою концепцию как дидактич. систему, объединяющую в себе философские, социологич. и психол. знания (ст. "Развитие личности школьника и интегральная дидактическая система", 1982). Трактовал воспитание как взаимодействие воспитанника и воспитателя, в котором создаются благоприятные условия для управления развитием личности ребёнка. Уделял большое внимание теории воспитат. коллектива, созданию в нём психол. атмосферы, способствующей умственному и нравств. развитию личности учащегося.
          Соч.:
          Miks ma ei saa oma lapsega hakkama?, Tal., 1968;
          Didaktik. Eine Unterrichtstheorie fur die Mittel- und Oberstufe, В., 1982 (соавт.);
          Noorele opetajale, Tal., 1985;
          Понятие коллективной работы в сов. дидактике, в сб.: Актуальные проблемы индивидуализации обучения, Тарту, 1970;
          Некоторые тенденции развития дидактики в Эст. ССР, в сб.: Сов. школа к 50-летию образования СССР, М., 1973;
          Понятие общения и воспитание, в сб.: Проблемы общения и воспитания, в. 1, Тарту, 1974;
          Групповая работа на уроке, М., 1975;
          Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и воспитанника, в сб.: Проблемы воспитат. коллектива, в. 1, [Труды Таллинского пед. института], Тал., 1979;
          Шк. класс как коллектив, в кн.: Классный коллектив как объект и субъект воспитания, М., 1979;
          Коллектив и личность школьника, в. 1, ч. 1 - 2 - Основы теории воспитат. коллектива, Тал., 1981 (соавт.);
          Как воспитывает процесс обучения?, М., 1982;
          Опыт перестройки системы образования и воспитания в Эст. ССР (соавт.), в кн.: На пути к новой школе, в. 1, Тал., 1987.
          Лит.:
          Unt I., Heino Liimetskui UPUI vaimnejuht, "Haridus", 1990, № 1;
          Liimets-Sorokin R., H. Liimetsa didaktiline teooria Eesti didaktika arengus, там же;
          Elango A., H. Liimets - eesti pedagoogika suurkuju, там же, 1990, № 2.

P. Лийметс-Сорокин.