Ляудис Валентина Яковлевна родилась в 1932 г. в г. Симферополе. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ (1955).
Кандидат психологических наук (1967), доктор психологических наук (1979). Профессор кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии (1984). Зам. декана факультета психологии по научно-методической работе (1987).
Действительный член Академии педагогических и социальных наук (1995). Член Общества психологов СССР (1962). Зам. председателя совета по психологии УМО университетов России (1988). Зам. председателя специализированного совета по защите кандидатских диссертаций (1991). Член специализированных советов по защите кандидатских (1971) и докторских (1979) диссертаций при МГУ.
Награждена медалью "Ветеран труда". Удостоена звания "Заслуженный профессор МГУ" (1996).
Область научных интересов: психология развития, психология обучения и воспитания, общая и социальная психология, методика преподавания психологии. Выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти - бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики, переходной, внешне опосредствованной памяти, осознаваемых произвольных процессов памяти и метапамяти. Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школе. Научно-исследовательская работа последних 15 лет направлена на создание концепции учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя с учениками. Проектирование сотрудничества между учителем и учениками и в группах учеников в естественных условиях обучения позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, составляющих социально-психологические предпосылки взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения. Прикладной аспект этих исследований нашел отражение в программах повышения психолого-педагогической и социологической компетентности преподавателей вузов и учителей школ, которые реализуются в настоящее время в инновационных школах и региональных образовательных системах. Тема кандидатской диссертации: "Структура мнемического действия". Тема докторской диссертации: "Развитие памяти в процессе обучения".
Читает общие курсы лекций "Педагогическая психология", "Методика преподавания психологии", спецкурсы "История возрастной и педагогической психологии", "Социо- и онтогенез памяти", "Психология формирования юношеской личности". Руководит спецсеминаром "Психологические основы инновационного обучения".
Подготовила 18 кандидатов и 2 докторов наук.
Опубликовала более 110 научных работ.
Основные труды:
- "Память в процессе развития" (1976),
- "Методика преподавания психологии" (1984),
- "Формирование учебной деятельности студентов" (редактор, 1989),
- "Теория и практика обучения научно-техническому творчеству" (редактор, 1992),
- "Инновационное обучение и наука" (1992),
- "Психология инновационного обучения в высшей школе" (1996).