Решетова Зоя Алексеевна родилась 16 декабря 1918 г. в с. Малая Сергеевка Балашовского р-на Саратовской обл. Участник Великой Отечественной войны. Окончила философский факультет МГУ (1950).
Кандидат психологических наук (1954), доктор психологических наук (1988). Профессор кафедры педагогической психологии и педагогики (1991).
Член Общества психологов СССР (1971), член Всесоюзного общества "Знание" (1983). Член специализированных советов К.053.05.74 по психологии (1966-1991) и К.053.05.066 по педагогике (1971-1991) при МГУ.
Награждена орденом Отечественной войны 2 степени (1985), медалями "За оборону Сталинграда" (1943), "За боевые заслуги" (1944), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1986) и др. Удостоена знака Минвуза СССР "За отличные успехи в работе", серебряной медали ВДНХ.
Область научных интересов: психология обучения. Тема кандидатской диссертации: "Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке". Тема докторской диссертации: "Психологические основы профессионального обучения". В работах выявлены функции, стадии и закономерности формирования ориентировочной деятельности, как деятельности психической, в процессе усвоения знаний и умений, выявлены условия формирования теоретического мышления, системной ориентации и его значения для интеллектуального развития. На основе этих исследований разработана новая модель обучения и выполнен ряд прикладных исследований. Раскрыты психологические аспекты многих актуальных проблем современной педагогики, в т.ч. фундаментализация образования, политехнизация трудового обучения, профессиональная подготовка специалистов широкого профиля, специфика обучения в системе повышения квалификации специалистов и др. Предложены пути решения проблем.
Читает курсы лекций "Педагогическая психология", "Психологический анализ учебного процесса", "Психологические основы профессионального обучения". Ведет спецсеминар "Теоретические проблемы формирования мышления в обучении".
Подготовила 19 кандидатов наук.
Опубликовала более 100 научных работ.
Основные труды:
- "Психологические проблемы профессионального обучения" (соавт., 1979),
- "Методические указания по изучению курса общей химии в логике системного подхода" (1981),
- "Психологические основы профессионального обучения" (1985),
- "Учебно-методическое пособие по изучению иностранного языка (в логике системного анализа)" (1992),
- "Методическое пособие по разделу математики "Решение сюжетных задач" (1992).