СИМОНОВ Павел Васильевич (р. 20.4.1926, Ленинград), нейро- и психофизиолог, акад. РАН (акад. АН СССР с 1987), д-р мед. наук (1961), проф. (1969). Окончил Воен.-мед. академию в Ленинграде (1951); работал там же и в воен. клинич. госпитале. С 1960 в системе АН, с 1962 в Институте высш. нервной деятельности (с 1982 директор). Акад.-секр. (с 1988) отделения физиологии РАН; гл. ред. "Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова" (с 1982). Чл. Нью-Йоркской и некоторых др. АН, поч. ч. Павловского науч. общества США. Гос. пр. СССР (1987; в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.
Осн. науч. интересы - нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций. Предложил потребностно-информац. теорию эмоций (1964), согласно которой эмоция - это отражение мозгом к.-л. актуальной потребности и вероятности её удовлетворения; эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. "Эмоциональный мозг", 1981). Наряду с "информационной" системой мозга человек располагает "мотивационной", которая устанавливает динамич. иерархию конкурирующих потребностей. Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по И. П. Павлову) и параметров экстраверсии-интроверсии и нейротизма (по X. Айзенку). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. "Мотивированный мозг", 1987).
С. создал классификацию потребностей, в которой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (витальных, социальных, идеальных) выделен класс дополнительных, среди которых - потребность в вооружённости (овладение знаниями, навыками, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооружённости занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информац. теории задача воспитания - формирование определённого набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармоничное сочетание в мотивац. структуре личности. С. описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности "для других". В отличие от обучения, адресующего гл. обр. к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит гл. обр. на уровне подсознания и сверхсознания. По С., творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконстру-ирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путём их логич. оценки и практики. Теория эмоций С. стала основой для разработки комплексных методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.
Соч.:
Происхождение духовности, М., 1989 (соавт.);
Созидающий мозг, М., 1993.
Э. А. Костандов