ТОРНДАЙК (Thorndyke) Эдуард Ли (1874-1949) - американский психолог и педагог. Первая работа Торндайка "Ум животных" (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса изучения. Помещая в "проблемные" ящики - экспериментальные устройства различной степени сложности - подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Торндайк фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им "кривой научения") дал Торндайку основание утверждать, что животное действует методом "проб, ошибок и случайного успеха". Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Торндайк внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения ("закон упражнения", "закон эффекта", "закон готовности" и др.), носящих, по его мнению, универсальный характер.
Он отрицал качественное различие между навыками животных и человека.
С механистически-биологизаторских позиций Торндайк разрабатывал проблемы поведенческой психологии. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Работа Торндайка "Педагогическая психология" (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в том числе на концепции программированного обучения. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов). Впоследствии Торндайк внес ряд корректив в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков. Исследования Торндайка дают основание утверждать, что он подготовил возникновение бихевиоризма.