УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870) - педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1844). В 1846-49 гг. - профессор кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. В 1850-54 гг. служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журнале "Современник" (1852-54 гг.) и "Библиотека для чтения" (1854-55 гг.) С 1854 г. - преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855-59 гг. - инспектор (зав. уч. частью). В 1959 г. был назначен инспектором Смольного института, где приступил к реформе этого учебного заведения. В 1862-67 гг. жил за границей, главным образом в Швейцарии, изучая постановку школьного дела и женского образования.
          Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения ("Человек как предмет воспитания", 1868-1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психологические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией Ушинский считал "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса к организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности.