ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (р. 1939) - известный отечественный психолог и педагог, деятель образования, один из учредителей (1992) и академик РАО (академик АПН СССР с 1990); доктор психологических наук (1977), профессор (1978). Окончил физико-математический факультет Ярославского педагогического института им. К.Д. Ушинского (1962). На педагогической работе с 1962 г.; с 1970 г. преподавал в Ярославском ун-те (в 1976-82 проректор). Ректор Ярославского педагогического института (1982-85). С 1985 г. в Москве: зам. министра просвещения СССР (1985-87), первый зам. председателя Гособразования СССР - министр СССР (1987-91), зам. председателя Госкомитета РФ по высшему образованию (с 1991); зам. министра общего и профессионального образования (с 1996).
В трудах по общей и педагогической психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психологической функциональной системы деятельности. Выявил ее компонентный состав и закономерности генезиса, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития.
Опираясь на идеи Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Б.Г. Ананьева и на экспериментальные работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психическое функции. На этой основе Шадриковым предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован "метод развертывания мнемической деятельности".
Разрабатывает теоретические проблемы образования, в их числе: взаимосвязи общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы (кн. "Философия образования и образовательные политики", 1993) и др.