ШАЦКИЙ Станислав Теофилович

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович [1(13).6.1878, с. Воронине, ныне в Смоленской обл., - 30.10.1934, Москва], педагог. Окончил отделение естеств. наук физ.-мат. ф-та Моск. университета (1903). Пед. деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 организовал об-во "Сетлемент" (совм. с А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер и др.), которое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Ш. арестован. С 1909 руководил обществом "Дет. труд и отдых". В 1911 вместе с супругой - В. Н. Шацкой организовал на обществ, началах летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В 1919-32 руководил работой Первой опытной станции по нар. образованию НКП РСФСР, имевшую сел. отделение в Калужской обл., куда вошла колония "Бодрая жизнь", и гор. отделение в Москве. Член уч.-пед. секции ГУСа (с 1921) и коллегии НКП РСФСР (с 1929). В 1932-34 директор Моск. консерватории и руководитель Центр, пед. лаборатории НКП РСФСР.
          Осн. место в пед. творчестве Ш. в нач. 20 в. занимала культ.-просвет, работа с населением, прежде всего с детьми. Ш. сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешк. работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Ш. вёл поиск новых форм и методов воспитат. работы, организовывал мастерские, клубные занятия. Приступил к изучению проблем дет. коллектива. Содержание и методы работы с детьми Ш. изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914, совм. с В. Н. Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой.
          После 1917 Ш. развернул теоретич. и опытно-эксперим. работу по созданию школы нового типа. Организовал на базе пед. коллектива Первой опытной станции науч. школу, которую представляли Шацкая, Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Масалитинова, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др. Станция была комплексом н.-и. пед. учреждений, дет. садов, школ, внешк. учреждений для детей и культ.-просвет. организаци для взрослых, где на основе единой исследоват. программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Ш. легла идея организации "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде.
          Утверждая органич. связь совр. школы с обществом и окружающей средой, Ш. обращал внимание педагогов на многообразие видов дет. жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Пед. процесс Ш. строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практич. реализации. Принципиально новая идея Ш. заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитат. процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отд. элементами, к которым относил умственный и физич. труд, искусство, игру. Ш. подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. По Ш., материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физич. труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетич. чувства формируют искусство, а также игра, задающая бодрый тон дет. деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.
          Эксперименты Ш. позволили ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания уч. и воспитат. процесса школы в масштабах государства. Идея Ш. предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер шк. жизни. Осуществить эту задачу Ш. считал возможным лишь на демокр. принципах организации школы. По мысли Ш., переход от нормативной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии Ш. отводил учителю роль не только организатора, но исследователя дет. жизни. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражд. позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.
          Организующим ядром шк. жизни Ш. считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Ш. с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его "жизнью искусства".
          Под системой эстетич. воспитания Ш. понимал оптимальное взаимодействие всех полит, и гражд. институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, нар. масс. Он считал, что в структуре системы эстетич. воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных практич. и эмоционально-эстетич. процессов.
          Воздействие искусства у Ш. не ограничивается простой функцией взаимодействия произведений искусства и зрителя, слушателя. Искусство открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирич. опыта, и этот ценностный потенциал искусства Ш. включал в механизм внутр. детерминации человека. Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.
          Ш. внёс значит, вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как осн. формы уч. работы. Под руководством Ш. были разработаны методы пед. исследования - социально-пед. эксперимент, наблюдение, опрос.
          На всех этапах деятельности Ш. занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образоват. работу с населением и заниматься н.-и. работой. Пед. коллектив Ш. рассматривал как творческую организацию коллег-единомышленников.
          Соч.:
          Пед. соч., т. 1-4, М., 1962-65;
          Избр. пед. соч., т. 1-2, М., 1980 (библ.; вступ. статьи Кузина Н. П. и Фрадкина Ф. А.);
          Из неопубликованных работ С. Т. Шацкого, СП, 1968, № 7;
          О новой шк. организации, СП, 1978, № 6.
          Лит.:
          Бершадская Д. С., Пед. взгляды и деятельность С. Т. Шацкого, М., 1960;
          О С. Т. Шацком. Статьи и воспоминания, под ред. Л. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой, М., 1961;
          Опыт пед. деятельности С. Т. Шацкого, под ред. В. Н. Шацкой, Л. Н. Скаткина, М., 1976;
          Скаткин М. Н., С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей, М., 1977.

Ф. А. Фрадкин, К. В. Кулаев.