ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (23.2.1929, Москва, - 3.2.1994, Болшево; похоронен в Москве), философ, методолог, канд. филос. наук (1964). Окончил филос. ф-т МГУ (1953). В 1951-58 преподавал в моек. ср. школах. С 1958 редактор в изд-ве АПН РСФСР (участвовал в подготовке Пед. словаря в 2 тт., изданий П. П. Блонского, Ж. Пиаже и др.). С 1960 науч. сотрудник в разл. исследоват. и проектных организациях, в т. ч. в НИИ дошк. воспитания (до 1965), НИИ общей и пед. психологии (1980-83), НИИ управления и экономики образования (с 1988). Читал в вузах курсы по педагогике и истории педагогики.
Исследоват. деятельность Ш. проходила также в науч. объединениях. В 1952-54 он основал (совм. с Б. А. Грушиным, А. А. Зиновьевым и М. К. Мамардашвили) Моск. логич. кружок (впоследствии - Моск. методологич. кружок); со 2-й пол. 50-х гг. его фактич. руководитель. В 1955 организовал (совм. с П. А. Шеварёвым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления (при Обществе психологов СССР), состоявшую из специалистов разл. отраслей; в 1962 - семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совм. с В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным) и др. Основатель и гл. ред. (с 1988) журн. "Вопросы методологии".
Первые исследования связаны с созданием "содержательно-генетической" логики и изучением объективной структуры мыслительной деятельности, в т. ч. на материале обучения детей, игр и др. Разрабатывал идеи общей методологии и теории деятельности, сначала в контексте системно-структурных исследований, затем в рамках системомыследеятельностного подхода. Предложил как форму организации коллективного мышления организац.-деятельностные игры. С 1979 провёл свыше 90 таких игр, посвящённых образованию, культуре, педагогике и психологии, экономике и управлению и др.
Исследуя проблематику "содержательно-генетической" логики как теории мышления, сформулировал программу операционально-деятельностного развития мышления, позднее распространённую им на проблематику образования и социокультурных явлений вообще. Часть результатов этих исследований обобщена в коллективной монографии "Педагогика и логика" (1968; опубл. в 1994). В своём фрагменте книги Щ. представил педагогику как комплексную науку, для которой ведущую роль играют логико-методологич. подходы. Развивая эти идеи в 80-х гг., фактически наметил контуры ориг. варианта философии образования; одновременно исследовал пути создания инновац. пед. технологий. -. Соч.: Избр. труды, М., 1995.
А. А. Пископпель