АДЛЕР АЛЬФРЕД (1870-1937), австрийский психолог, представитель аналитического направления в психологии. Создал научную школу "индивидуальной психологии". В своем учении А. отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизма между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления.
Согласно А., основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологии и социальных отклонений. А. внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в теорию сновидений, в исследования неврозов; он изучал вопросы взаимоотношений разновозрастных детей в семье, влияние различных стилей воспитания на формирование личности ребенка и др.
Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности. "Чувство неполноценности, - писал Адлер, - само по себе не является нормальным. Оно - причина всех улучшений в положении человека". Адлер выделил три основные жизненные задачи: работу, дружбу и любовь. Так, любовь Адлер считал "тесным союзом ума и тела, высшей формой кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола". Адлер ввел понятие "схема апперцепции" - представление индивидуума об окружающей среде и о себе.
Нашему читателю известны такие работы А. как "Практика и теория индивидуальной психологии" (1929), "Что значит для нас жизнь" (1931), "Превосходство и социальный интерес" (1964).