АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (р. 8.3.1931, Тбилиси), груз, педагог и психолог, д. ч. АПН СССР (1989-91), д-р психол. наук (1973), проф. (1980). После окончания Тбилисского ун-та (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 - директор), с 1987 - ген. директор эксперим. научно-пед. производств, объединения MHO Грузии.
С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов нач. обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения А. - "педагогика целостной жизни детей и взрослых" - строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту дет. жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить шк. занятия в "уроки счастья жизни", познания, общения, взросления.
А. предлагает организацию такой дет. жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия.
Нравств. основа дет. уч. кооперации в системе А.- способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между ст. и мл. детьми организуются путём шефской помощи дет. саду, нач. классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на неск. доступных учащимся уровнях, напр., обучение чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собств. учебника, в планировании ответов и т. п.
Сочинения:
Основы формирования навыков письма и развития письм. речи в нач. классах, Тб., 1970;
Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Созидая человека, М., 1982;
Здравствуйте, дети!, М., 1983;
Воспитат. и образоват. функция оценки учения школьников, М., 1984;
В школу - с шести лет, М., 1986; Как живете, дети?, М., 1986;
Единство цели, М., 1987;
Личностно-гуманная основа пед. процесса, Минск, 1990.