ГЕЗЕЛЛ (Gesell) Арнольд Лусиус (21.06.1880, Алма, шт. Висконсин, - 29.05.1961, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут) - американский психолог. Окончил Висконсинский (1906) и Йельский (1915) университеты. Работал в Йельской психиатрической клинике (1911-48), с 1930 г. - ее директор. В 1950 г. на основе этой клиники создан Гезелловский институт детского развития (Нью-Хейвен), в котором изучается онтогенез психики в тесной связи с клиническими и педагогическими исследованиями. Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях нормы и различных форм патологии с применением кинофоторегистрации моторной активности, речи, приспособительных реакций и лично-социальных контактов ребенка. Ряд наблюдений проводился с использованием скрывающего наблюдателя стекла односторонней проницаемости ("зеркало Гезелла"). Данные наблюдений над детьми были сведены Гезеллом в таблицы, по которым вычислялся так называемый коэффициент развития (Development Quotient - DQ). Этот показатель получил распространение как мера умственных способностей детей. Однако таблицы Гезелла были созданы на основе ограниченной выборки (дети обеспеченных семей Новой Англии), поэтому коэффициент развития впоследствии был признан неудовлетворительным инструментом психодиагностики. Ввел в психологию метод лонгитюдного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. С помощью близнецового метода изучал соотношение созревания и научения. Исследовал также зрительное восприятие и психическое развитие слепого ребенка. В клинической практике широко используется составленный Гезеллом "Атлас поведения младенца", содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до 2 лет.
Сочинения: Infant behavior: its genesis and growth. - N.Y. - L., 1934; The first five years of life. - N.Y. - L., 1940; Developmental diagnosis. - N.Y. - L., [1941]; Youth. The years from ten to sixteen. - L., [1965]; Infant and child in the culture of today. - N.Y. - [a.o.], 1974; The child from five to ten. - N.Y. - [a.o.], 1977; (все - в соавторстве); в рус. пер. - Умственное развитие ребенка. - М. - Л., 1930; Педология раннего возраста [с предисловием Л.С.Выготского]. - М. - Л., 1932.