Печатается по изданию: Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В.Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- С. 35-58
Ильясов Ислам Имранович родился 27 июня 1937 г. в г. Москве. Окончил факультет английского языка Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза (1965). Окончил психологический факультет МГУ (1967).
|
Процесс учения в качестве одного из условий своего протекания имеет осуществление действий, усваиваемых в учении, т.е. в ситуации учения происходят два процесса: собственно учение и действие, усваиваемое в учении. Оба процесса взаимосвязаны, но не тождественны. Выполнение усваиваемого действия состоит в преобразовании объекта некоторой конкретной предметной области действительности (физической, математической, биологической и т.п.), а процесс усвоения данного действия в учении состоит в преобразовании самого учащегося из субъекта, не владеющего данным действием, в субъекта, овладевшего им.
Дадим характеристику предмету и продукту деятельности учения, ее исполнительным, ориентировочным и контрольным операциям.
Предметом этой деятельности является опыт субъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта. Свой опыт учащийся изменяет опосредованно через работу с объектами и знаниями, т.е. социальный опыт и знания выступают средствами деятельности учения и изменения опыта субъекта.
Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащегося составляют продукт деятельности учения.
Опыт учащегося как предмет и продукт деятельности учения есть знание об объектах действительности и действиях и операциях преобразования этих объектов при решении различных практических и научных задач. Как предмет и продукт деятельности учения знания субъекта об объектах деятельности характеризуются целым рядом свойств: предметной отнесенностью их содержания (о неживой и живой природе, обществе и т.п.), аспектной отнесенностью содержания (о свойствах, функциях, структуре и т.д.), логическими свойствами (чувственные или концептуальные знания, факты, законы, гипотезы, теории и т.п.), полнотой, степенью обобщенности, системности и систематичности, существенности, формой репрезентированности (в естественном языке, в искусственных и символических языках, в виде пространственных и других моделей, смешанные по форме), а также мерой их усвоенности, т.е. степенью интериоризованности и готовности к воспроизведению, развернутости и осознанности, прочностью и устойчивостью к забыванию.
Знания о действиях, так же как и знания об объектах деятельности, могут быть знаниями различной полноты, обобщенности, систематичности и т.д. Эти же свойства характеризуют и такой компонент опыта субъекта, как умения осуществлять действия, которые, кроме того, могут обладать разной ступенью осуществления.
Исполнительными учебными действиями, посредством которых собственно и осуществляется преобразование внешне заданных знаний и действий в усвоенные учащимися знания и действия, являются:
а) действия уяснения содержания учебного материала;
б) действия обработки учебного материала.
Действия уяснения содержания учебного материала. Виды действий уяснения содержания знаний и умений в учении выделяются в зависимости от наличия или отсутствия прямого сообщения научных знаний преподавателем в обучении. На этом основании выделяются соответственно такие виды уяснения, как:
1) уяснение содержания знаний и действий при наличии сообщения их содержания преподавателем;
2) уяснение содержания конкретных знаний и действий путем выведения их из общих знаний, которые получены от преподавателя;
3) уяснение содержания любых знаний и действий путем самостоятельного поиска при наличии косвенной помощи со стороны преподавателя.
Состав действий уяснения содержания материала каждого вида включает:
а1. Действия уяснения содержания учебного материала из письменных сообщений:
- восприятие (чтение) и декодирование исходного содержания сообщения (текста). Операции: восприятие знаковой формы элементов текста, актуализация значения языковых единиц, восстановление содержания высказываний;
- переработка и собственно уяснение содержания сообщения (текста):
выделение тематического состава сообщения (текста) на разных уровнях;
выделение основных положений сообщения (текста) в отношении фактов, теорий, оценок и критики, представленных в нем;
отнесение тем сообщения (текста) к логическим видам содержания (факты, теории, оценка, критика);
конспектирование (фиксация выделенного и уясненного содержания);
фиксация систематизированной тематической структуры сообщения (текста), плана распределения содержания в сообщении (тексте); описательное тезисное изложение основных положений сообщения (текста) по темам всех уровней и видов содержания.
а2. Действия самостоятельного выведения содержания конкретного материала из общих положений (операции: конкретизация, подведение под понятие, выведение следствий, доказательство и др.).
а3. Действия самостоятельного построения конкретных и общих знаний при наличии управления поиском со стороны преподавателя:
- анализ задачи и ее условий,
- поиск принципа решения задачи,
- проверка найденного решения задачи.
Действия отработки учебного материала. Виды действий отработки знаний и умений выделяются по основаниям произвольности или непроизвольности отработки, наличию или отсутствию поэтапности интериоризации, характеру действий, в ходе которых происходит отработка в действиях порождения знаний или в действиях их применения.
Основными видами отработки, которые выделяются по этим основаниям, являются:
1) отработка путем заучивания (произвольная отработка в действиях повторного порождения без поэтапности интериоризации);
2) отработка в упражнениях (непроизвольная отработка в действиях применения знаний без поэтапности интериоризации);
3) поэтапная отработка (непроизвольная, в действиях применения с поэтапностью интериоризации).
Осуществление исполнительных действий учения сопровождается контрольными действиями учения, в состав которых входят:
а) контроль уяснения содержания учебного материала:
- контроль уяснения содержания учебного материала из сообщения;
- контроль уяснения содержания учебного материала при дедуктивном выведении материала;
- контроль уяснения содержания учебного материала при самостоятельном косвенно управляемом построении знаний и действий;
б) контроль отработки учебного материала:
- контроль произвольной отработки материала (заучивания);
- контроль непроизвольной отработки учебного материала в упражнениях;
- контроль поэтапной отработки материала.