Примерная тематика рефератов по теме 1
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- История возникновения и развития педагогической психологии.
- К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики.
- Ветви педагогической психологии.
- Основные проблемы педагогической психологии.
- Основные подходы в отечественной науке и практике к решению проблемы готовности детей к обучению в школе.
- Взаимосвязь возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке.
- Педология как комплексная наука о ребенке.
- Суггестопедия как принципиально новое направление в педагогической психологии.
Примерная тематика рефератов по теме 2
- Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогического исследования.
- Особенности применения общенаучных методов в психолого-педагогических исследованиях.
- Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.
- Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии.
- Применение метода беседы в изучении личности учащегося.
- Проблема валидности психолого-педагогических исследований.
- Факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность психолого-педагогических исследований.
- Особенности применения метода анализа "продуктов деятельности" в педагогической психологии.
- Основные этапы психолого-педагогического исследования.
- Многофакторные многоуровневые экспериментальные психолого-педагогические исследования.
Примерная тематика рефератов по теме 3
- Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
- Основные теории научения.
- Проблемы теории научения.
- Виды научения у человека.
- Бихевиористская концепция научения.
- Ассоциативно-рефлекторная теория научения.
- Междисциплинарный подход к учению.
- Учение как разновидность человеческой деятельности.
- Основные теории учения в отечественной психологии.
- Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
Примерная тематика рефератов по теме 4
- Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.
- Особенности решения проблемы соотношения обучения и развития в настоящее время.
- Основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
- Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
- Основные направления разработки проблемы обучения и развития.
- Концепция зоны ближайшего развития.
- Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения.
- Виды, уровни и свойства обучаемости.
- Проблема обучаемости в педагогический психологии.
Примерная тематика рефератов по теме 5
- Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.
- Сущность учебной деятельности.
- Основные особенности учебной деятельности.
- Структура учебной деятельности.
- Учебные действия в структуре учебной деятельности.
- Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.
- Основные возрастные особенности формирования УД.
- Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Основные аспекты диагностики учебной деятельности.
Примерная тематика рефератов по теме 6
- Мотивация как психологическая категория.
- Проблемы определения мотивов.
- Основные трактовки мотива.
- Мотив как цель.
- Сущность учебных мотивов.
- Основные источники учебной мотивации.
- Характеристики и функции учебной мотивации.
- Особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся.
- Типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся.
- Качества мотивов.
- Основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.
- Проблемы мотивации достижения успеха.
- Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.
- Феномен "обученной беспомощности".
- Изучение учебной мотивации.
Примерная тематика рефератов по теме 7
- Проблема знаний в психолого-педагогической литературе.
- Формы существования учебных знаний.
- Психолого-педагогические условия усвоения знаний.
- Основные этапы процесса учебного познания.
- Проблема понимания в психолого-педагогической литературе.
- Основные уровни овладения умениями и навыками.
- Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- Основные типы ориентировочной основы действия.
- Типы учения (по П.Я. Гальперину).
- Формирование общеучебных умений и навыков как одна из основных педагогических задач.
Примерная тематика рефератов по теме 8
- Сущность традиционного обучения.
- Основные противоречия традиционного обучения.
- Исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
- Проблемное обучение Дж. Дьюи.
- Развитие проблемного обучения в отечественной науке и практике.
- Сущность проблемного обучения.
- Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.
- Программированное обучение: достоинства и недостатки.
- Типы обучающих программ.
- Бихевиоральный подход к программированному обучению.
- Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике.
Примерная тематика рефератов по теме 9
- Проблема развивающего обучения в психолого-педагогической литературе.
- Проблема соотношения обучения и развития.
- Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?
- Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.
- Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: за и против.
- Типы мышления в учебном процессе.
- Различия эмпирического и теоретического знания.
- Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: за и против.
- Основные принципы дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Проблемы и трудности внедрения систем развивающего обучения в практику.
Примерная тематика рефератов по теме 10
- Воспитание - одна из центральных категорий педагогической психологии.
- Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации.
- Проблема целей воспитания.
- Цель воспитания в различных педагогических концепциях.
- Виды воспитания.
- Междисциплинарный подход к воспитанию.
- Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости.
- Взаимосвязь обучения и воспитания.
- Типы взаимосвязи обучения и воспитания.
- Воспитывающее обучение.
- Формирование нравственной основы учащихся.
- Роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся.
- Концепция нравственного развития Кольберга.
Примерная тематика рефератов по теме 11
- Классификация методов воспитания.
- Методы формирования сознания.
- Особенности применения метода убеждения в воспитании.
- Методы организации деятельности и формирования поведения.
- Методы формирования чувств и отношений.
- Методы влияния.
- Убеждение как один из основных способов влияния.
- Внушение (суггестия) и воспитание.
- Возрастные особенности подражания.
- Самовоспитание, самообразование, самообучение как цель воспитания.
- Принципы воспитания.
- Педагогические закономерности воспитания.
- Принцип природосообразности.
- Принцип культуросообразности.
- Технократический подход к воспитанию.
- Гуманистический подход к воспитанию.
Примерная тематика рефератов по теме 12
- Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе.
- Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.
- Структура педагогической деятельности.
- Основные противоречия педагогической деятельности.
- Профессиональное самосознание учителя в его деятельности.
- Какие функции выполняет самосознание в жизнедеятельности человека?
- Место самооценки в структуре профессиональной Я-концепции учителя.
- Основные направления психологических исследований по проблеме педагогической направленности.
- Типы педагогической направленности.
- Особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности.
- Концепция "мотивационного комплекса" педагога.
Примерная тематика рефератов по теме 13
- Проблема способности в психологии.
- Талант и гениальность как уровни способностей.
- Основные направления изучения способностей в психологии.
- Ведущие свойства педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности.
- Перцептивные способности педагога.
- Педагогическое воображение как основа прогностических способностей.
- Структура педагогических способностей.
- Функциональные компоненты педагогической системы.
- Общие педагогические способности.
- Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.
- Аутопсихологическая компетентность.
- Рефлексивно-перцептивные умения учителя.
- Основные механизмы познания педагогом личности учащегося.
- Проблема рефлексии в психолого-педагогической литературе.
- Базовые организаторские умения педагога.
- Стили педагогической деятельности.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Педагогическая акмеология.
Примерная тематика рефератов по теме 14
- Проблема общения в психологии.
- Междисциплинарный подход к общению.
- Педагогическое общение глазами психологов.
- Основные функции педагогического общения.
- Основные модели педагогического общения.
- Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.
- Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе, их характеристика.
- Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе.
- Основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.
- Барьеры педагогического общения.
- Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения.
- Коммуникативные способности.
- Базовые умения профессионального общения учителя.
- Стили педагогического общения.
- Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся.
- Дидактогения как психолого-педагогическая проблема.