Вопросы и задания для самопроверки к теме 1
- Что является предметом педагогической психологии?
- Покажите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии.
- В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?
- Назовите основные задачи педагогической психологии.
- В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке?
- Каковы основные сферы действия педагогической психологии и педагогики?
- Назовите основные ветви педагогической психологии.
- Дайте характеристику основных проблем педагогической психологии.
- В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?
- Раскройте прикладной аспект для педагогической практики решения проблемы выделения сенситивных периодов в развитии.
- Какие подходы к решению проблемы готовности детей к обучению в школе существуют в отечественной науке и практике?
- В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя?
- Назовите основные этапы развития педагогической психологии.
- Что характерно для каждого из этапов развития педагогической психологии?
- В чем особенности педологии как науки?
- Какие основные исследования были развернуты с 30-х гг. XIX в. в области процессуальных аспектов обучения и воспитания?
- Какое принципиально новое направление возникло в педагогической психологии в 60-70-е гг. XX в.?
Вопросы и задания для самопроверки к теме 2
- В чем суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии?
- Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?
- Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.
- Приведите классификацию методов психолого-педагогического исследования по разным основаниям.
- Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.
- В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?
- Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.
- В чем специфика использования метода изучения "продуктов деятельности" в педагогической психологии?
- Дайте общую характеристику метода эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению в педагогической психологии.
- Назовите основные виды эксперимента в педагогической психологии и дайте их сравнительную характеристику.
- В чем суть формирующего эксперимента в педагогической психологии?
Вопросы и задания для самопроверки к теме 3
- Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность".
- Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.
- Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина?
- Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона?
- Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития?
- Назовите основные теории научения.
- Назовите основные проблемы теории научения.
- Какие существуют виды научения у человека?
- В чем суть бихевиористской концепции научения?
- Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.
- В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения?
- Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?
- Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.
- Какие уровни научения принято выделять в психологии?
- В чем суть междисциплинарного подхода к учению?
- Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.
- Назовите основные теории учения в отечественной психологии.
- В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?
- В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
- Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта.
- Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
Вопросы и задания для самопроверки к теме 4
- Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?
- С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?
- Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
- Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
- Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?
- В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?
- Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.
- Кто изучал влияние на интеллектуальное развитие поэтапного формирования умственных действий?
- Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?
- Что такое зона ближайшего развития?
- Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?
- Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося.
- Что понимается под обученностью?
- Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).
- Чем отличается воспитанность от воспитуемости?
- Что понимается под обучаемостью?
- Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.
- Чем отличается общая обучаемость от специальной?
- Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?
Вопросы и задания для самопроверки к теме 5
- Какие существуют трактовки понятия "учебная деятельность"?
- Как трактуется учебная деятельность в направлении Эльконина - Давыдова?
- В чем сущность учебной деятельности?
- Назовите авторов концепции учебной деятельности?
- Как трактуется понятие "субъект деятельности" в концепции учебной деятельности?
- Назовите основные особенности учебной деятельности.
- Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД.
- Как определяет структуру учебной деятельности В.В. Репкин?
- Сравните точки зрения на структуру УД В.В. Репкина и А.У. Варданяна.
- Какие компоненты УД выделил Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов?
- В чем проявляется специфика учебной задачи?
- Какие учебные действия в структуре УД выделяют И. Ломпшер и А. Коссаковски?
- Назовите закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности по В.В. Давыдову.
- Что понимается под становлением УД?
- Чем отличается становление УД от ее формирования?
- Назовите основные возрастные особенности формирования УД.
- Что характерно для формирования УД в младшем подростковом возрасте?
- Что такое ведущая деятельность?
- В каком возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью?
- В чем проявляется ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте?
- Назовите основные аспекты диагностики учебной деятельности.
- По каким признакам можно изучать степень сформированности учебных действий?
Вопросы и задания для самопроверки к теме 6
- Дайте характеристику мотивации как психологической категории.
- В чем суть проблемы определения мотивов?
- Назовите основные трактовки мотива.
- Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность?
- Как соотносятся следующие понятия: "мотив", "мотивация" и "мотивационная сфера личности"?
- Охарактеризуйте сущность учебных мотивов.
- Назовите основные источники учебной мотивации.
- Какие группы учебных мотивов выделяет М.В. Матюхина?
- Приведите классификацию учебных мотивов по А.К. Марковой.
- Назовите характеристики и функции учебной мотивации.
- В чем особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся?
- Какие типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся выделяет А.К. Маркова?
- Сравните содержательные и динамические качества мотивов.
- Какими факторами определяется учебная мотивация?
- Назовите основные уровни познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.
- Назовите основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.
- Дайте характеристику силы и устойчивости учебных мотивов.
- В чем суть проблемы мотивации достижения успеха?
- Как трактуется мотивация достижения в теории мотивации Аткинсона?
- Что характерно для изучения мотивации достижения успеха в отечественной психологии?
- Дайте характеристику соотношения мотивов достижения успеха и избегания неудачи.
- Назовите особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.
- В чем суть феномена "обученной беспомощности"?
- Назовите основные этапы формирования учебной мотивации по Л.М. Фридману.
- Рассмотрите особенности развития внутренней мотивации учения.
- Какие этапы становления могут проходить мотивы всех видов и уровней по А.К. Марковой?
- В чем трудности изучения учебной мотивации?
- Какие методы, по А.К. Марковой, являются наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя?
Вопросы и задания для самопроверки к теме 7
- Как трактуется понятие "знания" в психолого-педагогической литературе?
- Какие функции выполняют знания?
- Назовите основные виды знаний.
- Какие формы существования учебных знаний выделяет В.И. Гинецинский?
- Назовите основные свойства знаний.
- Чем отличается глубина от широты знаний?
- Что включает в себя обученность учащихся?
- Что составляет основу усвоения знаний?
- Назовите основные этапы процесса учебного познания.
- Какие уровни усвоения знаний выделяет А.К. Маркова?
- Дайте характеристику уровней усвоения знаний по В.П. Беспалько.
- Приведите примеры заданий для диагностики уровней усвоения знаний (по В.П. Беспалько).
- В чем суть проблемы понимания?
- Как соотносятся знание и понимание?
- Приведите основные трактовки понятий "умение" и "навык".
- Назовите основные уровни овладения умениями и навыками.
- В чем проявляется особенность применения знаний, умений и навыков?
- В чем сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
- Назовите основные этапы формирования умственных действий.
- Дайте характеристику умственных действий.
- Назовите и охарактеризуйте основные типы ориентировочной основы действия
- Охарактеризуйте основные типы учения по П.Я. Гальперину.
- Приведите пример организации обучения при использовании разных типов ООД.
- Дайте определение понятия "общеучебные умения и навыки".
- Чем отличаются общенаучебные умения и навыки от специально-учебных?
- В чем особенности формирования общеучебных умений и навыков?
Вопросы и задания для самопроверки к теме 8
- В чем сущность традиционного обучения?
- Назовите отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии обучения.
- Назовите достоинства и недостатки традиционного обучения.
- В чем проявляются основные противоречия традиционного обучения?
- Укажите основные исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
- В чем особенности проблемного характера обучения Дж.Дьюи?
- Что характерно для развития проблемного обучения в отечественной науке и практике?
- В чем сущность проблемного обучения?
- Назовите типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе.
- В каких случаях возникают проблемные ситуации?
- Назовите основные правила создания проблемных ситуаций в учебном процессе.
- Назовите основные достоинства и недостатки проблемного обучения.
- В чем сущность программированного обучения?
- Кто является автором программированного обучения?
- Дайте характеристику типов обучающих программ.
- В чем особенности разветвленных программ программированного обучения?
- Что характерно для бихевиорального подхода к программированному обучению?
- Что характерно для развития программированного обучения в отечественной науке и практике?
- Почему программированное обучение не получило должного развития?
Вопросы и задания для самопроверки к теме 9
- Как трактуется понятие "развивающее обучение" в психолого-педагогической литературе?
- Назовите основные показатели развивающего обучения.
- В чем суть проблемы соотношения обучения и развития?
- Какие две основные черты выделил Л.С. Выготский в третьей теории соотношения обучения и развития?
- Назовите основные характеристики развивающего обучения.
- Какие закономерности учитывает и использует развивающее обучение?
- Что означает следующая фраза: "Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности"?
- На что направлено развивающее обучение?
- Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?
- Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.
- Какие психологические новообразования характерны для младшего школьного возраста?
- Что лежит в основе психического развития младших школьников, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова?
- Чем отличается эмпирическое мышление от теоретического?
- Какие основные различия эмпирического и теоретического знания приводит В.В. Давыдов?
- Назовите некоторые особенности СРО Эльконина - Давыдова.
- В чем суть общедидактических принципов по В.В. Давыдову?
- Назовите предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова.
- Какие исследования были осуществлены под руководством Л.В. Занкова?
- Дайте характеристику основных принципов дидактической СРО Занкова.
- Чем отличается принцип осознания школьниками процесса учения от принципа сознательности?
- Назовите некоторые особенности внедрения СРО Занкова в практику.
Вопросы и задания для самопроверки к теме 10
- Назовите основные трактовки понятия "воспитание".
- Чем различаются трактовки понятия "воспитание" - в широком социальном и узком смысле?
- В чем проявляется взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации?
- Чем отличается формирование от становления личности?
- Кто изучал следующий ряд понятий: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность"?
- Чем отличается понятие "индивид" от понятия "индивидуальность"?
- Как трактуется понятие "личность" в отечественной психологии?
- В чем особенности проблемы целей воспитания?
- Как трактуется цель воспитания в различных педагогических концепциях?
- Приведите основные классификации видов воспитания.
- Какие аспекты воспитания изучает философия?
- Какие аспекты воспитания изучает педагогика, а какие - психология?
- Чем отличаются критерии от показателей?
- Назовите основные критерии воспитанности и воспитуемости.
- Охарактеризуйте основные уровни воспитанности и воспитуемости по А.К. Марковой.
- В чем особенности взаимосвязи обучения и воспитания?
- В чем проявляется многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания?
- Назовите типы взаимосвязи обучения и воспитания.
- Что такое "воспитывающее обучение"?
- В чем особенности формирования нравственной основы учащихся?
- Что такое эмпатия?
- Охарактеризуйте роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся.
- Раскройте суть концепции нравственного развития Кольберга.
Вопросы и задания для самопроверки к теме 11
- Что такое "метод воспитания"?
- Чем отличаются методы воспитания от методов обучения?
- Приведите классификацию методов воспитания по источникам познания.
- В чем суть методов формирования сознания?
- Назовите особенности применения метода убеждения в воспитании.
- Что относится к методам организации деятельности и формирования поведения?
- Чем отличается применение метода упражнений в воспитании от их применения в обучении?
- Что относится к методам формирования чувств и отношений?
- Назовите основные приемы воспитания.
- Чем отличаются приемы воспитания от методов воспитания?
- Назовите основные методы влияния.
- Чем отличается убеждение от других методов влияния?
- Что такое внушение (суггестия)?
- Когда чаще всего возникает феномен заражения?
- Назовите возрастные особенности подражания.
- Сопоставьте различные виды влияния.
- Чем отличаются формы воспитания от методов воспитания?
- Дайте определения понятиям: "самовоспитание", "самообразование", "самообучение".
- Назовите основные методы самовоспитания и самообразования.
- Какие уровни самовоспитуемости, самообучаемости выделяет А.К. Маркова?
- Применение каких приемов предполагает самовоспитание?
- Что понимается под принципами воспитания?
- Назовите и дайте характеристику основным принципам воспитания.
- Что понимается под педагогическими закономерностями воспитания?
- Чем отличается принцип природосообразности от принципа культуросообразности?
- Приведите современную трактовку принципа природосообразности.
- Как реализовать принцип культуросообразности воспитания в современных условиях?
- В каких вам известных системах воспитания наиболее полно реализуется, по Вашему мнению, принцип центрации воспитания на развитии личности?
- В чем суть технократического подхода к воспитанию?
- Назовите основных представителей гуманистического подхода к воспитанию.
Вопросы и задания для самопроверки к теме 12
- Как определяется педагогическая деятельность в психолого-педагогической литературе?
- К какой группе профессий, по Е.А. Климову, относится педагогическая деятельность?
- Что входит в состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя?
- Назовите основные компоненты структуры педагогической деятельности.
- Что является предметом педагогической деятельности?
- Какие средства педагогической деятельности Вы знаете?
- Что, по вашему мнению, является продуктом педагогической деятельности?
- Назовите основные функции педагогической деятельности.
- В чем суть коммуникативной функции педагогической деятельности?
- В чем проявляются основные противоречия педагогической деятельности?
- Дайте характеристику основных уровней продуктивности педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой.
- Дайте определение понятию "Я-концепция".
- Как проявляется профессиональное самосознание учителя в его деятельности?
- Какие функции выполняет самосознание в жизнедеятельности человека?
- Назовите структуру профессионального самосознания учителя.
- Чем отличается "Я-ретроспективное" от "Я-идеального"?
- Какое место самооценка занимает в структуре профессиональной Я-концепции учителя?
- Как соотносятся понятия "самооценка" и "самоотношение"?
- В чем особенности операционально-деятельностного аспекта самооценки учителя?
- Как рассматривается проблема направленности в общепсихологических теориях личности?
- Дайте определение понятия "педагогическая направленность".
- Назовите основные направления психологических исследований по проблемам педагогической направленности.
- Как трактуется педагогическая направленность в гуманистической психологии?
- Чем отличается точка зрения Л.М. Митиной на педагогическую направленности от точки зрения Н.В. Кузьминой?
- Что включает в структуру педагогической направленности Л.М. Ахмедзянова?
- Какие типы педагогической направленности выделяет Н.В. Кузьмина?
- Как классифицирует учителей Л. Фестингер на основе их заключений о результативности учащихся?
- Чем отличаются учителя, ориентированные на "развитие", от учителей, ориентированных на "результативность"?
- Назовите основные виды мотивов педагогической деятельности.
- Как проявляются особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности?
- Дайте характеристику "мотивационного комплекса" педагога.
- Что значит оптимальность "мотивационного комплекса" учителя?
- Назовите основные типы центрации учителей по А.Б. Орлову.
Вопросы и задания для самопроверки к теме 13
- Как в психологии трактуются способности?
- Чем отличаются способности от задатков?
- Как понимаются способности в научной школе Б.М. Теплова?
- Как соотносятся талант и гениальность со способностями?
- Что такое "общие способности"?
- Назовите основные направления изучения способностей в психологии.
- Дайте определение понятию "педагогические способности".
- Какие свойства являются ведущими в педагогических способностях?
- Что такое "педагогический такт"?
- Как определяется педагогическая наблюдательность в психолого-педагогической литературе?
- Назовите базовые педагогические способности.
- Какие педагогические способности выделяет Ф. Н. Гоноболин?
- Дайте характеристику организаторских способностей.
- Какие способности учителя выделяет В.А. Крутецкий?
- Что такое "перцептивные способности"?
- Чем отличаются речевые способности учителя от коммуникативных?
- Какие функции выполняет педагогическое воображение (или прогностические способности)?
- Кто разработал наиболее полную на сегодняшний день системную трактовку способностей?
- Что такое "педагогическая система"?
- Какие структурные компоненты составляют суть педагогической системы?
- Чем отличаются функциональные компоненты педагогической системы от структурных?
- Какие уровни педагогических способностей выделяет Н.В. Кузьмина?
- Чем отличается первый уровень способностей от второго (по Н.В. Кузьминой)?
- Назовите общие педагогические способности.
- Чем отличаются гностические способности от проектировочных?
- Чем "обеспечиваются" коммуникативные педагогические способности?
- Какие профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя выделяет А.К. Маркова?
- Что включает в себя, по А.К. Марковой, структура субъективных факторов?
- Что такое "аутопсихологическая компетентность"?
- Какие три основные стороны труда учителя выделяет А.К. Маркова?
- Чем, по Н.В. Кузьминой, отличаются проектировочно-гностические способности от рефлексивно-перцептивных?
- В чем суть рефлексивно-перцептивных умений учителя?
- Какие механизмы являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося?
- Что такое "эмпатия"?
- Как трактуется рефлексия в психолого-педагогической литературе?
- Назовите базовые умения педагога.
- В чем суть проектировочных умений педагога?
- Что включает в себя конструктивный компонент деятельности педагога?
- Перечислите базовые организаторские умения.
- Что такое "стиль педагогической деятельности"?
- Какие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя выделяет А.К. Маркова?
- Чем отличается, по А.К. Марковой, эмоционально-методический стиль педагогической деятельности от рассуждающе-импровизационного?
- Назовите основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности.
- Какие три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности рассматривают А.К. Маркова и А.Я. Никонова?
- Что такое "педагогическая акмеология"?
- Назовите основные критерии определения профессионализма по А.К. Марковой.
- Охарактеризуйте основные уровни профессионализма педагога.
Вопросы и задания для самопроверки к теме 14
- Дайте определение понятия общения.
- Как трактуется общение в разных науках?
- В чем проявляются отличия изучения общения в педагогике и психологии?
- Что такое "педагогическое общение"?
- Как трактует общение А.А. Леонтьев?
- Назовите и дайте характеристику основных функций педагогического общения.
- В чем проявляется направленность педагогического процесса?
- Что характерно, по Е.А. Климову, для представителей профессии "человек - человек"?
- Назовите основные модели педагогического общения.
- Чем отличается учебно-дисциплинарная модель общения от личностно-ориентированной?
- Что характерно для авторитарного типа коммуникации?
- Какие стороны общения обычно выделяются в социальной психологии?
- В чем особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе?
- Чем отличается перцептивная сторона педагогического общения от интерактивной?
- Назовите основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе и дайте их характеристику.
- Чем отличается децентрация от идентификации?
- Какие группы социально-перцептивных стереотипов выделяет А.А. Реан? Как их можно учитывать в учебном процессе?
- Как проявляются антропологические стереотипы?
- Чем отличаются социально-статусные стереотипы от социально-ролевых?
- Назовите основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.
- В чем суть эффекта "ореола"?
- Чем отличается эффект "проецирования" от эффекта "первичности"?
- Что такое коммуникативный барьер?
- Назовите основные группы барьеров педагогического общения.
- К какой группе барьеров относятся барьеры неправильной установки сознания?
- Какие группы личностных качеств учителя определяют эффективность педагогического общения?
- Назовите основные показатели личностного плана.
- Что такое коммуникативные способности?
- Какие группы умения можно выделить на основе трехстороннего анализа общения?
- Какие умения включают в себя умения межличностной коммуникации?
- В чем суть перцептивных умений?
- Охарактеризуйте разные стили педагогического общения.
- Как влияет характер педагогического общения на психическое развитие учащихся?
- Что такое дидактогения?