Модуль 5 Оформление и представление результатов педагогического исследования
                   
Информационный блок

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

 

Оформление и представление

результатов педагогического исследования

 

1.                Требования к результатам педагогического исследования

2.                Структура выпускной квалификационной работы

3.                Язык и оформление результатов педагогического исследования

Литература

1.                Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике / Е.В.Бережнова. – М., 1999.

2.                Веревкин, А.Н. Как оформить библиографию к научной работе: метод.пособ / А.Н.Веревкин. – М., 1992

3.                Демидова, А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы / А. К. Демидова. - М., 1991.

4.                Клеев, С.А. Педагогическая технология учителя / С.А.Клеев. – Новосибирск, 1998.

5.                Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления, процедура защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов / Ф.А.Кузин. – М., 1997

6.                Кузнецов, И.Н. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы работы / И.Н.Кузнецов, Л.В. Лойко. – Минск, 1998

7.                Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы : методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2004

8.                Курсовые работы по  педагогике : метод. Реком.для ст-ов. / Сост. Л.Д.Воронцова.- Магнитогорск, 1995

 

1. Требования к результатам педагогического исследования

Когда исследование в своей основной части завершено и прошло апробацию, его результаты и ход должны быть об­народованы, без чего невозможно их широкое освоение, использование в науке и практике. Формы обнародования различны: публичные выступления, выставки, показы, смот­ры, дискуссии, запись на видеопленку и др. Но ведущуюроль пока играет старый традиционный способ — литера­турное оформление результатов исследования и подготовка публикаций (методических пособий, статей, книг).

Любое научное открытие рождается дважды, и второе его рождение связано с умением доступно и ясно изложить результаты, правильно их использовать, вскрыть их теоре­тическое и практическое значение. Это не всегда удается сделать авторам открытия, и тогда распространение новых научных идей и рекомендаций затягивается.

Педагог-исследователь должен стремиться к тому, чтобы быть одновременно и популяризатором своих идей и мето­дов. Ведь иначе ценнейший опыт, интереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться не­известными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Очень важно, чтобы исследователи не толь­ко провели новаторский поиск, но и сумели глубоко, до­ступно и увлекательно о нем рассказать, увлечь им.

Литературное оформление проделанной поисковой рабо­ты начинается, когда исследование или его относительно са­мостоятельная часть завершены, решены поставленные зада­чи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апроби­рованы рекомендации. Однако оформление работы связано еще и с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей, что стимулирует отработку, уточнение и рас­крытие всех положений исследования. Вот почему литератур­ное оформление — это важная часть самого исследования.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно услов­но разделить на содержательные (о чем следует рассказы­вать) и методические (как лучше это сделать).

Основные требования к содержанию излагаемого:

концептуальная направленность;

— сущностный анализ и обобщение;

— аспектная определенность;

— однозначность употребления понятий и терминов;

— четкое выделение нового и авторской позиции;

— конструктивность рекомендаций.

Концептуальная направленность определяется системой исходных положений, которые служат основой объяснения и преобразования действительности.

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, объяснение и обобщение фактов, чтобы подойти к выяснению причин, факторов и перспек­тив развития.

Аспектная определенность предполагает рассмотрение про­блемы, изложение опыта или поисковой работы с опреде­ленной точки зрения, в заданном ракурсе. В одном исследова­нии может быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

Однозначность употребляемых понятий и терминов пред­полагает их использование в одном значении, стремлении к определенности каждого понятия и к однозначности обо­значающего это понятие термина.

Четкое выделение нового и авторской позиции — это не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов в специфических условиях или модер­низированные методики.

В литературной записи должны быть даны ссылки на все используемые источники, так как их отсутствие создает представление, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору. Собственные выводы оговариваются: «как нам представляется», «мы считаем», «как удалось уста­новить» и т.п.

Конструктивность рекомендаций. Критика нужна и по­лезна, но за ней должны следовать решения, проекты, со­веты и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Помимо требований к содержательной стороне изложе­ния необходимо уделить внимание логике и методике изло­жения.

Литературная запись подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей, конечно, из содержания и логики исследова­ния, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда ис­следователь начинает писать заключительное сочинение, он уже знает результат, и этот результат так или иначе опреде­ляет способ изложения материала. Поэтому литературная за­пись отличается от исследования по своей форме.

Лучше ее начинать с теоретических исходных положе­ний, чтобы не описывать ход исследования, а воспроизве­сти историю развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов. Затем следует раскрыть наиболее рациональные и перспективные способы и формы вопло­щения идеи, найденные в собственном поиске.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом за­висят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко ос­новные виды литературного оформления результатов иссле­дования.

Научный отчет. Это официальная форма подведения ре­зультатов работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и резуль­татов поисковой работы. Стиль изложения — деловой, стро­гий. Содержит следующие разделы:

— характеристика авторского коллектива;

— обоснование актуальности темы и проблемы;

— задачи исследования;

— аналитический обзор литературы;

— анализ существующей практики;

— теоретическое обоснование работы;

— методика исследования, ее основные этапы и их со­держание;

— характеристика полученных результатов;

— выводы и рекомендации;

— библиография использованных работ и публикаций по теме исследования;

— приложения.

Доклад или сообщение. Они предназначены для зачитыва­ния вслух, аннотации исследования и выводов. Отсюда жи­вой разговорный стиль изложения.

Статья. Обычно содержит обоснование темы, задачи ис­следования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

Методические рекомендации. Краткое изложение совре­менных научных данных и более развернутое — практиче­ских рекомендаций в какой-либо области, методик иссле­дования или практической деятельности, рекомендуемых про­цедур. Методические рекомендации должны прежде всего помочь в практическом использовании определенных мето­дик и технологий.

 

2. Структура выпускной квалификационной работы

Традиционно сложилась композиционная структура  исследовательских работ, основными элементами которой являются следующие:

1.             Титульный лист (см.приложение №1)

2.             Оглавление (см.приложение №2).

3.             Введение.

4.             Главы основной части

5.             Заключение

6.             Библиография

7.             Приложения

Объем выпускной работы не должен превышать 50 страниц машинописного текста (14 шрифт, 1,5 межстрочный интервал), включая таблицы и рисунки.  Объем приложений не ограничивается.

 

Введение очень ответственная часть работы, в которой содержатся все квалификационные характеристики работы.  Введение содержит в себе краткое обоснование актуальности выбранной темы,  анализ состояния проблемы, формулировку объекта, предмета, цели, задач исследования,  практической  значимости, ха­рактеристику методов исследования, т.е. описывается подробная программа исследования. В конце введения указывается структура работы.  Например, «Выполненная работа  состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы 54 стр.».

 

Основная часть   работы состоит из двух глав,  каждая из которых  имеет  два-три параграфа.

 Первая глава носит теоретический характер. В ней излагаются теоретические  основы исследования,  история вопроса, показывается степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы; дается анализ достижений и недостатков в рамках в изучаемой проблемы; раскрываются  тенденции развития тех или иных процессов. В этой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки.

Среди типичных ошибок при написании теоретической части работы встречаются следующие:

1.           Превалирование в работе теоретического материала. Первая глава по объему  значительно больше второй.

2.           Текст представляет собой простую компиляцию  отрывков из разных источников – материал не перерабатывается, не делается анализ информации, обобщение.

3.           Нет ссылок на авторов работ, которые взяты за основу теоретической части исследования.

4.           Сплошное цитирование или пересказ источника.

 

Содержание второй главы носит практический характер. Во второй главе предполагается анализ и обобщение педагогического опыта учителей; анализ учебно-методических комплексов; описание и анализ результатов экспериментальной работы, разработка учебно-методических рекомендаций в адрес школы или педагога, разрабатывается серия уроков,  программа воспитательных дел, программа педагогической поддержки индивидуального развития ребенка, концепция лагерной смены, разнообразные тематические проекты и т.п.

В конце каждой главы должны быть сделаны краткие выводы.

В заключении  автор представляет общие итоги рабо­ты, основные выводы,  к которым  пришел автор. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом в   заключении должны быть даны ответы на  постав­ленные задачи исследования; зачем предпринято студентом данное исследование, что сделано, к каким выводам пришел автор.       В качестве  иллюстрации предлагаем  заключение работы «Психодрама как средство развития коммуникативных умений подростков» Бахтиной Л.Б.

«Дипломная работа «Психодрама как средство развития коммуникативных умений подростков» имеет как теоретическое, так и практическое значение.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была раскрыта сущность, структура, функции, формы общения, рассмотрены особенности общения в подростковом возрасте. Учитывая  характерологические особенности общения,  была разработана номенклатура коммуникативных умений для подростков 9-го класса.

Было выяснено, что целенаправленное обучение детей общению должно реализовываться в целостном учебно-воспитательном процессе. Весьма ценным является расширение межличностных контактов детей, выходящих за рамки учебных занятий. Большое воспитательное значение имеет игровая технология формирования и коррекции коммуникативного опыта детей, известная как психодрама.

Проанализировав возможности психодрамы в развитии коммуникативного опыта детей,  мы пришли к выводу, что психодрама обладает большими возможностями в развитии умений общения, выработки навыков поведения в больших и малых группах; разрешения конфликтов, формированию адекватного самовосприятия и восприятия других. Психодрама является одним из продуктивных методов в работе с подростками, так как она способствует появлению у них ощущения контроля  над ситуацией, приводит к повышению внутренних ресурсов, возрастанию самооценки и укреплению эмоциональной сферы.

Результаты  экспериментальной работы подтвердили эффективность выбранной нами методики формирования коммуникативного опыта детей»

 

В списке использованной литературы выпускной квалификационной работе должны быть представлены не менее 35  современных научных источников

К элементам библиогpафического описания публикации относятся:

а/ фамилия, инициалы автоpа;

б/ название книги, ее подзаголовок /если он есть/;

в/ поpядковый  номеp издания /если книга издается впеpвые,   то не указывается/;

г/ поpядковый номеp тома, части, выпуска;

д/ место издания;

е/ название издательства;

ж/ год издания;

з/ количество стpаниц.

Например:

1. Библиогpафическое описание книг:

·          Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ / В. В. Краевский – М., 1997

·          Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование / А. Н. Майоров. - СПб., 1997

·          Радугин, А. А. Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1997. - С. 149.)

·          Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. - 2-е изд. - М., 1998. - С. 10.)

 

2.  Переводные издания:

·          Дpевс, У.  Фуpман, Э. Оpганизация уpока (в вопpосах и ответах) / У.Дpевс .Э.  Фуpман: Пеp. с нем.  :  Пособие для учителя.-  М.:  Пpосвещение, 1984.- 128 с.

 

3. Библиогpафическое описания статьи:

а/ фамилия, инициалы автоpа;

б/ название статьи, подзаголовок;

в/ наименование жуpнала /газеты, сбоpника/;

г/ год выхода жуpнала /число выхода газеты/;

д/ стpаницы жуpнала, сбоpника, занимаемые статьей.

·          Краевский, В. В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Советская  педагогика. - 1989. - № 2.

·          Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 13).

 

4. Описание сборника трудов с общим названием:

·          Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В. Н. Иванов. - М.; Белгород, 1995. - С. 253.)

         

В описании допускаются некоторые сокращения слов. Сокращения не касаются названия  работы. Например,   дет.  лит.;  иностp. лит.;    учеб.пособие; метод.  пособие;  сp.шк.; ин-т; ун-т; биб-ка; ма-   теp. /матеpиалы/;  лит. /литеpатуpа/; высш. шк.; сб.науч. тp. и   дp.

        

Приведем пример того, как правильно составить библиографию.

Список использованной литературы

1.    Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике / Е.В Бережнова. – М., 1999.

2.    Введение в научное исследование по педагогике / Под ред В.И.Журавлева - . М., 1988.

3.    Веревкин, А.Н. Как оформить библиографию к научной работе: метод.пособ / А.Н.  Веревкин,– М., 1992

4.    Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования /  В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982.

5.    Клеев, С.А. Педагогическая технология учителя /  С.А. Клеев. – Новосибирск, 1998.

6.    Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие педагога-исследователя / В. В. Краевский . - Самара, 1994.

7.    Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления, процедура защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов / Ф.А.Кузин. – М., 1997

8.    Кузнецов, И.Н. Методика научного исследования / И.Н.Кузнецов . – Минск. 1997

9.    Курсовые работы по  педагогике: метод. Реком.для ст-ов. / Сост. Л.Д.Воронцова.- Магнитогорск, 1995

10.                      Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю/ М.Н.Скаткин. – М., 1986

 

 Приложение к работе представляет собой вспомогательные, дополнительные материалы,  не вошедшие в текст работы: анкеты, тесты, протоколы наблюдений, программы обучения,  конспекты уроков, воспитательных дел, фотографии, рисунки детей,  таблицы и т.п. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу пишется слово «Приложение». Если в работе больше одного приложения, они нумеруются. Приложение имеет заголовок. В основном тексте работы должна быть обязательно сделана ссылка на приложение («смотри приложение №2»). Например:

                                                                          

Приложение №1.

Тест для учителей «Этика педагогического общения»

         Цель: определить уровень самооценки педагога

Инструкция: Пользуясь семибалльной шкалой, определите, насколько верны по отношению к вам следующие высказывания

 

№№

Утверждения

Верно

Редко

Пожалуй

Не знаю

Скорее неверно

неверно

Совершенно верно

1

Не использую отметку как наказание за проступок или неуважение ко мне

 

 

 

 

 

 

 

2

Не использую наказание как способ выражения личной неприязни, раздражения; наказывая, не унижаю достоинства учеников, принимаю их личность

 

 

 

 

 

 

 

3

Стремлюсь к тому, чтобы поощрения превалировали над наказаниями

 

 

 

 

 

 

 

4

Не осуждаю чувства и мотивы учащихся, концентрирую внимание на поведении, поступках

 

 

 

 

 

 

 

5

Предоставляю учащимся свободу в поведении, а потом помогаю в анализе их действий

 

 

 

 

 

 

 

6

Даю учащимся понять, что вижу их сильные стороны, независимо от успехов учебы

 

 

 

 

 

 

 

7

Мои контакты с учащимися скорее диалоги, чем монологи, поучения

 

 

 

 

 

 

 

8

Стараюсь смотреть на мир глазами моих учеников, понять их

 

 

 

 

 

 

 

9

Разными способами стараюсь показать, что уважаю их, понимаю их, даже когда не полностью одобряю то, что они делают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Язык  и  оформление работы

Особое внимание следует уделять языку и стилю выпускной квалификационной работы следует. По умению логично и грамотно излагать материал можно судить об общей культуре автора.  Материал излагается последовательно,  в соответствии с намеченным планом работы и задачами исследования.  Определения  и формулировки, сделанные автором, должны быть точными и ясными, как без излишней детализации, так и чрезмерной краткости.  Ста­райтесь избегать повторов слов и словосочетаний, речевых штампов. Излишнее увлечение  мудреной научной лексикой, иностранными словами мешает писать доходчиво.

В тексте работы допустимы некоторые сокращения, но они требуют пояснения. При первом их использовании словосо­четание пишется полностью, а скобках указывается принятое сок­ращение, которое и будет использоваться в дальнейшем. Напри­мер, "самостоятельная работа школьников" (СРШ), "комплекс дидактических игр" (КДИ) и т.п. Таких сокращений не должно быть много, иначе это затрудняет восприя­тие материала.

При написании работы не рекомендуется вести изложение от первого лица (Я считаю... По моему мнению...). Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется обычно от третьего лица. Местоимение «мы» (Мы полагаем... Мы наблюдаем) позволяет выразить свое мнение как мнение коллектива авторов, научной школы. Однако излишне частое обращение к «мы» производит негативное впечатление.   Лучше выразить мысль в безличной форме (Полученные данные свидетельствуют о том..... Можно утверждать, что...., Итоги аналитической работы  дают основание для.... и т.д.).

Если в тексте используется прямая цитата, она должна быть заключена в кавычки и сопровождаться ссылкой на автора.  Для этого в скобках сразу после цитаты указываются инициалы и фамилия автора работы, год ее издания. Например, " Самостоятель­ная работа учащихся, включаемая в  процесс обучения, - это та­кая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для это время" (Б.П.Есипов, 1961).

Если цитата приводится не с на­чала (или без окончания), то перед ней (во втором случае после нее) ставится многоточие («… скорость обучения в гуманистической парадигме обуславливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы».

Не стоит увлекаться прямым цитированием. Мысль автора мо­жет быть передана своими словами (без искажения смысла), тем не менее,  в этом случае ссылка на его фамилию необходима.

После согласования окончательного варианта работы с руководителем, напечатанную работу брошюруют в специальной папке или переплетают.  Текст пишется на одной стороне листа формата А4 через полтора интервала числом строк не более 30. В каждой строке должно быть 60-65 знаков с учетом пробелов. Страница должна иметь поля:

-                     левое - 30 мм,

-                     пра­вое10 мм,

-                     верхнее20 мм,

-                     нижнее25 мм.                         

Каждую структурную часть работы начинают с новой страницы. Заго­ловки глав и параграфов должны располагаться в центре страницы и быть отделены от основного текста интервалом. Название каждой новой части и параграфа в тексте работы следует писать более крупным шрифтом, чем весь остальной текст.  Точку в конце заголовка не ставят. Заголовки не должны быть последней строкой на странице.

Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с третьего листа и заканчивая последним. На третьем листе ставится номер "3".

Для наглядности в работу желательно  включены таблицы, графики, схемы, рисунки, диаграммы и т.п. Таблицы и пр. могут быть вынесены в приложение к дипломной работе, о чем в тексте делается указание, например, «см. приложение 5».

Нумерация таблиц и пр.  (отдельно для таблиц,  графиков и пр.) должна быть сквозной на протяжении всей выпускной работы. Слово "таблица" («график», «диаграмма» и пр.) и ее порядковый номер пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем дается ее название. Если в тексте таблица одна, номер ей не присваевается.

При ссылке на таблицу в тексте  следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена («см. таблицу 6 на стр.23»). Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При переносе таблицы головку таблицы следует повторить (или пронумеровать графы)  и над ней написать «Продолжение таблицы 3».

По содержанию таблицы могут быть аналитические и неаналитические. Первая категория таблиц предполагает последующее  текстовое обобщение. Например, «данные таблицы позволяют сделать вывод, что…»,  «из таблицы видно, что…», «из  приведенных в таблице данных можно заключить, что…».

Неаналитические таблицы содержат в себе статистические данные, необходимые для информации, констатации. Безусловно, их можно использовать в работе. Но если материал можно представить в обычной текстовой форме, таблица производит неблагоприятное впечатление.

Приведем пример  таблицы из работы «Формирование у школьников готовности к самостоятельной работе»  «… Анализ данных, полученных в pезультате втоpого фоpмиpующего экспеpимента, показывает, что в мотивационном компоненте готовности существенная  тpансфоpмация  пpоизошла  у школьников со  сpедним и низким уpовнями,  соответствено на 24% и 29% по сpавнению с  началом  экспеpимента.  В  содеpжании этого компонента  выpос такой показатель как познавательная активность на 40,6%, потpебность  в  самообpазовании  на 14%.  Сокpатилось число учащихся с отpицательным отношением к самостоятельным  занятиям, возpосла их самостоятельность (см. табл.40)».

Таблица 40.

Динамика  в мотивационном компоненте готовности школьников

к самостоятельной работе  (в % отношении)

 

Компонет

Показатели

уровни

Мотивационный

Низкий

Средний

Высокий

КЭ

ФЭ1

ФЭ2

КЭ

ФЭ1

ФЭ2

КЭ

ФЭ1

ФЭ2

Положительное отношение к СР

26

32

34

57

64

62

17

4

4

Потpебность   самообpазовании  

8

12

16

51

59

64

41

29

20

Познавательная

актность      

11

20

27

23

71

68

66

9

5

Самостоятель-

ность        

3

8

12

64

75

75

33

17

13

В общем

12

18

22

43

67

67

39

15

10

КЭ – констатирующий эксперимент

ФЭ1 – первый формирующий эксперимент

ФЭ2- второй формирующий эксперимент

Пример  диаграммы из работы «Психодрама как средство развития коммуникативных умений у подростков» : «…По итогам проведенного опроса были получены следующие показатели развития коммуникативных умений учащихся экспериментальной группы (см. диаграмму №1).

Диаграмма №1

Коэффициент развития коммуникативных умений

(предэкспериментальный срез)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Параметры:

1.     умение создавать благоприятный социально- психологический микроклимат общения;

2.     умение вносить необходимые корректировки в процесс общения;

3.     умение создавать и поддерживать у собеседника  наиболее выгодный образ;

4.     умение распознавать правила неречевого поведения;

5.     умение сочетать речь с невербальными средствами общения;

6.     умение видеть и уважать в собеседнике индивидуальность» и т.д.

 

Для сокращений или условных обозначений, допущенных в таблице, диаграмме и пр.  должны быть даны пояснения.

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна