26
июль

Итоги летнего лагеря по бурятоведению

16 июля 2018 – 23 июля 2018, п. Максимиха, Баргузинский район
IMG_0078IMG_0178IMG_0547IMG_0562IMG_0565IMG_0575IMG_0869IMG_1443IMG_1454IMG_1615IMG_1648IMG_1848IMG_2016IMG_2206IMG_2795IMG_3077IMG_3221IMG_3221IMG_9802

Международный летний лагерь монголоведов, в рамках которого был проведен профильный летний лагерь учащихся по бурятоведению, проводился на базе ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» в период с 16 июля по 23 июля 2018 г.

Местом проведения лагеря традиционно был определен пансионат БГУ «Байкал», расположенный в с. Максимиха Баргузинского района.

Всего в работе лагеря приняло участие 32 человека, в том числе учащиеся общеобразовательных организаций из Кяхтинского, Окинкого, Тункинского, Закаменского, Еравнинского, Хоринского, Кижингинского, Курумканского районов Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, , а также учащиеся общеобразовательных школ Агинского Бурятского округа Забайкальского края, студенты, преподаватели БГУ. Список участников-учащихся был сформирован из числа учащихся победителей и призеров республиканской олимпиады по бурятскому языку и литературе, творческого конкурса литературного мастерства «Уран гуурhан», посвященного 80-летию известного бурятского поэта Даши Дамбаева.

Для чтения лекций и проведения занятий лагеря были приглашены Б. Монхбаяр, старший научный сотрудник Института языка и литературы Академии наук Монголии, доктор Ph.D (г. Улан-Батор, Монголия), Гɵрɵɵчингийн Гэрэлмаа, старший научный сотрудник Института языка и литературы Академии наук Монголии, доктор Ph.D (г. Улан-Батор, Монголия), Энхбат Мɵнхцэцэг, научный сотрудник Института языка и литературы Академии наук Монголии, доктор Ph.D (г. Улан-Батор, Монголия), Дабаев Валерий Цыденович, писатель (г. Улан-Удэ, Россия), Амгалан Жамсоев, сотрудник Мастерской монгольской письменности (Улан-Удэ, Россия). Занятия проводили также преподаватели Восточного института БГУ (г. Улан-Удэ, Россия).

Мероприятия лагеря были реализованы в следующих формах: лекции и практические занятия, творческие мастерские по старописьменной каллиграфии, по литературному творчеству, проектная деятельность через организацию форсайт-игр «Ерээдүй зам», школа лидеров по развитию самоменеджмента и управленческих способностей, творческие лаборатории, технологии переводов текстов, коммуникативный тренинг, дискуссионные площадки по обсуждению актуальных проблем бурятоведения, а также по истории и культуре монголоязычных народов.

Уже второй год подряд Министерство образования и науки Республики Бурятия предоставляет возможность участия в работе летнего лагеря учащихся старших классов общеобразовательных организаций, являющихся победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ежегодной республиканской олимпиады по бурятскому языку и литературе, а также межрегионального конкурса литературного творчества «Уран гуурhан». Участие школьников (проезд (Улан-Удэ – пансионат «Байкал» – Улан-Удэ), проживание, питание) было профинансировано за счет средств Государственной программы РБ по сохранению и развитию бурятского языка на 2014-2020 гг.

В целом, проведение профильного летнего лагеря учащихся по бурятоведению выполняет ряд важных задач. Во-первых, позволяет консолидировать и координировать научно-исследовательскую, творческую, проектную работу учащихся, студентов, молодых ученых по разработке и изучению актуальных проблем монголоведных, в том числе бурятоведческих исследований в мире. Во-вторых, в рамках лагеря предоставляется возможность усилить взаимосвязь между научным сообществом и подрастающим поколением путем приобщения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к проблемам монголоведения, а также ее составляющей бурятоведения.

Работа профильного летнего лагеря учащихся по бурятоведению была направлена на обсуждение общемонголоведных, бурятоведческих тем по языку, истории монголоязычных народов, современному состоянию бурятской литературы, истории старомонгольской письменности, состояния бурятского языка, его функционирования в современном сообществе, перспектив развития, лингвистических исследований по изучению бурятского текста, по моделированию устного и письменного речевого произведения, а также на развитие способностей учащихся в области литературного творчества. Кроме того программа лагеря в 2018 году включала работу творческих лабораторий по бурятскому фольклору и литературному творчеству, исследованию бурятского текста, коммуникативного тренинга, форсайт-сессии о прогнозировании будущего бурятского языка.

В ходе работы лагеря было проведено всего 56 занятий различным направлениям. Так во время работы мастерской по старописьменному бурятскому языку участники под руководством А. Жамсоева, сотрудника Мастерской монгольской письменности, Э. Мөнхцэцэг, сотрудника Института языка и литературы Академии наук Монголии прошли экспресс-курс по обучению вертикальному письму, по лексике монгольских языков. Интересные занятия по монгольской литературе проведены Б. Монхбаяром, лекции Г. Гэрэлмаа были посвящены современной монгольской терминологии, их классификации. В рамках дискуссионной площадки «Байдал гээшэ орёохон, байдаг юм даа элдэб зүйл ….»» (отв. Дашиева С.А.) были обсуждены актуальные вопросы современного общества на бурятском языке. Так, в ходе коммуникативного тренинга «Харилсажа һурая» участниками были обсуждены проблемы по использованию интернета, его положительного и отрицательного воздействия на современное общество, в частности, на молодежь и детей. По результатам тренинга учащимися были продемонстрированы интервью на бурятском языке. 

Во время работы мастерской «Жэгүүртэ хүлэг» (отв. Халхарова Л.Ц., Дабаев В.Ц.) учащимися была проведена большая работа по созданию и анализу поэтических и драматических текстов. Была проведена экскурсия в библиотеку п. Максимиха, где учащиеся прослушали лекцию о жизни и творчестве бурятского писателя М. Жигжитова. Прошел вечер бурятской поэзии, на котором участники лагеря декламировали свои собственные стихи и стихи бурятских поэтов. Работа творческой мастерской «Буряад текст» (отв. Цырендоржиева Б.Д.) была направлена на развитие умений учащихся по написанию сочинения-рассуждения на бурятском языке и включала знакомство со структурной и смысловой организацией бурятского текста, законами его построения, спецификой организации бурятского письменного текста. Учащиеся в процессе работы в творческой лаборатории «Уран γгын абдарhаа» совершенствовали лексические навыки, систематизировали и обобщали тематическую лексику, обогащали свою речь народно-поэтической лексикой, образными выражениями, выразительными средствами языка.

Работа школы лидеров «Урагшаа» проходила в ходе как общих мероприятий в программе лагеря, так и во время специально подготовленных занятий. В рамках школы лидеров был проведен вечер знакомства, посвящение в члены лагеря, тренинг «Танилсахамнай гү?» (отв. Будажапова Л.Б., Цырендоржиева Б.Д.), который позволил узнать лучше, выявить интересы, сблизить всех участников лагеря – и учащихся, и преподавателей. Школой «Урагшаа» (отв. Гунжитова Г-Х.Ц.) была также организована и проведена форсайт-сессия по планированию работы Лагеря и выборам Парламента. По инициативе участников лагеря была проведена экологическая акция «Чистый берег», в ходе которой был собран мусор с берега Байкала в п. Максимиха. Выездная съемочная группа БГТРК провела запись мероприятий лагеря, взяла интервью у преподавателей и учащихся для передачи "Багшын булан".

В заключительный день в рамках школы лидеров была проведена панорамная презентация по итогам работы творческой мастерской «Жэгүүртэ хүлэг»: «Уран зохёолой шэдитэ долгин», работы творческой лаборатории «Уран үгын абдарhаа»; работа школы лидеров «Урагшаа»; работы лингвистической мастерской «Буряад текст»; работы мастерской по старописьменному языку «Сэргэ бэшэг». Кроме того, было проведено награждение победителей межрегионального конкурса литературного творчества учащихся «Уран гуурһан». Также участники представили презентацию выполненных групповых проектов по бурятоведению. Лагерь завершился финальным мероприятием у  костра на берегу Байкала.

Оргкомитет выражает искреннюю благодарность преподавателям Восточного института, принявшим активное участие в подготовке работы лагеря, а также во всех мероприятиях в рамках лагеря.