06июль2009

III Международная научная конференция «Образование и глобализация»: думай глобально – действуй конкретно

В самый разгар приемной кампании желанными гостями Бурятского государственного университета стали не только абитуриенты, но и научная интеллигенция из 25 городов страны, а также зарубежных стран, в том числе из Японии, Китая, Монголии, США, Германии, Швейцарии и других, собравшаяся на Международную научную конференцию "Образоване и глобализация".

Как сказал профессор, член-корреспондент РАО, ректор Бурятского госуниверситета Степан Калмыков, "сегодня в качестве точек опоры в процессе глобализации рассматриваются университеты, которые имеют свою динамику развития, свои особенности". БГУ, являющийся системообразующим вузом Байкальской Азии, несомненно, имеет свою стратегию развития. Поэтому неспроста уже в третий раз ученые (в общей сложности более 300 участников) съехались именно в БГУ обсудить проблемы образования в глобализирующемся мире. Важность и актуальность этого разговора подчеркивает тот факт, что в этом году его участниками стали академики Российской академии образования (РАО).

Обсуждению на форуме подверглись самые разные проблемы от развития физической культуры и спорта и этнокультурных и духовных ценностей в системах образования до инноваций в системе образовательного менеджмента и компетентностного подхода в подготовке специалистов. В свою очередь, и в каждой из секций диапазон тем тоже был большой: председатель одной из секций профессор, член-корреспондент РАО, президент Тюменского госуниверситета Геннадий Шафранов-Куцев заметил: "Так из мелких элементов складывалось большое и красивое мозаичное полотно конференции. А возникавшие при слушании и обсуждении докладов интересные дискуссии только украсили научный форум".

Действительно, ученым было что обсудить. Ведь то, что происходит с системой образования в сегодняшнем мире волнует не только ученых, но все общество в целом. С этого и начал свое выступление вице-президент РАО, член-корреспондент РАО Виктор Болотов, который отметил, что еще с 80-х годов прошлого века в обществе нарастает недовольство положением дел в образовании. Как бывший чиновник, замминистра образования РФ он подчеркнул, что в этих условиях было сделано множество попыток реформ в образовании, но все они ведомственные. Главное же, по мнению Болотова, то, что «одной школе без социального партнерства эту проблему не решить; к сожалению, не подключаются представители системы высшего образования. А они могли бы предложить проекты по созданию новых школ, и новых стандартов. Ведь через некоторое время ученики, которые сейчас проектируются, придут институты и университеты, где ими снова будут недовольны - не тот абитуриент, не то знает, не так подготовлен. Фактически школьное образование, как и в девяностых годах, будет пытаться решить свои проблемы само. И есть опасность, что реформа в образовании снова захлебнется, и не будут достигнуты результаты, которые бы смогли сделать Россию конкурентоспособной в мире».

Академик-секретарь отделения философии образования теоретической педагогики РАО Михаил Левицкий начал свой доклад также с обзора рисков в системе образования России, "которая находится сегодня на этапе перманентного реформирования". По его мнению, которое, надо заметить, было поддержано многими участниками в их выступлениях, совершенно неутешительным является процесс, который наблюдается сегодня в стране - процесс "массовизации" высшего образования. Тем более, массовый характер получения дипломов не сопровождается, к сожалению, улучшением экономического положения в стране.

Перспективы образования в России, также заставляют задуматься. Высшая школа вступает в период, связанный со сложным демографическим положением: контингент выпускников школ в 2010 году по сравнению, например, с 2006 – относительно благополучным – годом сократится в 2 раза. И если не принять действенных мер, то снижение конкурса неизбежно приведет к дальнейшему снижению качества образования.

Всеобщая "ЕГЭзация", как считает Левицкий, также создает рисковую ситуацию для высшей школы. Ученый привел следующие цифры, полученные Федеральным институтом педагогических измерений по результатам ЕГЭ в прошлом году: 23 % одиннадцатиклассников, сдававших математику, получили "2", а по русскому языку получили неудовлетворительную оценку 12 % выпускников школ. Чтобы оперативно "скрасить" эту ужасающую картину, возможны две меры - облегчить задания тестов и снизить порог "двойки". А это также ведет к снижению уровня абитуриентов.

Еще один риск - переход на двухуровневую систему образования, поскольку на сегодняшний день стандарты в этой области есть, а концепции нет. Отдельного разговора заслуживает и ситуация, вызванная переходом на новую систему финансирования высшей школы. Подводя итог своего выступления, Михаил Львович подчеркнул, что действия по устранению этих рисков должны проходить под девизом: "Думай глобально, а действуй конкретно".

Пожалуй, с этим лозунгом были согласны все участники конференции в Бурятском госуниверситете, которые на разных языках говорили, что уже сделано, и в каком направлении следует двигаться образованию как в перечисленных выше, так и в других непростых ситуациях. Часто актуальность обсуждаемых вопросов заставляла представителей науки выступать эмоционально и даже резко. Немало дискуссий вызвал пресловутый ЕГЭ. Хотя подытоживая все высказанное по этой теме, ученые пришли к выводу, что к ЕГЭ "надо относиться спокойно, хотя бы потому, что это закон". Затронули участники форума тему непрерывного образования, тревожную тенденцию оттока кадров, не остались в стороне проблемы среднего профессионального образования, был с интересом рассмотрен опыт зарубежных систем образования, и здесь сравнение порой складывалось не в нашу пользу, особенно если сравнивать положение учителя там и у нас.

Красной нитью через всю конференцию прошла тема экологического образования: доклады на эту тему были представлены как на секционных заседаниях, так и на выездном Бюро Президиума РАО, которое прошло в конференцзале БГУ параллельно с работой секций. Здесь о формировании экологической культуры высказался член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО Анатолий Захлебный. Разговор поддержали профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарного университета Татьяна Клименко и профессор, директор педагогического института БГУ Нина Дагбаева, которые согласились с важностью экологической проблематики и заверили, что и ученые, и практики поддержат этот проект.

Ректор БГУ Степан Калмыков поделился с участниками заседания Бюро Президиума РАО тревогой по поводу утечки будущих трудовых ресурсов. Рассказав о деятельности Бурятского государственного университета как системообразующего университета Байкальской Азии в условиях глобализации, он высказался о необходимости тесно взаимодействовать с академиками в исследовательских, просветительских направлениях, чтобы создавать в регионах точки роста.

Продолжая тему социального партнерства, поднятую им на пленарном заседании конференции, с перспективами совместной деятельности согласился и Виктор Болотов, которому представился интересным опыт слияния педагогического и классического университета в БГУ, а также работа университета с конфессиями. Например, то, что в университете с 2007 года студенты-философы имеют возможность специализироваться и по православной, и по буддийской философии. «Это интересно для России в целом, и это, безусловно, поле для совместной работы», – отметил вице-президент академии образования. Этот опыт, несомненно, вызвал интерес и у президента РАО, академика РАО, профессора Николая Никандрова, чьи научные труды в большинстве посвящены именно духовно-нравственному воспитанию молодежи, и который убежден, что наступило время, когда религия и наука должны быть объединены.

Поэтому закономерным итогом конференции стало подписание соглашения о сотрудничестве между РАО и БГУ.

В этот же день согласно насыщенному графику академиков принял заместитель председателя правительства Республики Бурятия Баир Бальжиров. На встрече был обсужден проект Соглашения о сотрудничестве республики в развитии педагогической науки с Российской академией образования. Затем документ, предусматривающий подготовку научных кадров, сотрудничество в развитии инновационных образовательных программ и технологий и в ближайшем будущем, был подписан. И это, как заявил Николай Никандров представителям СМИ на пресс-конференции, стало одним из главных итогов конференции.

Пусть проблемы, о которых говорили на форуме, возникли не вчера, и их невозможно решить одномоментно, но напряженный труд всех участников конференции – это значимый вклад во благо образования в условиях глобализации, а значит во благо будущих поколений.

Светлана СИБИДАНОВА.