Иван Александрович Батудаев

И.А. Батудаев фото

Он оставил свой след на земле

Когда-то известный французский писатель Роже Мартен произнес: «Жить - это значит действовать». Иван Александрович Батудаев это краткое, крылатое выражение наполнил глубоким практическим смыслом. Всю свою жизнь он действовал. Выходец из трудовой крестьянской семьи, И.А. Батудаев прошел славный жизненный путь, внес большой вклад в развитие образования, науки, культуры Бурятии. Родился он 12 ноября 1921 г. в улусе Каха Осинского, в прошлом Боханского, аймака Иркутской области в семье Башина (Александра) Батудаевича Батудаева и Таряши Андреевны Башкуевой.

Трудовая жизнь у него началась рано. С седьмого класса Иван работает в колхозе имени К. Маркса. После окончания средней школы он был при зван в армию. С октября 1940 г. по август 1941 г. он рядовой отдельного саперного и первого запасного кавалерийского эскадрона 8 кавалерийской дивизии, с августа 1941 г. по февраль 1942 г. курсант Хабаровского пехотного училища, а затем проходит службу в качестве командира взвода, роты, помощника начальника штаба 211 стрелкового полка 22 стрелковой дивизии. Службу проходил в Приморском крае и в г. Петропавловске-на-Камчатке. В августе в составе Первой дальневосточной армии И.А.Батудаев принимает участие в разгроме Квантунской армии, в 1946 г. был на курсах усовершенствования офицеров пехоты в г. Комсомольске-на- Амуре. В 1947 г. демобилизованный капитан поступает в Бурятский пединститут. Незаурядные способности, целеустремленность, работоспособность, упорство позволили ему на год раньше закончить институт и получить диплом с отличием.

Потом была работа. Сначала учителем, директором школы, затем заведующим отделом Байкало-Кударинского райкома КПСС, заместителем начальника управления культпросветучреждений при Совете Министров Бурятской АССР, лектором Бурятского обкома партии. В 1956 г. он поступает в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, которую спустя три года успешно заканчивает с защитой диссертации и получением степени кандидата философских наук. После этого И.А. Батудаев работал заведующим отделом школ, науки и культуры ОК КПСС, заведующим кафедрой философии и секретарем парткома в Бурятском сельхозинституте. В 1967 г. он был назначен ректором Бурятского пединститута. В этой должности он трудился около 20 лет. Здесь в полной мере проявились его глубокие знания, профессионализм, организаторский талант, высокие личностные качества. За эти годы кардинальным образом обновилась материальная база вуза. Благодаря усилиям ректора, поддержанным руководством республики, был построен главный учебный корпус на 1400 посадочных мест, два студенческих общежития на 888 мест. Строительству предшествовала огромная работа по сносу стоявших там 6 длинных бараков, 2 двухэтажных жилых домов, пожарного депо, клуба водников, поликлиники, аптеки. В те же годы были построены агробиологическая станция с лабораториями и складскими помещениями, спортивно-оздоровительный лагерь на озере Щучье, спортивно- лыжная база в пос. Орешкова, было начато строительство столовой на 510 посадочных мест.Особая забота проявлялась руководителем вуза о подготовке профессорско- преподавательских кадров. Он прекрасно знал, что от уровня научной квалификации преподавателей зависит качество выпускаемых ими учителей, вклад в развитие науки. Для этого использовались возможности подготовки научных кадров в центральных вузах и НИИ страны через аспирантуру, докторантуру, соискательство, перевод на СНС. Благодаря этому в те годы было подготовлено более 150 докторов наук, профессоров, кандидатов, доцентов. В конце 80-х годов по удельному весу докторов и кандидатов Бурятский пединститут имел самый высокий показатель среди 24 педвузов Сибири и Дальнего Востока. Успеху в подготовке вузовских преподавателей во многом способствовала высокая требовательность ректора, сочетавшаяся с тактичностью, выдержкой, уважением к человеку. Предметом повседневной заботы профессора И.А.Батудаева являлось развитие научных исследований. Вплоть до середины семидесятых годов научная работа в институте страдала много- и мелкотемьем. Благодаря усилиям ректора в институте был сделан переход к крупным, комплексным исследованиям, возросли масштабы и эффективность научных поисков. Учеными вуза были достигнуты внушительные результаты в исследовании проблем охраны и рационального использования природных ресурсов Байкальского региона, физики твердого тела, истории, этнологии, социальной структуры, интеллигенции, филологии, фольклористики, образования, педагогики. Институт стал местом проведения крупных научных конференций.

Ректор был не только опытным организатором вузовской науки, но и активным исследователем. Им написано и опубликовано более 50 научных работ, в том числе 2 монографии. Круг научных интересов профессора И.А. Батудаева был достаточно широким. Это проблемы социальной революции и реформы, истории и педагогики высшего образования, внедрения исследовательских методов обучения и др. Начало его научной деятельности связано с разработкой проблемы социальной революции и реформы. Собственно эта проблема была определена в Академии общественных наук при ЦК КПСС в качестве темы его кандидатской диссертации. Выбор данной темы был не случайным. В конце 50-х - начале 60-х годов в коммунистическом и рабочем движении произошло резкое обострение идейно- теоретической борьбы. Одним из основных вопросов этой борьбы являлся вопрос о соотношении социальной революции и социальной реформы, о путях и средствах уничтожения капитализма и перехода к социализму.Этот вопрос, а также проблемы содержания социальных реформ,их значения для классовой борьбы трудящихся не получили к тому времени достаточного освещения. Они-то и явились предметом его научного поиска. В результате трехлетней работы над разрешением этих проблем к 1960 г. И.А. Батудаевым были написаны большая статья «Критика реформистской теории трансформации капитализма в социализм» (опубликована в сборнике «Критика правосоциалистической идеологии ». Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 2,5 п.л.), монография «Марксизм и реформизм о революции и реформе» (издана в Улан- Удэ Бурятским книжным издательством, 4,0 п.л. ), а главное - подготовлена диссертация «Марксизм и реформизм о революции и реформе », которая была успешно защищена в 1960 г. в Институте философии АН СССР. В своих работах автор приходит к выводу, что социалистическая революция является единственным путем, средством перехода от капитализма к социализму, а реформы носят побочный характер в классовой борьбе пролетариата. При этом выясняется общее и различие между социальной революцией и социальной реформой. Общее между ними, по мнению автора, состоит в том, что они являются:

1) порождением антагонистического противоречия между производственными отношениями и производительными силами;

2) продуктами классовой борьбы; 3) двумя основными формами общественных изменений, совершаемых определенными классами в условиях антагонизма между ними. Различие между революцией и реформой исследователь видит в том, что:

1) они являются двумя принципиально различными методами общественных изменений: если революция имеет своим историческим назначением преобразовать производственные отношения, заменить устаревшие отношения новыми, социалистическими отношениями, то реформы изменяют лишь отдельные моменты производственных отношений, не затрагивая их основ;
2) революция и реформа осуществляются различными классами: если реформа декретируется правящим классом, «сверху», то революция совершается народными массами, «снизу», против «верхов»;
3) природа реформы в отличие от революции, которая всегда выступает локомотивом истории, противоречива.

Разъясняя эту противоречивость,И.А. Батудаев пишет, что реформы,с одной стороны, создают благоприятные политические условия, в которых пролетариат может лучше осознать свою силу и лучше соорганизоваться для расширения классовой борьбы и осуществления руководства широкими массами. Эти же реформы, с другой стороны, отвлекают часть рабочего класса и особенно непролетарские слои трудящихся от активной борьбы за коренные интересы, сеют семена иллюзий о возможности продвижения к социализму путем структурных реформ без классовой борьбы, без свержения политического господства капиталистов. При этом автор считает вполне оправданной и необходимой борьбу за искоренение в рабочем движении подобных иллюзий, которые распространяются реформистами и ревизионистами. В то же время, как полагает исследователь, в современных условиях общественного развития и роль реформ как подспорья для завоевания политической власти пролетариатом и его авангардом может в той или иной стране возрастать. Рассматриваемые проблемы нашли свое освещение и в некоторых других работах И.А. Батудаева, написанных в последующие годы. В частности, в 1970 г. им была опубликована статья «В.И. Ленин о роли социальной реформы в переходный период от капитализма к социализму », в которой он анализирует возрастающую значимость социальной реформы в новых исторических условиях. В 70 и 80-е годы, то есть в период работы И.А. Батудаева ректором Бурятского пединститута, его научные интересы переместились в сферу практической деятельности. Он активно включается в изучение проблем вузовского коллектива. В результате им был написан и издан ряд статей, освещающих различные стороны жизнедеятельности педагогического вуза. В 1977 г. вышла его обобщающая работа «Вузовский коллектив и современность (опыт, проблемы, суждения) ». Это первая часть (или выпуск) состоящей из двух частей монографии. К сожалению, намерение автора издать вторую часть оказалось не реализованным. В книге, а также в статьях И.А. Батудаева на конкретных материалах Бурятского государственного педагогического института подвергнуты анализу проблемы отечественного высшего образования: повышение теоретического, научно - методического уровня учебных занятий на основе достижений современной науки, ход перестройки преподавания учебных дисциплин в связи с переходом школ на новые программы, оптимизация и интенсификация учебного процесса,широкоеприменение технических средств и методов программированногообучения, внедрение исследовательских, поисковых методов при проведении занятий и др. Автором раскрывается место и роль самостоятельной работы, ее формы организации и контроля. В числе таких форм: проверка конспектов лекций и первоисточников; наблюдения на лабораторных занятиях за выполнением заданий, разработанных преподавателями; контролирующий и фронтальный опрос на семинарских и практических занятиях по системе «О», «1», «3»; сдача коллоквиумов по заранее планируемой теме; разработка и проведение письменных контрольных работ; внутрисеместровая аттестация по предусмотренным в планах узловым темам на кафедрах общенаучных дисциплин; проведение групповых и индивидуальных консультаций и собеседований с вызовом отстающих студентов; организация предметных и научных кружков; организация учебно-исследовательской работы студентов и др. Прекрасно понимая, что основным направлением повышения качества подготовки учителей для общеобразовательной школы является фундаментализация теоретической подготовки, И.А. Батудаев особое внимание в своих работах уделил научно-исследовательской работе студентов. При этом он подчеркивал, что учитель будущей школы - это учитель-исследователь. Такого учителя педагогический вуз должен готовить сегодня.

Большое внимание в исследованиях И.А. Батудаева занимают проблемы профессионально-педагогической направленности учебно- воспитательного процесса в вузе. По его инициативе и под его руководством в Бурятском педагогическом институте в течение ряда лет коллективно осуществлялось исследование темы «Формирование профессионально-педагогической направленности учебно- воспитательного процесса в педагогическом вузе», в котором принимали участие около половины преподавателей института. Результаты исследования нашли свое отражение в подготовленных и изданных монографиях, учебных пособиях, статьях. Кроме того, по данной теме на базе Бурятского пединститута была проведена Всероссийская научная конференция. В ее работе участвовали 340 человек, представителей- многих вузовских и научных центров страны. И.А. Батудаев серьезное внимание уделял научному осмыслению роли и форм творческого сотрудничества педагогического института и органов образования и общеобразовательных школ. У него есть также рядстатей,посвященных вопросам народного образования МонголииВ семидесятые годы он включается на правах руководителя в разработку коллективной общеинститутской темы «Трудовое воспитание и профориентации сельских школьников». Итогом исследования явилось издание ряда крупных индивидуальных и коллективных работ, проведение Всероссийской научно-практической конференции, в которой приняли участие около ста преподавателей. Сам же Иван Александрович написал статью «Подготовка кадров просвещения из села». Эти работы имели не только научную, но и большую практическую значимость. Выводы, размышления, предложения, рекомендации автора использовались преподавателями вузов, школ, работниками органов народного образования, исследователями указанных проблем.

Как ректор И.А. Батудаев обладал ценным качеством - умением вести коллектив, увлечь его, держать в состоянии постоянного поиска, интеллектуального напряжения. Преподаватели тех лет помнят, с какой активностью, энтузиазмом, соревнуясь друг с другом, факультеты и кафедры занимались техническим переоснащением учебного, научного процесса. В результате были созданы внутривузовский телецентр, обсерватория, станция наблюдения искусственных спутников Земли, современные научные и учебные лаборатории, телевизионные и автоматизированные классы. За годы работы ректором И.А. Батудаева Бурятский государственный педагогический институт из относительно небольшого периферийного института превратился в крупный современный вуз первой категории, в один из лучших пединститутов России. Он неоднократно становился победителем в соцсоревновании педвузов РСФСР, а в 1982 г. был награжден орденом «Знак Почета». Профессор И.А. Батудаев был известен в республике и своей активной общественной деятельностью. Он избирался членом Бурятского обкома КПСС, депутатом Верховного Совета республики, членом Улан-Удэнского горкома партии, депутатом горсовета. За ратные и трудовые успехи И.А. Батудаев награжден орденами Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями. Ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля науки Бурятии и заслуженного учителя школы республики. На стене главного учебного корпуса Бурятского государственного университета установлена мемориальная доска, на которой высечены слова: «Здесь работал ректором БГПИ с 1967 по 1986 г. видный деятельнауки и образования Российской Федерации профессорИ.А. Батудаев». Согласно решению Ученого совета университета один раз в два года в университете будут проводиться Батудаевские чтения, ежегодно двоим лучшим студентам будут присуждаться стипендии имени И.А. Батудаева. На родине Ивана Александровича, в Осинском районе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области, Кахинской школе, что в селе Хокта, присвоено имя профессора И.А.Батудаева. Труд И.А. Батудаева - заметный след на благодарной земле Бурятии. Сегодня коллектив Бурятского государственного университета продолжает и развивает лучшие традиции, заложенные в Бурятском педагогическом институте под руководством его ректора профессора И.А. Батудаева.(Источник: «Они сменили штык на перо. Об ученых Бурятского государственного университета — участниках ВОВ 1941-1945 гг. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2002. - 96 с.»)