Соном Гомбоевич Дугаров

Дугаров

Жизнь, педагогическая и научная деятельность профессора С. Г. Дугарова

Соном Гомбоевич Дугаров родился 15 ноября в 1920 г. в улусе Хужир Окинского аймака в крестьянской семье. Отец, Гомбожап Дугарович Успажинов, охотник-скотовод, знающий монгольскую грамоту, в числе первых вступил в местный колхоз. По ложному обвинению был репрессирован в 30-х годах. Мать, Бадма Гонжиповна,вырастила семерых детей в условиях тяжелого довоенного времени. Соном Гомбоевич был третьим ребенком в семье, самым способным, трудолюбивым. Рано начал помогать матери, пас скот, ловил рыбу, вместе со старшим братом Лопсоном ходил на охоту. Пошел в первый класс, когда ему было 10 лет. До школы самостоятельно, подруководством своих старших братьев Лопсона и Буды, изучил букварь, научился читать и считать. Окончил начальную школу за 3 года. Будучи учеником 6 класса школы крестьянской молодежи (ШКМ), преподавал бурятский язык на курсах культармейцев. В Оке не было тогда средней школы, поэтому пришлось ему продолжать учебу в Кыренской средней школе, где он был активистом, участвовал во всех общественных, школьных мероприятиях. Все четыре года учебы был бессменным редактором общешкольных стенных газет, сам оформлял их. Два года подряд избирался секретарем общешкольной комсомольской организации, был техническим секретарем рукописного журнала «Весна Тунки» (Тунхэнэй хабар). На страницах журнала печатались стихи бурятских поэтов и пробные стихи учеников, в том числе первое стихотворение Сонома «Солнечное сияние» на бурятском языке (Наранай туяа). Соном много читал произведения русской и зарубежной классики, томики Сергея Есенина, которыми его снабжали учителя (тогда стихи поэта находились под запретом).

Среднюю школу Соном окончил на «отлично» и поехал в Иркутск, где окончил два курса литфака и учительский институт. Учеба в Иркутске была прервана начавшейся войной в 1941 году, поэтому ему пришлось вернуться домой в Оку. До ухода в армию работал директором школы и заведующим районо. Соном Гомбоевич добровольно ушел в армию, хотя был освобожден от мобилизации. Служил в Читинской области, затем учился в Иркутске на краткосрочных курсах подготовки офицеров, участвовал в боевых действиях 2-го Украинского фронта в Юго-Восточной Европе, а затем в войне с Японией. Соном Гомбоевич, вспоминая о себе, боевых действиях, писал, что в трудные минуты никто не ударил лицом в грязь, каждый был навысоте задач, выдвинутых жизнью, военным временем и Отечеством, оказавшимся в опасности. За проявленное мужество в военных действиях С.Г.Дугаров был награжден боевыми орденами и медалями.

После демобилизации Соном Гомбоевич работал заведующим Окинского районо. Затем был переезд в Хоринский район, где он работал завучем в Тэгдинской школе и директором Хасуртайской средней школы, а после переезда в Селенгинский район возглавил Загус- тайскую среднюю школу, где особенно проявился его организаторский талант. За короткий срок сумел перебазировать школу из села Арбузово в Тохой - центральную усадьбу тогдашнего колхоза им. Сталина, значительно укрепив ее материальную базу и постоянно работая над повышением качества образования школьников. И сейчас эту школу украшает прекрасный сад, разбитый под руководством Сонома Гомбоевича. Как директор школы он особенно внимательно наблюдал за трудовым становлением своих воспитанников. В школе были оборудованы мастерские, пришкольный участок. Система работы по трудовому воспитанию учащихся позже им была обобщена в его научных и методических трудах.

По воспоминаниям выпускников, С.Г. Дугаров был прекрасным учителем русского языка и литературы. На уроках он не раз цитировал на память строки из произведений Сергея Есенина, Александра Блока. Михаила Лермонтова, открывая деревенским детям замечательный мир русской поэзии. Глубокое знание школьного дела, большое трудолюбие, высокая работоспособность, принципиальность и требовательность в сочетании с незаурядными организаторскими способностями позволили Соному Гомбоевичу успешно выполнять возложенные на него обязанности министра народного просвещения республики (1961-1968).

Свою деятельность на посту министра он начал с укрепления аппарата министерства, в первую очередь школьного отдела, высококвалифицированными специалистами из сельской глубинки. Главным образом приглашались опытные специалисты-мужчины, так как инспекторская работа, как известно, связана с частыми выездами в сельскую глубинку в любое время года. Так, из разных аймаков республики были приглашены опытные руководители органов образования, школ и учителя А.А.Аюрзанайн, Б.Х.Бальчинов, Д.Г.Номтоев, И.П.Петухов, К.М.Мархаев, Х.В.Снедкова, Д.Д.Ошоров и др. Соном Гомбоевич уделял постоянное внимание научно-методическому, идейно-политическому росту свих подчиненных. Так, почти все ведущие специалисты были направлены в заочную аспирантуру при Центральном институте повышения квалификации работников просвещения.

Работая министром просвещения, он возглавлял и успешно осуществлял переход школ на новое содержание образования и ко всеобщему среднему образованию, внес значительный вклад в дело совершенствования всей системы народного образования республики, содержания и методов обучения в школах республики. С 1968 г. Соном Гомбоевич начал работать старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Бурятского государственного пединститута им.Д.Банзарова, интенсивно занимаясь исследовательской деятельностью. Результатом стала успешная защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (1969). А через 14 лет, в 1983 году, Высшей аттестационной комиссией ему было присвоено ученое звание профессора.

За время научно-педагогической деятельности С.Г. Дугаров опубликовал около ста работ объемом более 200 печатных листов, в том числе 4 монографии, учебник, программы, 3 учебных пособия, в которых были раскрыты принципиальные научно-педагогические и учебно-методические идеи, представляющие большой личный вклад профессора С.Г. Дугарова в педагогическую науку, в дело совершенствования обучения и воспитания молодежи.

Все исследования ученого объединены одной проблематикой совершенствования всеобщего среднего образования в условиях национального региона, улучшения начального обучения как фундамента среднего образования; общими взаимосвязанными научно- практическими идеями о роли русского и родного языков в повышении эффективности образования, связи школы с жизнью, формировании научного мировоззрения и идейной убежденности учащихся, роли семьи и общества, решающей роли учителя в процессе обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, художественно- эстетическом обеспечении этого процесса. Столь широкий спектр научных интересов профессора С.Г. Дугарова свидетельствует о его многогранном таланте ученого-педагога, имевшего пытливый ум и характер настойчивого исследователя. Эти качества во многом способствовали раскрытию вышеперечисленных идей в таких его работах, как «Развитие общего среднего образования в Бурятии», «Об улучшении начального обучения в школах Бурятии», «Пути перестройки преподавания русского и родного языков в школах Бурятской АССР», «Воспитание коммунистической убежденности у учащихся», «Педагогическая профориентация», «Художественноэстетическое оформление школ». Эти идеи нашли отражение и в крупных статьях и выступлениях ученого: «Из опыта работы сельской средней школы по соединению обучения с производительным трудом». «О ходе выполнения Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Бурятской АССР», «О состоянии и мерах улучшения производственного обучения в общеобразовательных школах Бурятской АССР в свете решений XXIV съезда КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г.». «Общее и трудовое и политехническое образование». С.Г. Дугаров был убежденным коммунистом, свои убеждения он отстаивал как на войне, так и в мирной жизни, доказывая их справедливость самоотверженной работой, активно пропагандируя в своих исследованиях. Сейчас можно по-разному относиться к этому, но, несомненно, то, что он был всегда бескорыстным в своих помыслах и честным в делах. Такая позиция характеризует его как достойного представителя бурятской интеллигенции. Не случайно, С.Г. Дугаров к важным направлениям учебно-воспитательного процесса в школе относит воспитание коммунистической убежденности учащихся. Этому вопросу он посвятил свою книгу «Воспитание коммунистической убежденности у учащихся».

Несомненной заслугой С.Г. Дугарова является то, что он одним из первых начал изучать проблемы зарождения педагогической мысли бурятского народа, становление и развитие педагогической науки в республике, роль первых просветителей в распространении грамотностии европейской культуры среди местного населения. В исследованиях по этим проблемам Сономом Гомбоевичем выделены два основных направления: лингво-дидактическое и технолого- педагогическое. В рамках первого направления, по его мнению, педагогическая мысль развивалась по пути создания учебных пособий для обучения бурятских детей в связи с открытием первых светских образовательных учреждений в нашем регионе. Второе направление сформировалось, как считает исследователь, несколько позже в связи с необходимостью осмысления тенденций развития педагогической практики. В работах ученого, освещающих это направление, показана деятельность первых русских просветителей и бурятских учителей. анализируются их педагогические взгляды, раскрывается их вклад в развитие педагогической мысли и образования. Особенно тщательно им изучалась педагогическая деятельность бурятского этнографа и учителя М.Н. Хангалова. Кроме того, он в числе первых ученых-педагогов исследовал процесс становления и развития педагогической науки Бурятии в советское время. Развитие педагогической науки в республике трактуется им как органическая часть советской педагогической науки и, по глубокому убеждению автора, глубоко уходит корнями в плодотворную деятельность прогрессивных русских педагогов прошлого, обязано своими успехами ленинской национальной политике. Эти научно-педагогические проблемы изложены в таких работах, как «Развитие педагогической науки в Советской Бурятии». «Педагогические исследования», «Педагогическая профориентация», «Деятели науки и просвещения Бурятии», «Педагогическая и общественная деятельность М.П. Хамаганова», «Педагог и исследователь бурятской школы» и др.

К сожалению, профессору С.Г. Дугарову не удалось воплотить в жизнь один из своих самых замечательных замыслов - создание «Антологии педагогической мысли Бурятии XVII-XX вв.». Им был составлен план-проспект этой книги, что свидетельствует о его необычайно широком кругозоре, глубоком знании памятников письменной культуры, литературного и музыкального фольклора, исторических и педагогических произведений бурятского народа. Он также сформировал авторский коллектив антологии. Антология должна была, по замыслу С.Г. Дугарова, состоять из следующих разделов: 1. Народная педагогика о воспитании в эпосах и былинах. 2. Народная мудрость в произведениях бурятского фольклора. 3. Педагогическая мысль в памятниках письменной литературы. 4. Система педагогических взглядов в деятельности учреждений просвещения и учебной литературе XVII-XX вв. Возможно, что этот интересный проект будет реализован кем-то из последователей ученого. Начиная с ноября 1977 года профессор С.Г. Дугаров возглавлял вновь созданную кафедру педагогики и методики начального обучения, организационно-педагогическое становление которой, равно как научно-теоретическое и методическое обеспечение учебного процесса, потребовало от него много сил, энергии, времени. Его усилиями кафедра была укомплектована научно-педагогическими кадрами и учебно-вспомогательным персоналом, часть специалистов прошла обучение в аспирантуре и вернулась на кафедру, составив ее основу. Немало усилий было приложено С.Г. Дугаровым при создании материально-технической базы новой кафедры, оборудованию учебнометодической документации по организации учебного процесса на факультете. Работая в должности заведующего кафедрой, он уделял особое внимание организации научно-исследовательской работы студентов и молодых преподавателей, консультируя их, отправляя на стажировки, курсы повышения, научно-практические конференции. С.Г. Дугаров с большой ответственностью относился к своей преподавательской деятельности. За время работы на факультете начальных классов им были разработаны курсы лекций по всем нормативным педагогическим дисциплинам, ряду спецкурсов и факультативов, проделан титанический труд по методическому обеспечению данных курсов.

Особо хочется отметить деятельность С.Г. Дугарова по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Он ежегодно организовывал студенческие конференции, посвященные изучению опыта лучших учителей республики, педагогов-новаторов страны, ученых-педагогов. Соном Гомбоевич был инициатором и организатором встреч со студентами и преподавателями пединститута, педагогической общественности города таких известных педагогов, как С.Н. Лысенкова, А.Ц. Гармаев (Москва), В.И. Гурченко (Новосибирск).

Научно-педагогическая деятельность С.Г. Дугарова и большой личный вклад в развитие образования, подготовку педагогических кадров отмечены правительственными наградами самого разного уровня, но самой важной для себя наградой он считал медаль им.К.Д.Ушинского, потому что с большим уважением относился к этому педагогу. В памяти своих учеников Соном Гомбоевич остался как душевный человек и замечательный учитель.