Научные труды

Серебрякова З. А.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА «ДОРЖИ, СЫН БАНЗАРА» Ч. ЦЫДЕНДАМБАЕВА // БАНЗАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ. В 2 ч. Ч. I (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, Т. И. Юсупова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 35-38.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА «ДОРЖИ, СЫН БАНЗАРА» Ч. ЦЫДЕНДАМБАЕВА
DEVELOPMENT OF THE MAIN CHARACTER WORLDVIEW IN THE NOVEL «DORZHI, BANZAR'S SON» BY CH. TSYDENDAMBAEV
В статье рассматривается начальный период формирования личности выдающегося востоковеда Д. Банзарова, детству которого посвящен роман «Доржи, сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева. Увлекательным источником впечатлений для мальчика выступает фольклор, многое он познает в семье, в том числе научившись монгольской грамоте у дяди Хэшэгтэ, в беседах с земляками, наблюдая за улусной жизнью, в общении с русским другом Сашей. Глазами ребенка, умеющего видеть самое существенное, убедительно воспроизводится картина улусной жизни.
The article considers the early period in personality development of an outstanding Russian oriental- ist D. Banzarov, whose childhood is described in the novel «Dorzhi, Banzar's Son» by Ch. Tsydendambaev. Folklore became a fascinating source of inspiration for the boy. He discovers many things with his family, including studying Mongolian script with his uncle Kheshegte. Also Dorzhi discovers the world talking with countrymen, observing the life of his ulus (rural settlement), communicating with Russian boy Sasha. The picture of the ulus' life is persuasively reproduced through the eyes of a child able to see the essential.
мировоззрение, детство, народное искусство, семья, общение, роман, герой, образ, писатель.
worldview, childhood, folk art, family, communication, novel, character, image, writer.
Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ: Улзы, 2001. 144 с.

Басаева К. Д. Брак и семья у бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991. 192 с.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М.: Советский писатель, 1995. 480 с.

Гачев Г. Д. Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). Фрунзе: Адабият, 1988. 488 с.

Имихелова С. С. Мозаика национальной жизни: о литературном процессе в Бурятии (2010-е годы). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. 216 с.

История бурятской литературы. Т. III. Современная бурятская литература (1956–1995). Улан-Удэ: РИО Бурятского научного центра СО РАН, 1997. 298 с.

Найдаков В.Ц. Становление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917– 1995 гг.). Улан-Удэ: Бурят. ин-т обществ. наук, 1996. 106 с.

Серебрякова З. А. Национальный характер в бурятском историческом романе. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2008. 103 с.

Халхарова Л. Ц. Проза Ч. Цыдендамбаева: специфика создания национальной картины ми- ра: автореф. дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2007. 25 с.

Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара / авториз. пер. с бурят. Мих. Степанова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969. 421 с.
Статья