Научные труды

Бадмаева О. Б.
ОЛЬФАКТОРНЫЙ ПОДХОД В БУРЯТСКИХ ПОВЕСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТЕЙ Ц. ГАЛАНОВА, Г.-Д. ДАМБАЕВА) // Лингвистика, литературоведение и лингводидактика в поликультурном мире: материалы конференций «Функционирование и развитие языков в условиях контактирования» (Улан-Удэ, 26‒27 апреля 2023 г.) и «Типология художественных традиций в литературе» (Улан-Удэ, 30–31 марта 2023 г.) ( – , Улан-Удэ). Научный редактор: Е. А. Бардамова, Ответственный редактор: Н. А. Дарбанова, Рецензент: В. В. Башкеева, Е. В. Сундуева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2023. - С. 57-61.
ОЛЬФАКТОРНЫЙ ПОДХОД В БУРЯТСКИХ ПОВЕСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТЕЙ Ц. ГАЛАНОВА, Г.-Д. ДАМБАЕВА)
OLFATOR APPROACH IN BURYAT STORIES (BY THE EXAMPLE OF THE STORIES OF Ts. GALANOV, G.-D. DAMBAYEV)
821.512.31  10.18101/978-5-9793-1876-9-57-61
В настоящей статье рассматривается значимость и возможность ольфакторных включений в художественные тексты бурятских писателей Ц. Галанова, Г.-Д. Дамбаева. Автором предпринята попытка анализа творчества данных писателей в аспекте выявления ольфакторных особенностей художественного мира, определяемых своеобразием авторского писательского почерка, индивидуальной позицией писателя, особенностью национального мировосприятия. В работе раскрыта роль и функции запахов в общем смысловом поле художественного текста. Анализ текстового материала бурятских прозаиков позволяет сказать о том, запахи в бурятской языковой картине мира выполняют функцию сообщения культурной информации. Обонятельный образ может быть реализован и языковыми средствами, которые играют роль знака, способствующего воссозданию личного обонятельного опыта. Ольфакторные включения в художественный текст путем использования писателями традиционных образов и образных средств, художественных принципов, форм позволяют донести до читателей мировидение, систему ценностных установок бурятского народа.
This article discusses the significance and possibility of olfactory inclusions in the artistic text of the Buryat writers Ts. Galanov, G.-D. Dambaev. The author made an attempt to analyze the creativity of these writers in the aspect of identifying the olfactory artistic world, determined by the originality of the author's writing style, the individual position of the writer, and the peculiarity of the national worldview. The paper reveals the role and functions of smells in the general semantic field of a literary text. An analysis of the textual material of Buryat prose writers allows us to say that smells in the Buryat language picture of the world perform the function of communicating cultural information. The olfactory image can also be realized by linguistic means, which play the role of a sign that helps to recreate personal olfactory experience. Olfactory inclusions in a literary text through the use of traditional images and figurative means, artistic principles, forms by writers make it possible to convey to readers the worldview, the system of values of the Buryat people.
поэтика запахов, ольфакторное включение, художественный мир, одорический образ, национальное мировосприятие.
poetics of smells, olfactory inclusion, artistic world, odoric image, national worldview.
Бадмаева О. Б. Ц. Галановай «Саран хүхы» гэжэ туужын гол геройнуудай сэдьхэлэй онсо шэнжэ // Филологический сборник. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. 330 с. Текст: непосредственный.

Бардамова Е. А. Пространство и время в языковой картине мира бурят. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. 200 с. Текст: непосредственный.

Галанов Ц. Р. Время созревания брусники. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. 544 с. Текст: непосредственный. Галанов Ц. Р. Түрэһэн газарай амисхаал. Улаан-Үдэ: «Респуб- ликын эблэлэй үйлэдбэри» гэжэ бүлгэмэй хэблэл, 2007. 244 н.

Гармаева С. И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии ХХ века. Улан-Удэ, 1997. 170 с. Текст: непосредственный.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. Москва: Академия, 1998. 432 с. Текст: непосредственный.

Дамбаев Г.-Д. Эжын хоёр. Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1983. 288 н.

Дамбаев Г.-Д. Гунсэмаа. Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1973. 96 н.

Данчинова М. Д. Категории пространства и времени в художественной картине мира (в прозе В. Митыпова, романе И. Калашникова «Жестокий век», лирике Б. Дугарова, Г. Раднаевой). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 116 с. Текст: непосредственный.

Павлова Н. С. Конкретная лексика с семантическим компонентов «запах» (на материале толкового словаря немецкого языка DUDEN) // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 3. С. 33‒45. Текст: непосредственный.
Статья