Модуль 1: Педагогическая наука и педагогическое исследование | |
План
1. Понятия «наука»,
«научное исследование»
2. Педагогическая наука
3. Общая
характеристика педагогического исследования
4. Научно-исследовательская
деятельность ученого, учебно-исследовательская деятельность студента: сходство
и отличие.
Литература:
1.
Бережнова,
Е.В.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов/ Е.В.Бережнова,
В.В. Краевский. - М., 2005. – 128 с.
2.
Загвязинский,
В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И.
Загвязинский., Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.
3.
Исследовательская
деятельность студентов; учебное пособие / Авт.-состав. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 96 с.
4.
Краевский
В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары:
Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
5.
Никандров
Н.Д., Корнетов Г.Б. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. М.,1999. -
С.111-112
6.
Сластенин
В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.
А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
1. Понятия «наука», «научное исследование»
Наиболее общим образом
наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Деятельность в сфере
науки – научное исследование, деятельность, которая генерирует знание, точнее
научное знание.
Основными компонентами
исследовательской деятельности являются: определение проблемы, постановка цели,
задач; предварительный анализ имеющейся информации; формулировка исходных
гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента;
проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка
исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых
фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Непосредственная цель и
высшая ценность исследовательской деятельности – объективная истина.
Научное знание - это
знание объяснительное, раскрывающее
существенные свойства, основные характеристики изучаемых предметов, явлений,
процессов.
Научное знание – это
знание доказательное, знание,
подтвержденное фактами, аргументами.
Чтобы получить научное
знание, необходимо решить триединую задачу: описать, объяснить, предсказать исследуемое
явление или процесс действительности.
К описанию относится всё
то, что информирует о названии (обозначении) объекта или явления, его строении,
названии его частей, о ходе развития явлений, событий, процессов, об общих и
отличительных, необходимых и достаточных, существенных и не существенных
признаках объектов или явлений, на основании которых их можно было бы узнавать,
упорядочивать и приводить в систему.
К объяснению относится все то, что информирует о связях и
отношениях объектов и явлений, причем о таких связях и отношениях, которые
имеют устойчивый характер. В отличие от описаний, объяснения включают в себя
две части: утверждающую и доказующую. В первой части объяснений формулируются
законы, свойства, принципы в виде словесных утверждений или четких
формулировок. Во второй части строится
доказательство.
Предвидение в своей
сущности сходится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с
выявленными законами, сконструировать модель будущего по тем единичным
фрагментам, которые существуют сегодня.
Для научного
исследования характерны специальные методы исследования, точность, объективность получаемых данных, воспроизводимость результатов, их
новизна. Охарактеризуем эти особенности.
Специальные
методы исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно,
не организовано, научное познание основано на норме деятельности — научном
методе. Открытие научного знания признается возможным благодаря использованию
специальных методов исследования: анализ, синтез, моделирование, наблюдение,
эксперимент и др.
Объективность. Научное знание
соответствует объективному положению вещей, направлено на отражение
закономерностей действительности.
Воспроизводимость.
Это возможность повторно получить установленные данные (факты,
закономерности) по той же методике, какую использовал исследователь, получивший эти данные. Если при
одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями,
его нельзя признать научным.
Новизна
получаемых результатов. Открытое научное знание должно отличаться объективной новизной, то есть
являться новым знанием в
общекультурном значении.
2.
Педагогическая наука
Педагогика – отрасль науки,
раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных
процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы
повышения их результативности (Педагогическая энциклопедия, 1999).
Педагогика,
педагогическая наука имеет статус самостоятельной науки, поскольку обладает своим
категориальным, методологическим аппаратом.
Категориальный
аппарат.
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с
одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с
другой - конструируют предмет данной науки. Основными категориями в
педагогической науке принято считать следующие: образование, воспитание,
обучение, развитие, социализация. Другие категории рассматриваются в отраслях
педагогики: «учебно-воспитательный процесс» – в теории воспитания, «содержание
образования» - в дидактике.
Методологический
аппарат
педагогики как науки составляют ее объект, предмет, а также методы, применяемые
в научно-педаогической деятельности.
Объектом – это область действительности, которую исследует данная
наука, предмет – способ видения объекта с позиции этой науки.
Педагогика
изучает особый вид деятельности. Это деятельность целенапраленнная, потому что
педагог не может определенную цель: научить чему-то, воспитать какие-то
качества. Эта деятельность связана с выполнением извечно существующей функции
человеческого общества: передать новым поколениям накопленный социальный опыт.
На этом основании В.В.Краевский, Е.В.Бережнова делают вывод, что объектом педагогики выступает образования
как особая, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся
педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность,
направленная на приобщение подрастающих поколений к жизни общества, а также на
усвоение отдельной личностью социального опыта и ее собственное развитие. Следовательно,
педагогика определяется как наука об образовании, наука, изучающая образование.
Предмет педагогики ученые определяют как систему отношений, возникающих в
образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки.
Н.Д.Никандров, Г.Б.
Корнетов обращают внимание, что педагогика изучает образование с точки зрения
выявления его структуры и закономерностей, а также развития его субъектов,
целей, содержания, методов, средств, форм, результатов, взаимосвязанных в
широком контексте общественного и индивидуально-личностного развития.
Помимо объекта, предмета
в методологический аппарат педагогики входят методы. К основным методам,
применяемым в научно-педагогической деятельности относят педагогическое наблюдение,
педагогический эксперимент.
Разрабатывая
наиболее эффективные модели образовательного процесса, а также способы их
практической реализации педагогика выступает как наука
описательно-объяснительная, и как нормативно-конструктивная.
Задача
педагогической науки - двуедина: не только изучать, но и конструировать
педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому педагогику
рассматривают и как теоретическую, и как практическую науку. С одной стороны,
описывает и объясняет педагогические явления, с другой — указывает, как нужно
обучать и воспитывать.
Педагогическая
наука решает также следующие основные задачи:
Задача
выявления объективных закономерностей образовательного процесса.
Закономерность - это объективно
существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями,
отдельными сторонами образовательного процесса. Показателем закономерности
какой-либо связи является ее причинно-следственный характер. В качестве примера
приведем несколько закономерностей, сформулированных в педагогической
литературе: успешность воспитания ребенка находится в прямой зависимости от
интенсивности и богатства межличностных связей; прочность усвоения содержания учебного
материала тем больше, чем более систематично организовано прямое и отсроченное
повторение этого содержания и включение его в контекст уже усвоенного.
Следующая
задача – изучение, обобщение накопленного педагогического опыта; разработка новых методов, форм, технологий
обучения, воспитания.
Задачей
педагогической науки является также саморефлексия, или осознание ею самой себя: способов получения объективного
знания о педагогической действительности, о структуре науки, ее связи с
практикой, о ее собственном понятийном составе и т.п.
Деятельность в сфере
педагогической науки – педагогическое
исследование. Переход к собственно
исследовательской деятельности по педагогике требует знаний уже не только по педагогике, но и о
педагогике, т.е. о закономерностях, действующих не в обучении и воспитании, а
в самой педагогической науке и в науке вообще. Есть достаточно хорошо сформированная
и проверенная в практике научного исследования область знаний — методология педагогической науки. В
педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах
познания и преобразования педагогической действительности.
3.
Общая характеристика педагогического исследования
Впервые в
1803 И.Г.Песталоцци предложил проводить экспериментальные исследования
педагогических проблем; по его инициативе в 1809 в Кенигсберге были организованы
семинары, на которых обсуждались вопросы обучения и воспитания.
В России в
1833 начал выходить «Педагогический журнал», в котором помещались сведения о
деятельности передовых педагогов, работавших в Гатчинском воспитательном доме,
анализировался отечественный и мировой опыт в области воспитания, указывались
пути развития прогрессивной педагогики. Разработкой психолого-педагогических
проблем занимались около 20 учреждений. В 1919-1920 созданы
физико-педагогический, гуманитарно-педагогический, естественно-педагогический
институты, научный институт по детскому чтению. На базе педагогических институтов
был создан НИИ методов школьной работы (1922), Ленинградский институт школьной
работы (1924), Институт методов внешкольной работы с детьми (1923),
Научно-исследовательский педагогический институт при 2-м МГУ (1926). В эти же
годы были организованы научно-исследовательские институты планирования и организации
народного образования, политехнического образования, начальной школы. В
октябре 1943 образована АПН РСФСР, в
1966 преобразована в АПН СССР; в 1991 создана РАО.
Педагогическое
исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на
получение общественно значимых знаний о закономерностях, структуре, механизме
обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации
учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и
организационных формах.
Таким
образом, результатом педагогического исследования является научное
педагогическое знание.
Педагогические
знания отражают законы, принципы, правила педагогической деятельности. Они
существуют не только в сознании педагога, но и в материализованном виде в
научных трудах, программах, учебниках, пособиях для учителей и т. п.
Виды научных знаний в педагогике. В любой развитой науке присутствуют
теоретические и эмпирические знания. Есть они
и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического
уровней научного познания.
На
эмпирическом уровне формируется знание о фактах: для педагогики это - знание
об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и
воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов,
действующих в педагогическом процессе, на его результаты и т.п.
Знания
теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с
развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на
всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях.
Это, например, знания о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и
функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т.п.
В.В.Краевский предлагает
различать еще один вид педагогического знания, нормативные
знания - знания о должном, о том, что следует делать, в
отличие от эмпирических и теоретических, отражающих сущее. К ним относятся
общие и частные указания, предписания к деятельности: принципы, правила,
рекомендации и т.д.
С
различением упомянутых групп знаний связаны виды педагогических исследований.
В
педагогической энциклопедии в основу классификации педагогических исследований
положен тип связи науки и практики и предлагается различать такие виды
педагогических исследований как фундаментальные, прикладные, разработки.
Фундаментальные
педагогические исследования раскрывают закономерности педагогического процесса,
общетеоретические концепции педагогической науки, её методологию и не
преследуют непосредственно практических целей.
Прикладные
педагогические исследования решают отдельные теоретические и практические
задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования,
вопросами школоведения, подготовкой учителей. Предметом прикладного
исследования является получение новых знаний о способах практического
приложения уже открытых законов управления обучением и воспитанием. В
большинстве случаев прикладные исследования оказываются продолжением
фундаментальных, но могут и предшествовать им. Они выступают промежуточным
звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и
разработки, теоретические и практические рекомендации.
Исследования-разработки
содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации
различных видов деятельности ученика. К разработкам относятся программы,
учебники, инструктивно-методические рекомендации. Разработки продолжают
прикладные исследования, связывают их с практикой.
4.
Научно-исследовательская деятельность ученого,
учебно-исследовательская деятельность студента: сходство и отличие.
Педагогическое
исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на
получение общественно значимых знаний о закономерностях, структуре, механизме
обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации
учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и
организационных формах.
Различают
учебно-исследовательскую студента и научно-исследовательскую деятельность
ученого.
Учебно-исследовате6льская,
как и научно-исследовательская деятельность, является процессом познания
объективного мира; и может состоять из тех же элементов (этапов), какие
свойственны научному познанию: определение проблемы, постановка цели, задач;
предварительный анализ имеющейся информации; формулировка исходных гипотез;
теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента;
проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных
гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и
законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Как
учебно-исследовательская, так и научна исследовательская деятельность
обеспечиваются конкретными функциями, которые выполняет исследователь. Т.П.Сальникова раскрывает
следующие функции исследователя:
- Функция диагностики
связана с изучением состояний и возможностей развития исследуемых педагогических
процессов и явлений. Она сопутствует всему процессу поиска, но особо выделяют
исходную и заключительную диагностики.
В широком плане к
диагностике можно отнести изучение прошлого опыта, практику решения аналогичных
проблем. В узком плане — это система диагностических процедур, осуществляемая
с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и
методик. Психолого-педагогическая диагностика есть определение качественных и
количественных параметров изучаемых объектов.
Например,
в работе гипотетически предполагается, что «технология проекта будет
формировать познавательную самостоятельность школьников». Значит должны быть
разработаны (или использованы уже готовые) критерии по диагностике уровня
развития познавательной самостоятельности учащихся. А также должна быть
проведена как исходная диагностика познавательной самостоятельности учащихся
(перед экспериментальном обучении), так и заключительная (после
экспериментального обучения).
-
Функция уточнения логики и процедуры исследования, которая обуславливает эффективность научного
поиска. Основная работа по конструированию логики педагогического исследования
(стремы последовательных исследовательских действий) выполняется с опорой на
ожидаемый конечный результат и предположительные действия, которые обеспечат
его достижение.
- Функция прогнозирования
результатов предполагает, что на каждом этапе исследования выявляются и
оформляются элементы замысла, прогнозируются результаты следующего этапа.
- Функция практического
преобразования предполагает введение педагогической инновации, новшества, ради
которого велась вся подготовительная работа. Эта функция исследователя
предусматривает конкретные действия по оптимизации условий учебно-воспитательного
процесса на основе предварительного изучения опыта и знакомства с научной
литературой.
- Функция анализа,
обобщения, апробации и изложения результатов. Главная задача при выполнении
этой функции заключается в том, чтобы выявить решающие факторы успеха (или
неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь
замысла, содержания, средств и результатов выполненного исследования. Оценка и
интерпретация полученных результатов позволяют сформулировать предварительные
теоретические и практические выводы, после осмысления которых переходят к
апробации (обсуждению) и литературному оформлению результатов (написанию
отчетов, рекомендаций и др.).
Необходимо отметить, что
в обоих случаях целью как научно-исследовательской, так и учебно-исследовательской
деятельности является научное знание. Только результатом научно-исследовательской
деятельности является объективно новое научное знание (новое для педагогической
науки и практики), а результатом учебно-исследовательской деятельности – субъективно
новое научное знание студента (новое для конкретного студента).
Результат своих
исследований ученые отражают в научных статьях, монографиях, пособиях,
брошюрах, кандидатских и докторских диссертациях. Студент, обучаясь в вузе,
выполняет рефераты, курсовые, выпускные квалификационные, дипломные работы.
Хотя, необходимо
отметить, что некоторые исследовательские работы студентов в результате своем
имеют и объективные для педагогической науки знания. То есть являются по своей
сути научными исследованиями. В большинстве своем в ходе исследовательской
работы, студентам предстоит познакомиться с методологией и методикой выполнения
педагогического исследования, овладение которыми способствует не только более глубокому
усвоению профессиональных знаний, но и развитию таких качеств личности как
вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность.
Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна