Модуль 1: Педагогическая наука и педагогическое исследование | |
Освоение
педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении
квалификации: пособие для учителей, ориентированных на освоение
исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ.
Ред. Л.Н.Горбуновой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 111 с.
Действительно,
исследовательская деятельность педагога рассматривается не только как
органическая составная часть его профессиональной деятельности, представляющая
в ней и особый ее вид, и педагогическую функцию учителя. Эта деятельность
учителя является связующим звеном между теорией и практикой, выпадение которого
разрушает всю систему их отношений, сдерживает развитие, как теории, так и
практики. Она может существовать как самостоятельная деятельность (и функция),
а может проявляться как особая сторона всех других видов деятельности и
функций учителя. Исследовательская деятельность и функция учителя есть
признанная форма реализации творческого начала. Исследовательская
деятельность, что специально доказывается в ряде работ (Н.Д. Волович, Т.Е.
Климова, Г.Н. Лицман, Т.Н. Степанова и др.), определяет развитие
профессионализма и выполняете нем функцию средства этого развития.
Личностно-профессиональное
развитие педагога неразрывно связано с преодолением трудностей, возникающих в
работе. Затруднения, как субъективно воспринимаемые человеком состояния
остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой, невозможности
перехода к следующему звену деятельности, по мнению А.К. Марковой, в
значительной мере обусловлены: недостаточной полнотой и системностью
профессиональных знаний, недостаточной рефлексией и низкой критичностью по
отношению к себе.
Процесс
преодоления трудностей может быть двояким. Во-первых, он может инициировать
творческий потенциал личности и процесс профессионально-личностного развития
педагога (это определяет показатель зрелости личности, уровень развитости
механизмов саморегуляции и т.д.). Во-вторых, (и это более распространенный
вариант), при субъективном восприятии «непреодолимости» затруднений педагог
задействует механизмы психологической защиты (рационализацию, избегание,
отрицание, регрессивное поведение и т.д.)…
Исследовательская
деятельность позволяет находить пути конструктивного преодоления трудностей,
стимулирует гибкое изменение устаревших представлений о себе и своем труде и
обеспечивает переход на более высокий уровень самосознания, т.е. осуществляет
психотерапевтическую функцию.
Почему же
исследовательски ориентированная педагогическая деятельность выполняет
психотерапевтическую функцию?
Во-первых, вступая на творческий путь исследователя,
учитель приобщается к новому виду деятельности, который отличается от
привычной для него преподавательской работы своими целями, методами и
результатами. Когда педагог сталкивается с трудностями в реалиях собственной
педагогической практики, ему трудно обнаружить новые возможности, ресурсы, т.к.
он находится в одной плоскости с затруднениями, присутствует так называемый эффект
«отождествления». В рамках практической психологии одним из важнейших
механизмов, позволяющим справится с личностными и профессиональными
трудностями, считается выход в позицию «над» - т.е. необходимо
«разотождествиться» с той проблемной ситуацией, в которой находится человек;
посмотреть на нее со стороны; осмыслить ее с других оснований.
Исследовательская
направленность деятельности педагога создает возможность рассматривать
собственную практическую педагогическую деятельность отчужденно, а значит, без негативных эмоций
(страха, обиды, вины, стыда, раздражения) и деструктивных установок
(обесценивания себя как профессионала; недоверие; ощущения некомпетентности,
незначимости, непринятия, несправедливого отношения со стороны администрации;
обесценивание коллег-педагогов).
В одной из
дискуссий, посвященных роли исследовательской деятельности в жизни современного
педагога (а сторонники невозможности и ненужности исследований, проводимых
школьными учителями и руководителями образовательных учреждений непреклонны в
своей позиции), И. Д. Демакова, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования заметила, что именно исследовательская
деятельность спасла ее в свое время от засасывающей рутины школьной практики
70-х годов, от утраты самоуважения. Еще один пример - педагоги, пришедшие в
институт повышения квалификации на занятия школы педагога-исследователя в
Красноярский ИПК-РО (в 1 993 году, когда все только начиналось), нашли в ходе
бесед яркий образ побудительной причины осваивать исследовательскую
деятельность и заниматься ею - «в ситуации, когда все известно, когда «планка
требований» к уровню научно-методической подготовки педагога невысока, ты не
растешь, а начинаешь под ней сгибаться».
Во-вторых, исследовательская деятельность основывается на базовом психическом
процессе - рефлексии. Рефлексия направлена на выявление несовершенств
собственной деятельности с целью проблематизации как основания для
педагогического исследования. Актуализация рефлексивного отношения к
профессиональной деятельности помогает педагогу расширить представление о той
ситуации, в которой он находится; понять причины, приведшие его к трудностям;
спланировать способы и средства преодоления профессиональных затруднений.
В-третьих, психотерапевтическая функция заложена в самих
методах, средствах, которые также использует современная психология и
психотерапия: вербализация профессиональных затруднений, актуализация
профессиональной мотивации, выявление ценностно-смыслового отношения к
исследованию, элементы самодиагностики (построение профессионального образа
«Я», групповые дискуссии, решение проблемных ситуаций и т.д.). Кроме того,
возникает новое сообщество, где каждый из участников - новичок, практически в
равной степени со всеми.
Психотерапевтический
вклад исследовательской деятельности состоит еще и в том, что не только ее
осуществление, но даже и освоение требует качественно новой профессиональной
среды, которая, объединяя людей с повышенной мотивацией на познание, на поиск
нового, выводит из прежней рутины. При этом трудно переоценить значение
событийности как атрибута нового профессионального - исследовательского
сообщества, куда включается педагог и которое он в равной степени формирует.
Эмоциональный контекст событийной группы не угнетает, не унижает, а
вдохновляет.
В-четвертых, педагогов, принявших решение заниматься
исследовательской деятельностью, мы можем охарактеризовать как людей, вышедших
на уровень самоактуализации (по классификации потребностей А.Маслоу). В последнее
время проведено множество научных исследований о взаимосвязи явления
«выгорания» и уровня самоактуализации личности. Доказано, что чем выше уровень
самоактуализации личности, тем меньше она подвержена явлению «выгорания».
Таким образом, если организовывать процесс подготовки к исследовательской
деятельности с намерением повысить уровень самоактуализации личности педагога,
то это будет профилактической мерой профессионального «выгорания».
Исследовательская практика педагога выводит его за рамки концепции
воспроизведения, она «поднимает» педагога, возвышает его.
В-пятых, исследовательскую деятельность можно определить как научное
творчество. Представители психоаналитического направления в психотерапии, в частности
А. Адлер, рассматривал в своей теории компенсаторную теорию творчества, в
соответствии, с которой люди развивают науку, искусство и другие области
культуры с целью компенсировать свою неудовлетворенность. В рамках
гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии творчество
рассматривается как целительный акт.
Но мнению Р.
Мэя, творческий процесс представляет собой способ борьбы против дезинтеграции -
борьбы за то, чтобы вызвать к существованию новое бытие, приводящее к гармонии
и интеграции. Иными словами, терапия духовной культуры, творческая
деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего
мира или построение ума или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом
человеке.
Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна