Модуль 2: Методологические основы педагогического исследования
                   
Хрестоматийный блок

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

 

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Д. И. Фельдштейн

 

Общеизвестно, что характер развития психолого-педагогических наук обусловливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически  новое состояние.

В  этих  условиях  возникла  острая  необходимость  выработки  новой  стратегии  и определения главных направлений развертывания нашей деятельности с учетом, во-первых, того глобального кризиса, который проявляется во всех областях жизнедеятельности людей и ставит перед человеком огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение. Во-вторых, с учетом изменений, которые произошли в экономической, социальной, культурной сферах современного общества, свидетельствуя о характере, уровне и глубине разрушения базовых основ того мира, в котором мы жили совсем недавно. И, в-третьих, с учетом изменения самого человека, его жизненных ритмов, а также отношений между людьми, между поколениями людей.

Все это требует и четкой оценки реальной ситуации, и поиска путей прогнозирования, проектирования будущего. Не случайно философы и историки, социологи и культурологи так остро дискутируют сейчас о конце цивилизации, о формировании другого типа - постцивилизации, антропогенной цивилизации, ноосферного, психогенного общества. Дело, однако, не в терминологии, а в том, что действительно произошел качественный скачок в развитии человеческого сообщества, ставший особенно заметным в последние 20-25 лет. И мы сегодня не имеем права, закрывая на это глаза, пролонгировать прежние исследования, проводя их на установках 70-80 и даже 90-х годов.

Исключительно    острая,    проблемная    ситуация,    в    которой    находятся    сейчас психологическая   и   педагогическая   науки,   требует   разработки новых теоретических концепций, расширения исследований закономерностей психического, психофизиологического, социального, личностного развития человека в условиях реального выхода его в открытое всемирное пространство, в том числе и через Интернет, что изменяет характер общения и деятельности. При этом, с одной стороны, возрастает наша ответственность как ученых. С другой - увеличивается сложность нашей работы. Ибо мы должны вести свои поиски в условиях своего  рода  неопределенности,  обусловленной  высокой  динамичностью  происходящих: процессов, выходом на историческую арену новых субъектов, объективным повышением активности человека, его более глубокой рефлексии на мир и, что очень важно, на себя четко фиксируемой  в  перестройке  ментальности, смене  целей,  ценностей,  ориентаций индивидов, появлении у них новых потребностей.

Постигая  бытие   на   новом  уровне   своих   знаний  о   нем,   накопленных   в   сфере кибернетики, космологии, генетики, информатики, а также в результате роста самосознания саморазвития, человек, по сути, «вынужден» повышать свой энергетический потенциал и творческие   способности,   развивать   прогностическую   деятельность. То   есть   реальная ситуация существования человека в сегодняшнем мире зримо и качественно изменяет его гораздо большей степени, чем когда-либо во все предшествующие времена цивилизации.

К чести психолого-педагогической науки надо заметить, что ученые достаточно быстро реагируют на сложившуюся ситуацию, нащупывая новые линии исследований. Показательно, что на первое место вышли работы, направленные не только на углубление уже имеющихся данных, но и на раскрытие новых характеристик сознания, самосознания, мышления, памяти, мотивационно-потребностной сферы людей разных возрастов.

Особое внимание уделяется раскрытию характера, структуры, содержания, динамики отношений, в которых функционирует ребенок, юноша, взрослый человек; поиску новых видов и форм деятельности, позволяющих людям осознать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости, адекватно относясь к оценкам других.

Ведутся интенсивные исследования по установлению условий профилактики и коррекции отклонений личностного развития, преодоления разных форм тревожности, агрессивности, химических зависимостей.

Осуществляется широкомасштабная работа по определению возможностей научного обеспечения системы образования, в рамках которой ведется поиск решения таких сложных проблем, как преодоление учебной перегрузки школьников, сохранение их психического и физического здоровья, возможности выбора жизненного пути.

Пристальное внимание уделяется исихолого-педагогическим основам воспитания, в том числе поиску путей нивелирования негативного воздействия на детей сцен насилия и эротики, буквально заполонивших передачи телевидения и страницы многих печатных изданий.

В то же время следует признать, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития   человека.   Поэтому   при   всей масштабности современной жизнедеятельности людей проводимых ныне исследований имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Я попытаюсь хотя бы кратко обозначить некоторые из них.

Первое направление связано с тем, что на смену преобладающей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, то есть тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные возможности своей деятельности и творчества, пришла в качестве ведущей проблема самого человека - и как существа биологического в обшей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего липа исторического прогресса.

Отсюда актуализировались задачи аккумуляции к мобилизации всех знаний о человеке и специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе.

Именно тщательный отбор выработанного в сложных поисках действенного, позитивного в понимании человека, его изменений и изменений самих знаний о нем открывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития и как организующего начала в этом развитии.

Что может человек? Как интенсифицировать его деятельность по преобразованию мира природы (в новом ее понимании и согласии с ней) и по преобразованию общественных отношений, как усилить его гуманистическую направленность, человеческую ответственность? И как выявить и расширить возможности саморазвития человека? При всей многомерности и многоаспектности данного комплекса вопросов стержневой выступает проблема определения места человека, его позиции в системе социальных связей, выявление, говоря словами Алексея Николаевича Леонтьева, «ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им».

Второе   направление   связано   с    необходимостью   осуществления   развернутого междисциплинарного исследования особенностей современного ребенка, психологические, социально-психологические  изменения  которого  прослеживаются  сейчас  исключительно выпукло.

Например, отечественные психологи и педагоги имеют неоспоримые достижения в дифференцированном рассмотрении отдельных периодов детства. Однако в процессе познания возрастных особенностей во все большей степени вырисовывается сложность, неравномерность, многохарактерность стадий, уровней развития в онтогенезе. Отсюда насущным становится не только осмысление, сопоставление структуры, содержания разных этапов детского развития, но и построение их сравнительной характеристики, условно говоря, «по вертикали». А для этого мы обязаны, прежде всего, выяснить и прописать норму психического, психофизиологического, личностного развития ребенка - живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того «Дитя», которое описывали Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60-х и 70-х годов двадцатого, страшно даже сказать - уже прошлого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, он просто стал другим.

В этом плане специальная работа предстоит, в частности, по научному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного детства как научной основы развития, модернизации системы образования.

Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия.

Здесь    вычленяется    необходимость    изучения    нескольких    образующих такого взросления:

-    раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;

-    определение характера и особенностей воздействия социальной среды и систем воспитательных воздействий как условий личностного развития;

-    анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности как субъекта действия:

-    выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.

Четвертое направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили, какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников? При этом мы обязаны и раскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть мы обязаны ответить на вопросы - на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в 6, 7, 12, 15-летнем ребенке, чтобы через ряд лет он стал субъектом человеческого сообщества?

И здесь особую значимость приобретает выявление возможностей воспитания у растущих людей личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей.

Следующее,  пятое направление связано  с   проблемой  стремительных  сдвигов  в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный ребенок, и организуется образовательный процесс. Поэтому от нас требуется кардинальное переосмысление и педагогических, и психологических основ образования.

Здесь на первый план выходят задачи:

-    выявления и учета влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернет;

-    поиска психолого-педагогических оснований процесса обучения детей, подростков, юношества в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Шестое направление состоит в определении действия, воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.

Седьмое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу.

Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели, с одной стороны, с другой - по ряду параметров углубился их социальный инфантилизм. При этом индивидуально локально-разорвано они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия.

Речь, идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений - взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

К сожалению, проблема взаимодействия (не просто отношений, а именно взаимодействия) взрослых и детей фактически до сих пор не только в должной степени не проработана, но даже четко не поставлена на соответствующем научном уровне. В этом плане представляется чрезвычайно важным определить, во-первых, сущность, содержание позиций Взрослого мира и мира Детства именно как специфических субъектов взаимодействия; во-вторых, выделить и раскрыть пространство (структуру, характер) их взаимодействия.

Это пространство между Мирами Взрослых и Детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования, но и соответствующими конструктами, которые обеспечивают превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослыми, и ставят Детство, во всей сложности его внутренних «организаций», в позицию реального субъекта такого диалога.

Девятое направление связано с тем, что в современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.

Десятое направление связано с необходимостью в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.

Одиннадцатое направление состоит в разработке научных - психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

Разумеется, круг актуальных психологических и педагогических проблем значительно шире, ибо сегодня перед нами открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительною расширения экспериментальных работ. Не случайно в последние несколько лет существенно возросло число диссертационных исследований по психолого-педагогическим специальностям.

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна