Модуль 2: Методологические основы педагогического исследования
                   
Блок самоконтроля

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.     Что может стать направлением в педагогическом исследовании?

2.     Перечислите составляющие методологического аппарата педагогического исследования.

3.     Как актуальность исследования пересекается с его практической значимостью?

4.     Как соотносятся между собой: объект и предмет исследования, идея и замысел, цель и задачи, тема и проблема, проблема и гипотеза.

 

Тест 2

1. Закончите предложение

1.1 Вопрос, задача, требующие разрешения, исследования .

1.2 Лаконичная формулировка проблемы исследования   .

1.3 Процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию .

1.4 Отдельный аспект объекта, точка зрения, с которой рассматривается объект - .

1.5 Научное предположение, выдвигаемое для  объяснения каких-либо явлений .

1.6 Способ решения проблемы исследования .

1.7 Представление о результатах исследования .

 

2. Задачи исследования — это те действия, которые необхо­димо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Среди значительного количества за­дач важно выделить три группы: историко-диагностическую, теоретико-моделирующую, практически-преобразовательную. Другие, более частные задачи относят чаще всего в каче­стве подзадач к основным.

Соотнесите тип исследовательской задачи по педагогике с его содержательной характеристикой.

 

Тип исследовательской задачи

Содержательной характеристикой

1.     Историко-диагностическая

a)     раскрытие струк­туру, сущности изучаемого, факторов и способов его преоб­разования

2.     Теоретико-моделирующая

b)    изучение истории и современного состояния проблемы, определени­е или уточнение понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования

3.     Практически-преобразовательная

c)     разработка  и использование методов, приемов, средств, практических рекомендаций ра­циональной организации педагогического процесса.

1

2 –

3 –

 

 

 

3. Установите правильную последовательность этапов педагогического исследования:

 

Этапы педагогического исследования

a.     Анализ, интерпретация и оформление результатов.

 

b.     Выбор методологии: исходной концепции, опорных те­оретических положений, идеи, исследовательского подхода. Выбор методов исследования.

 

c.      Общее ознакомление с проблемой исследования, обо­снование ее актуальности, уровня разработанности; опреде­ление объекта и предмета, темы исследования. Формулирова­ние общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.

 

d.     Организация и проведение преобразующего (формиру­ющего) эксперимента.

 

e.      Построение гипотезы исследования.

 

f.       Проведение констатирующего эксперимента (диагнос­тики) с целью установления исходного состояния предмета исследования.

 

g.     Апробация исследования и выработка практических ре­комендаций.

 

 

1. -

2. -

3. -

4. -

5. -

6. -

7. -

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна