Учебная программа по курсу «Основы методологии педагогического исследования» | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бурятский государственный университет»
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе
----------------------------------И.С.Батуева
«___»____________________2009
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«Основы педагогического исследования»
Составитель:
Голавская Н.И., к.п.н., ст.преп. каф-ры педагогики
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе
----------------------------------И.С.Батуева
«___»____________________2009
Улан-Удэ
2009
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу: Основы педагогического исследования
Кафедра педагогики
Курс 4
Семестр 7
Лекции 18 часа
Практические
(семинарские) 18 часов
Самостоятельная работа 36 час.
Всего часов 72 часа
Итоговый контроль зачет
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Учебно-исследовательская деятельность студентов» состоит в формировании у студентов рациональных учебных умений, развитии умений учебно-исследовательской работы, в подготовке студентов к выполнению выпускной квалификационной работы.
Задачи курса:
1. Показать студентам роль научно-методологических знаний в развитии педагогической науки и практики.
2. Ознакомить студентов с содержанием и особенностями научно-исследовательской деятельности педагога, стимулировать их к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.
3. Познакомить студентов с логикой научного исследования, методами его проведения, сформировать у студентов исследовательские умения в области их будущей профессиональной деятельности.
4. Научить студентов выполнять различные виды учебно-исследовательских работ, формулировать методологический аппарат ВКР.
2. Содержание дисциплины
2.1. Название тем и объем в часах.
№ № |
Название тем |
Количество часов |
||||
Лекции |
семинары |
СРС |
всего |
|||
1 |
Взаимосвязь педагогической науки и практики |
2 |
2 |
4 |
8 |
|
2 |
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность |
2 |
2 |
4 |
8 |
|
3 |
Методология педагогического исследования |
4 |
4 |
8 |
16 |
|
4 |
Рациональные приемы работы с научной информацией |
4 |
4 |
8 |
16 |
|
5 |
Методы педагогического исследования |
4 |
4 |
8 |
16 |
|
6 |
Обобщение и анализ результатов исследования |
2 |
2 |
4 |
8 |
|
|
Всего: |
18 |
18 |
36 |
72 |
|
3. Лекции
№ |
Название темы |
Содержание |
1 |
Взаимосвязь педагогической науки и практики |
Определение науки, научного исследования. Педагогическая наука. Задачи педагогики. Научно-педагогическое знание: критерии научности, формы представления. Единство и различие педагогической науки и практики. Педагогическая наука и практика как единая система. |
2 |
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность |
Понятие педагогического исследования. Разноплановость и многофункциональность педагогического исследования. Виды педагогических исследований. Научно-исследовательская деятельность ученого, учебно-исследовательская деятельность студента: сходство и отличие. |
3 |
Методология педагогического исследования |
Методологический аппарат педагогического исследования. Понятия: проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, этапы исследования. Этапы конструирования логики педагогического исследования: постановочный, собственно исследовательский, оформительский этапы. Методологические принципы, подходы педагогических исследований. |
4 |
Рациональные приемы работы с научной информацией |
Способы получения научной информации, фиксация информации, ее систематизация. Виды записей. Тезирование, цитирование, аннотирование, конспектирование, реферирование. Составление библиографии. |
5 |
Методы педагогических исследований |
Общая характеристика методов исследования. Выбор методов исследования. Теоретические методы. Характеристика эмпирических методов педагогического исследования (наблюдения, опросных методов, изучения школьной документации, ранжирования, социометрии и др.). Сущность педагогического эксперимента. Виды экспериментов. Этапы проведения экспериментального исследования. Выбор числа исследуемых. Отбор методик. Оптимальность педагогического эксперимента. |
6 |
Обобщение и анализ результатов исследования |
Определение эффективности педагогического исследования. Критерии качества исследовательской работы. Апробация работы. Оформление результатов. Оформление ВКР. |
№ |
Название темы |
Содержание |
1 |
Педагогическая практика и педагогическая наука. |
Школьная образовательная практика и педагогическая наука. Учитель и педагогическая наука. Актуальные проблемы педагогической практики. Исследовательская деятельность в школе. Учитель-исследователь. Исследовательская работа как компонент педагогической деятельности. Характеристика исследовательских умений педагога. |
2 |
Педагогическое исследование. Научный текст как продукт педагогического исследования. |
Общая характеристика научного текста. Научный стиль. Виды научно-исследовательских работ: диссертация, автореферат, статья, доклад, научный отчет. Виды студенческих учебно-исследовательских работ: доклад, статья, реферат, курсовая, выпускная квалификационная работа. |
3 |
Методология педагогического исследования. |
Обоснование актуальности темы исследования. Определение объекта и предмета педагогического исследования. Формулировка целей, задач, гипотезы исследования. Этапы и логика исследования. (Задание выполняется на основе ознакомления с диссертациями и дипломными работами) |
4 |
Работа с научной информацией |
Работа с каталогом. Подбор литературы с помощью справочной литературы. Поиск научной информации в Интернете. Составление списка литературы. Написание плана, тезисов, конспектов, аннотаций. Упражнения на освоение умений классифицировать информацию, отделять существенные признаки от несущественных, умения обобщать, классифицировать. Упражнения для развития умений делать выводы, осуществлять оценочные действия. |
5 |
Методы педагогического исследования |
Методика организации и проведения наблюдения, опросных методов, изучения школьной документации, ранжирования, социометрии и др. Использование методов исследования на различных этапах работы. Проектирование педагогического эксперимента по теме выпускной работы |
6 |
Презентация работы |
Процедура защиты ВКР. Требования к написанию доклада. Защита ВКР. |
5. СРС
№ |
Тема |
Содержание |
Контроль |
1 |
Взаимосвязь педагогической науки и практики |
1. Подготовьте доклад на тему: «Исследовательская работа как компонент педагогической деятельности». 2. Заполните анкету. Определите свой уровень готовности к выполнению педагогического исследования. Характеристика исследовательских умений педагога. |
4 |
2 |
Педагогическое исследование Проблематика современных психолого-педагогических исследований. |
1. Выявите проблематику современных психолого-педагогических исследований на основе просмотра журналов «Педагогика», «Воспитание в школе», «Народное образование», «Школьные технологии». 2. Напишите аннотацию на автореферат кандидатской диссертации; раскройте сущность, пути решения рассматриваемой в автореферате проблемы. 3. Сформулируйте проблему будущего реферата, курсовой работы. |
4 |
3 |
Методологические основы педагогического исследования. |
Определите проблему, тему, предмет, объект, цель, задачи, гипотезу собственного исследования. |
3 |
4 |
Работа с научной информацией. |
1. Составьте список литературы по проблеме исследования. 2. Подготовьте обзор публикаций по журналам за последний год по проблеме курсовой, дипломной работы. 3. Сделайте различные виды записей найденной информации по проблеме исследования. |
4 |
5 |
Методы научно- педагогического исследования |
1. Покажите взаимосвязь между исследуемой проблемой и сделанным выбором методов педагогического исследования. 2. Обоснуйте необходимость выбора именно такой совокупности методов исследования для решения выбранной Вами проблемы. |
5 |
6 |
Педагогический эксперимент |
Построение мысленного эксперимента по выбранной проблеме исследования. |
6 |
7 |
Требования к представлению результатов проведенного педагогического исследования. |
Составьте доклад по результатам выполненного исследования. |
7 |
4 |
Работа с научной информацией. |
1. Составьте список литературы по проблеме исследования. 2. Подготовьте обзор публикаций по журналам за последний год по проблеме курсовой, дипломной работы. 3. Сделайте различные виды записей найденной информации по проблеме исследования. |
4 |
5 |
Методы научно- педагогического исследования |
1. Покажите взаимосвязь между исследуемой проблемой и сделанным выбором методов педагогического исследования. 2. Обоснуйте необходимость выбора именно такой совокупности методов исследования для решения выбранной Вами проблемы. |
5 |
6 |
Педагогический эксперимент |
Построение мысленного эксперимента по выбранной проблеме исследования. |
6 |
6. Методическое обеспечение курса:
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1992
2. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 1999.
3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2005
4. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.1.84. – Введ. 01.01.86.- М., 1984
5. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. - М., 1973
6. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева.- М., 1988
7. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М., 1973
8. Веревкин А.Н. Как оформить библиографию к научной работе: метод. пособ. – М., 1992
9. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975
10. Глас Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976
11. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования.- М., 1982
12. Исследовательская деятельность студентов: Учеб пособ. / Автор-сост. Т.П.Сальникова.- М., 2005
13. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. – М., 1968
14. Кара- Мурза С.Г. Проблемы организации научных исследований. – М., 1981.
15. Клеев С.А. Педагогическая технология учителя. – Новосибирск, 1998.
16. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие педагога-исследователя. - Самара, 1994.
17. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.- Самара, 1994.
18. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М., 1977
19. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М., 1977
20. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособ. Для аспирантов и соискателей ученой степени.- М., 1997
21. Кузнецов О., Хромов Л. Техника быстрого чтения. – М., 1977
22. Кузнецов И.Н. Методика научного исследования. – Минск. 1997
23. Кузнецов И.Н., Лойко Л.В. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы . – Минск, 1998
24. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы : методика подготовки и оформления. – М., 2004
25. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980
26. Кузьмина Н.А., Кухарев В.Н. Психологическая структура деятельности учителя. – Гомель, 1976
27. Курсовые работы по педагогике: метод. реком. для ст-ов. / Сост. Л.Д.Воронцова.- Магнитогорск, 1995
28. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н.В.Кузьминой. – Л., 1980.
29. Методология в сфере теории и практики / Под ред. А.Л.Симанова, В.Н.Карпович. – Новосибирск, 1988
30. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Турбовского. – М., 1985
31. Молонов Г.Ц. Теория и практика педагогического исследования.- Улан- Удэ, 2000
32. Некоторые вопросы формирования у студентов навыков самостоятельной работы с книгой. – М., 1980
33. Петров Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания. - М., 1986
34. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогического исследования. – М., 1987
35. Резникова Ю.Г. Основы организации самостоятельной работы студентов.- Улан-Удэ, 2001
36. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. – М., 1989
37. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
38. Сопер П. Основы искусства речи. - Ростов-на-Дону, 1990
39. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М., 1979
40. Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой. – М., 1990
41. Штернберг Б. Приемы скоростного конспектирования // Вопросы высшей школы. – 1990.