РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
(извлечения)
ВВЕДЕНИЕ
1. Культурное и природное наследие относятся к бесценному и невосполнимому достоянию не только каждого народа мира, но и всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения уменьшает наследие всех народов мира …..
4. Настоящее "Руководство" подготовлено с целью ознакомить государства - стороны Конвенции с принципами, определяющими деятельность Комитета по составлению Списка всемирного наследия и Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой, и по оказанию международной помощи через Фонд всемирного наследия. Данный документ содержит также детальное описание процедуры контроля (мониторинга) и разъяснение других вопросов, в основном процедурного характера, относящихся к выполнению Конвенции.
5. Комитет осознает, что его решения должны основываться на максимально объективных и научно обоснованных соображениях, и что любая проводимая для него оценка должна выполняться тщательно и точно. Комитет полагает, что объективные и продуманные решения являются результатом следующих условий: " тщательно обоснованных критериев, " неукоснительно выполняемой процедуры, " проведения оценок квалифицированными экспертами и применения рекомендаций экспертов. Руководство составлено с учетом этих задач.
I. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
А. Общие принципы
6. Комитет пришел к заключению, что его деятельность по формированию Списка всемирного наследия должна исходить из излагаемых ниже общих принципов:
1. Конвенция обеспечивает защиту тех культурных и природных объектов, которые признаны выдающимся мировым достоянием. Ее целью не является защита всех объектов, представляющих большой интерес, важность и значение, но лишь тех из них, которые входят в число наиболее выдающихся в масштабе всего человечества в целом. Определение культурного и природного наследия, представляющего "выдающееся мировое достояние", содержится в Статьях 1 и 2 Конвенции. Комитет руководствуется двумя различными списками критериев отбора для объектов культурного и природного наследия. Критерии и условия подлинности и целостности, принятые Комитетом для этой цели, изложены ниже в параграфах 24 и 44 данного документа.
2. Критерии включения объектов в Список всемирного наследия разработаны с таким учетом, чтобы Комитет мог действовать совершенно независимо, проводя оценку подлинной ценности объекта, исключающую любые соображения постороннего характера (в том числе необходимость технического сотрудничества и помощи).
3. Следует стремиться поддерживать разумное соотношение между числом природных объектов и культурных объектов, включенных в Список.
4. Объекты включаются в Список всемирного наследия в ходе последовательного процесса, при этом не существует формальных ограничений на общее число объектов, включаемых в Список, так же, как и на число объектов, представляемых любым государством на любой из последовательных стадий внесения объектов в Список.
5. Объекты могут быть включены в Список только после того, как государство, заявляющее данный объект на включение в Список, в полной мере продемонстрирует гарантии выполнения взятых на себя в пределах своих возможностей обязательств. Такими гарантиями является наличие соответствующего законодательства, обеспечение штата, финансирования и планов контроля и управления объектами (management plans) в соответствии с требованиями, изложенными в нижеследующих параграфах: 24 (б) (2) для объектов культуры и 44 (б) (6) для природных объектов.
6. В случае, если состояние объекта ухудшилось до такой степени, что он утерял характеристики, определившие его включение в Список всемирного наследия, его следует внести в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и в дальнейшем применить к нему процедуру, ведущую к возможному исключению из Списка всемирного наследия. Эта процедура изложена ниже, в параграфах 46 и 54.
7. В настоящее время, однако, в свете трудностей, вызванных необходимостью рассматривать большое количество представлений ("номинаций") на объекты культуры, Комитет предлагает государствам - сторонам Конвенции обратить внимание на то, что к настоящему моменту Список всемирного наследия возможно уже насчитывает значительное число представленных ими объектов культуры, и, если это так, то добровольно сократить количество последующих номинаций. Это поможет сделать Список более репрезентативным по отношению ко всем участникам. Исходя из этого же принципа, Комитет призывает те государства, чье культурное наследие еще недостаточно представлено в Списке, и которым может понадобиться помощь в подготовке номинаций объектов культуры, обратиться за содействием к Комитету.
Б. Указания государствам - сторонам по номинации объектов в Список всемирного наследия
7. Комитет предлагает каждому государству - стороне Конвенции в ближайшее время представить предварительный список тех объектов, которые данное государство собирается выдвинуть на включение в Список всемирного наследия в течение ближайших 5-10 лет. Такой предварительный список будет представлять "инвентарный" перечень (о котором говорится в Статье 11 Конвенции) тех природных и культурных объектов на территории государств - сторон, которые они считает подходящими для включения в Список всемирного наследия. Предварительные списки необходимы, чтобы Комитет мог провести в возможно более широком масштабе оценку объектов, выдвигаемых на включение в Список в качестве части выдающегося мирового достояния…
8. Чтобы облегчить работу участвующих сторон, Комитет предлагает государствам - сторонам Конвенции представлять свои предварительные списки в определенном стандартном формате, в соответствии с которым, сведения об объекте располагаются по следующей схеме: " название объекта, " географическое расположение объекта, " краткое описание объекта, " обоснование значения объекта как выдающегося мирового достояния, исходя из критериев подлинности и целостности, изложенных ниже в параграфах 24 и 44, и в соотнесении с аналогичными объектами, как в пределах, так и за пределами данного государства. Объекты природного характера следует группировать по биогеографическим областям, а объекты культурного характера - по периодам и областям культуры. По возможности следует также указать порядок, в котором внесенные в предварительный список объекты будут выдвигаться на рассмотрение.
9. Конвенция исходит из основополагающего принципа, что выдвигаемые на включение в Список объекты должны представлять выдающееся мировое достояние, и что, следовательно, такие объекты должны отбираться очень тщательно. Критерии подлинности и целостности, исходя из которых Комитет будет оценивать представляемые объекты, изложены ниже в параграфах 24 и 44. Желательно, чтобы государства - стороны проводили сравнительную характеристику объектов, расположенных в пределах одного геокультурного региона, с тем, чтобы упорядочить предварительные списки и номинации выдвигаемых объектов культурного наследия…
10. Каждая номинация должна быть тщательно аргументирована. Она должна представляться на рассмотрение в соответствующей форме (см. ниже параграф 64) и содержать все необходимые сведения для подтверждения того, что выдвигаемый объект действительно составляет выдающееся мировое достояние. Каждая номинация должна сопровождаться набором всей необходимой документации, включая слайды, карты и прочие материалы соответствующего качества. К номинациям/заявкам на объекты культуры государствам - сторонам предлагается также приложить краткий анализ ссылок в мировой литературе (а именно, в таких справочно-библиографических изданиях, как общие и специализированные энциклопедии, материалы по истории искусства или архитектуры, истории путешествий и экспедиций, научные отчеты, путеводители и т.д.), а также исчерпывающую библиографию. В отношении недавно открытых объектов столь же полезными могут быть свидетельством об интересе, проявленном к данному открытию на международном уровне.
11. В раздел "Управление" (Management) формы номинационной формы (nomination form) должны быть включены, помимо текстов правовых актов, направленных на охрану объекта, также и разъяснения того, как на практике осуществляется действие этих правовых инструментов. Такой анализ предпочтительнее простого перечисления или подборки текстов правовых актов.
12. При выдвижении объектов, относящихся к определенным, хорошо представленным категориям культурного наследия, выдвигающие их государства должны приложить сравнительную характеристику объектов по отношению к другим объектам аналогичного типа, составленную в соответствии с изложенными выше требованиями по составлению предварительных списков.
13. В некоторых случаях необходимо, чтобы перед подачей документов государства - стороны получили консультацию в Секретариате или в соответствующей неправительственной организации, действующей на неформальной основе. Комитет напоминает государствам - сторонам Конвенции, что они могут рассчитывать на помощь Фонда всемирного наследия для подготовки полного и исчерпывающего набора необходимой документации.
14. Участие местного населения в процессе номинации объектов является важным фактором, так как в этом случае оно разделяет с государством ответственность за состояние объектов.
15. При номинации объектов в Список государствам - сторонам предлагается помнить о необходимости поддерживать разумное равновесие между числом культурных и природных объектов, вносимых в Список всемирного наследия.
16. В тех случаях, когда культурный или природный объект, отвечающий принятым Комитетом критериям, расположен на территории более одного государства, поощряется представление совместной номинации всеми государствами - сторонами Конвенции, имеющими отношение к объекту.
17. Во всех случаях, когда это необходимо для надлежащего сохранения культурного или природного объекта, представленного для включения в Список, вокруг объекта должна быть создана "буферная зона", которой тоже должна быть обеспечена необходимая защита. Буферная зона может быть определена, как территория, окружающая объект и обеспечивающая дополнительную защиту объекта путем ограничения в ее пределах хозяйственной деятельности; в каждом случае площадь территории, составляющей буферную зону, определяется в результате технического исследования. В набор документов на объект должна входить подробная информация о размерах, характеристиках и допустимом использовании его буферной зоны, а также карта с указанием точных границ ее территории.
18. Следуя духу Конвенции, государства - стороны Конвенции должны стремиться к тому, чтобы на внесение в Список выдвигались в первую очередь те объекты, которые представляют собой сочетание культурных и природных памятников.
19. В одной номинации может быть предложена серия культурных или природных объектов, имеющих различное географическое расположение, если данные объекты относятся: " к одной историко-культурной группе, " к одному типу объектов, характерному для данной географической зоны, " к одной геоморфологической формации, к одной биогеографической зоне или к одному типу экосистем, а также при условии, что выдающееся мировое достояние представляет именно сама серия представляемых объектов, а не какие-либо из составляющих ее компонентов.
20. В тех случаях, когда в серию культурных или природных объектов, соответствующую определению, данному выше в параграфе 19, входят объекты, расположенные на территории более одного государства - стороны Конвенции, поощряется представление данными государствами единой совместной номинации.
21. Поощряется подготовка государствами - сторонами Конвенции планов управления (management plans) по каждому из выдвигаемых природных объектов и планов охраны каждого из выдвигаемых культурных объектов. Все сведения, относящиеся к этим планам, должны быть доступны при необходимости технического содействия.
22. Если какие-либо черты, присущие выдвигаемому объекту, находятся под угрозой исчезновения в результате человеческой деятельности и при этом все же отвечают критериям подлинности и целостности, изложенным в параграфах 24 и 44, к набору представляемых при номинации объекта документов должен быть приложен план действий по исправлению сложившегося положения. В случае если государство - сторона Конвенции не осуществило изложенные им в этом плане меры в течение периода, указанного для их осуществления, Комитет будет рассматривать возможность изъятия данного объекта из Списка в соответствии с утвержденной им для этого процедурой. В. Критерии включения объектов культуры в Список всемирного наследия
23. Критерии включения объектов культуры в Список всемирного наследия должны всегда рассматриваться во взаимосвязи и в контексте определения…(см. в Статье 1 и 2 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, пр. ред.):
24. Представляемые для включения в Список всемирного наследия памятник, ансамбль или достопримечательная территория (отвечающие приведенным выше определениям) будут считаться частью выдающегося мирового достояния по определению Конвенции в том случае, если Комитет сочтет, что такой объект удовлетворяет одному или более из нижеизложенных критериев, а также выдержит проверку на подлинность. Таким образом, каждый представляемый объект должен:
25. Не подлежат рассмотрению номинации объектов недвижимости, которые могут стать движимыми….
35. В отношении культурных ландшафтов Комитет дополнительно принял следующие установки по их включению в Список всемирного наследия.
36. По определению, данному в Статье 1 Конвенции, культурные ландшафты представляют "совместные творения человека и природы". Они иллюстрируют эволюцию в веках человеческого сообщества и поселений, происходившую под влиянием неблагоприятных и/или благоприятных физических факторов естественной среды обитания человека, а также сменяющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов, и внешних и внутренних. При отборе культурных ландшафтов должны учитываться оба фактора: значение ландшафта, как части выдающегося мирового достояния, и степень, в которой он представляет четко обозначенный геокультурный регион, а также его способность иллюстрировать существенные и отчетливые культурные элементы такого региона.
37. Термин "культурный ландшафт" охватывает множество проявлений взаимодействия человека с окружающей естественной средой.
38. Во многих случаях культурные ландшафты отражают специфические технологии устойчивого землепользования, связанного с характером и возможностями природной среды, в которой они находятся, и своеобразную духовную связь с природой. Сохранение культурных ландшафтов может способствовать развитию современных методов землепользования, а также сохранять или усиливать природные достоинства ландшафта. Продолжающееся применение традиционных способов землепользования поддерживает биологическое разнообразие во многих районах мира. Таким образом, традиционные культурные ландшафты способствуют сохранению биоразнообразия.
39. Культурные ландшафты различаются по трем основным категориям:
40. Физические границы территории культурного ландшафта, выдвигаемого для включения в Список культурного наследия, зависит от его функциональности и различимости. Отобранный образец должен в каждом случае достаточно убедительно представлять культурный ландшафт, который он иллюстрирует, во всей его полноте. Не должно исключаться и выдвижение протяженных линейных участков, представляющих культурно значимые транспортные и коммуникационные сооружения.
41. К культурным объектам применимы общие критерии сохранения и управления, изложенные выше в пункте (б) (2) параграфа 24. Важно, чтобы при этом уделялось должное внимание всей совокупности ценных элементов ландшафта, как культурных, так и природных. Номинации следует готовить в сотрудничестве и при полном одобрении местных жителей.
42. Категория "культурного ландшафта", принятая для включения в Список всемирного наследия на основе критериев, изложенных выше в параграфе 24, не исключает того, что может продолжаться включение в Список объектов, оцениваемых как исключительно важные по обеим группам критериев. Включение таких объектов в Список в качестве выдающегося мирового достояния должно быть обосновано с учетом обеих групп критериев. Г. Критерии включения природных объектов в Список всемирного наследия
43. В соответствии с определением, данным в Статье 2 Конвенции об охране всемирного наследия, к природному наследию относятся следующие объекты: "природные памятники, состоящие из физических и биологических образований, или групп таких образований, которые являются частью выдающегося мирового достояния с эстетической или научной точки зрения; геологические и физиографические образования и четко обозначенные зоны, составляющие ареал исчезающих видов животных и растений, которые представляют выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природных черт; природные достопримечательные места или четко обозначенные природные участки, которые являются частью выдающегося мирового достояния с точки зрения науки, сохранения природных черт или естественной красоты".
44. Объект природного наследия, соответствующий одному из данных выше определений, который выдвинут на включение в Список всемирного наследия, считается выдающимся мировым достоянием для целей Конвенции, если Комитет имеет возможность убедиться, что объект удовлетворяет одному или более из перечисленных ниже критериев, а также условиям целостности, изложенным ниже. Таким образом, выдвигаемый на включение в Список объект должен:
(б) отвечать изложенным ниже условиям целостности:
45. В принципе любой объект, отвечающий одному из четырех критериев, изложенных в параграфе 44(а), и необходимым условиям целостности может быть включен в Список всемирного наследия. Однако большинство объектов в Списке удовлетворяет двум или более из требуемых критериев. Государства - стороны Конвенции могут ознакомиться с документацией ("номинационным досье", результатами оценки, проведенной Международным союзом охраны природы и естественных богатств (МСОП), и окончательной рекомендацией Комитета) по любому из объектов, включенных в Список, и при желании использовать эти документы в качестве руководства при выборе объектов на своей территории и подготовке документов для их номинации. Д. Процедура окончательного исключения объектов из Списка всемирного наследия
46. Комитет утвердил изложенную ниже процедуру исключения объектов из Списка всемирного наследия для следующих случаев: " состояние объекта настолько ухудшилось, что он утратил характеристики, определившие его включение в Список всемирного наследия; " в результате хозяйственной деятельности объекту грозила утрата присущих ему качеств уже на момент номинации, а необходимые меры по исправлению этой ситуации, представленные государством - стороной Конвенции при номинации объекта, не были выполнены в указанный им срок.
47. При серьезном ухудшении состояния объекта, включенного в Список, а также в случае, если меры по улучшению его состояния не были приняты в указанный срок, соответствующее государство - сторона Конвенции обязано поставить об этом в известность Секретариат Комитета.
48. В тех случаях, когда информация об этом поступает в Секретариат не от самого государства - стороны Конвенции, а из иного источника, Секретариат проводит возможную проверку источника и достоверности полученной информации при консультации с соответствующим государством - стороной Конвенции и предлагает ему представить разъяснения.
49. В этих случаях Секретариат обращается с просьбой прокомментировать полученную информацию к компетентным консультативным организациям: Международному совету по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Международному союзу охраны природы и естественных богатств (МСОП) или Международному исследовательскому центру по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ).
50. Полученная информация вместе с разъяснениями, представленными государством - стороной Конвенции и экспертной организацией (или организациями), выносится на рассмотрение Бюро Комитета. Бюро может действовать по одному из следующих сценариев.
51. Комитет изучает рекомендации Бюро и представленную информацию и принимает решение. В соответствии со статьей 13 (п. 8) Конвенции любое решение Комитета по такому вопросу должно быть принято большинством в 2/3 присутствующих членов Комитета с правом голоса. Комитет не может принять решение об исключении объекта из Списка, не проведя консультации по этому вопросу с соответствующим государством - стороной Конвенции.
52. Данное государство - сторона Конвенции должно быть оповещено о решении Комитета. Это решение должно быть также безотлагательно доведено до сведения общественности.
53. Если решение Комитета влечет за собой какое-либо изменение Списка всемирного наследия, оно должно быть отражено при публикации новой редакции Списка.
54. Принимая вышеизложенную процедуру, Комитет более всего стремился обеспечить все возможные меры, чтобы предотвратить исключения объектов из Списка, и для этого готов предложить государствам - сторонам Конвенции все возможное техническое содействие в своих силах. Кроме того, Комитет стремится привлечь внимание государств - сторон к Статье 4 Конвенции, которая, в частности, гласит: "Каждое государство - сторона настоящей Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, упоминаемого в Статьях 1 и 2, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него…".
55. В этой связи Комитет рекомендует государствам - сторонам Конвенции сотрудничать с организациями - экспертами, которым Комитет поручает вести мониторинг и отчетность по продвижению работ, предпринимаемых для сохранения объектов, включенных в Список всемирного наследия.
56. Комитет всемирного наследия рекомендует государствам - сторонам Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия уведомлять Комитет через Секретариат ЮНЕСКО о своем намерении провести или поручить проведение на территории, охраняемой Конвенцией, каких-либо серьезных работ по восстановлению или новому строительству, затрагивающих ценность объекта, как объекта мирового наследия. Уведомление в адрес Комитета должно быть направлено как можно быстрее (к примеру, до разработки основной документации по проектным работам) и до принятия каких-либо решений, которые трудно отменить. Это позволит Комитету оказать помощь в поиске решений, гарантирующих полную сохранность ценности объекта мирового наследия. Е. Принципы рассмотрения и оценки номинаций
57. Выяснение того, соответствуют или нет объекты, выдвигаемые государствами - сторонами Конвенции для включения в Список, установленным критериям и условиям подлинности/целостности, проводится Международным советом по охране памятников (ИКОИОС) в отношении объектов культурного наследия и Международным союзом охраны природы (МСОП) в отношении объектов природного наследия. При номинации культурных объектов, относящихся к категории культурного ландшафта, оценка статуса объекта с точки зрения включения в Список проводится при консультации с Международным союзом охраны природы (МСОП). ИКОМОС и МСОП представляют свои заключения (evaluation reports) в Бюро Комитета всемирного наследия. ИКОМОС и МСОП составляют окончательное заключение (final evaluation report) с учетом решений Бюро и дополнительных сведений, которые могут поступить от соответствующего государства - стороны Конвенции, и представляют его в Бюро Комитета всемирного наследия. Отчет сессии Комитета всемирного наследия должен включать решение Комитета, критерии, определившие внесение выдвинутого объекта в Список, обоснование выдвижения объекта, а также рекомендации, которые Комитет пожелает вынести в отношении данного случая.
58. Список всемирного наследия должен быть представительным настолько, насколько это возможно, в отношении всех объектов культурного и природного наследия, соответствующих требованиям Конвенции в отношении выдающегося мирового достояния, критериям культурного и природного наследия и условиям подлинности/целостности, принятым Комитетом (см. выше, параграфы 24-44 настоящего документа).
59. Каждый культурный объект, включая в части состояния его сохранности, должен получить сравнительную оценку, т.е., объект должен рассматриваться относительно других объектов того же типа, происхождение которых относится к тому же периоду, включая как те, что находятся на территории государства - стороны Конвенции, так и те, что расположены за его пределами.
60. Каждый природный объект должен получить сравнительную оценку, т.е., объект должен рассматриваться относительно других объектов того же типа в пределах биогеографической зоны или одного миграционного пути, включая как те, что находятся на территории государства - стороны Конвенции, так и те, что расположены за его пределами.
61. Кроме того, ИКОМОС и МСОП должны особо стремиться к соблюдению следующих условий при рассмотрении и изучении номинаций.
62. Представители государств - сторон Конвенции, вне зависимости от того, являются ли они членами Комитета, не должны выступать в поддержку включения в Список объектов, выдвигаемых их государствами, а представлять свое мнение только в качестве сведений, сообщаемых при ответе на вопрос.
63. В своих отчетах и публикациях Комитет излагает критерии, на основании которых какой-либо объект был включен в Список всемирного наследия, сопровождая их кратким и четким описанием характеристик, определивших включение данного объекта в Список, которые должны учитываться в дальнейшем при управлении объектом. Ж. Формат и содержание номинаций
64. Для номинации культурных и природных объектов используется один и тот же формат представления документации, утвержденный Комитетом. Хотя очевидно, что каждый объект обладает своими особыми характеристиками, государствам - сторонам предлагается представлять сведения и документацию по следующим пунктам:
I. Обозначение объекта
II. Обоснование включения в Список
III. Характеристика объекта
IV. Контроль и управление (Management)
V. Факторы, воздействующие на объект
VI. Мониторинг
VII. Документация
VIII. Подпись от имени государства - стороны Конвенции
З. Процедура и сроки рассмотрения номинаций
65. …ежегодный график установлен для получения и рассмотрения номинаций в Список всемирного наследия. Следует подчеркнуть, однако, что процесс выдвижения (номинации) объектов в Список всемирного наследия является поэтапным. Номинации в Список могут представляться в любое время в течение всего года. Номинации, полученные до 1 июля текущего года, рассматриваются в следующем году. Номинации, полученные после 1 июля текущего года, рассматриваются только через год. Несмотря на возможные неудобства для некоторых государств - сторон Конвенции, Комитет принял решение об установлении окончательного срока для представления номинаций для того, чтобы Бюро, а также государства - члены Комитета, могли ознакомиться с любыми рабочими документами не позднее, чем за 6 недель до начала сессий Бюро и Комитета. Кроме того, это позволит Комитету на своей ежегодной декабрьской сессии получить сведения о числе и характере номинаций, которые он должен рассмотреть на своей следующей сессии в следующем году.
66. В тех случаях, когда государство - сторона Конвенции выдвигает на включение в Список объект, представляющий пристройку/участок расширения (extension) объекта, уже включенного в Список всемирного наследия, требования к документации и порядок ее представления являются такими же, как для новой номинации, в соответствии с параграфом 64 данного документа. Это не распространяется на пристройки/участки расширения, которые являются простой модификацией границ рассматриваемого объекта. В этом случае запрос на модификацию границ объекта направляется непосредственно в Бюро, которое изучает, в частности, соответствующие карты и планы. Бюро может одобрить предложенные изменения или посчитать, что эти изменения настолько значительны, что представляют пристройку/расширение объекта, и что в данном случае должна применяться процедура, предусмотренная для рассмотрения новой номинации.
67. Обычные сроки представления и рассмотрения номинаций не распространяются на объекты, пострадавшие в результате стихийных действий или человеческой деятельности, если, по мнению Бюро, которое составляется после консультации с компетентной международной неправительственной организацией, данные объекты безусловно отвечают критериям включения в Список всемирного наследия. Такие номинации рассматриваются в срочном порядке.
II. НЕПРЕРЫВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
А. Непрерывное наблюдение
68. Непрерывное наблюдение ("мониторинг") представляет собой отчеты по состоянию сохранности/консервации конкретных объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой, которые составляется для Бюро и Комитета Центром всемирного наследия, другими секторами ЮНЕСКО и консультативными органами. Для этого при каждом случае возникновения чрезвычайных обстоятельств или проведения работ, которые могут сказаться на состоянии объекта, государства - стороны Конвенции направляют в Комитет, через Центр всемирного наследия, специальные отчеты и заключения по изучению последствий (impact studies). Непрерывный мониторинг предусмотрен в процедуре окончательного исключения из Списка всемирного наследия, в соответствии с положениями параграфов 48-56 настоящего документа. Он также предусмотрен для объектов, включенных или подлежащих включению в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в соответствии с положениями параграфов 86-93 настоящего документа.
Б. Периодическая отчетность
69. Одиннадцатая Генеральная ассамблея государств-сторон Конвенции об охране всемирного наследия и Двадцать девятая Генеральная Конференция ЮНЕСКО рассмотрели вопрос периодической отчетности, предусмотренной Статьей 29 Конвенции об охране всемирного наследия. Генеральная Конференция приняла резолюцию, в которой: Предложила государствам - сторонам Конвенции об охране всемирного наследия представлять ей, как предусмотрено Статьей 29 Конвенции, через Комитет всемирного наследия, через его Секретариат, Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, отчеты о принятых ими законодательных положениях и административных мерах, а также о других действиях, предпринятых ими в целях выполнения Конвенции, включая в отношении сохранения объектов, расположенных на их территории; а также поручила Комитету всемирного наследия определить периодичность, форму, характер и объем периодической отчетности по применению Конвенции об охране всемирного наследия и по состоянию охраны объектов всемирного наследия, а также изучать эти отчеты и давать на них свои отзывы, основываясь на принципе суверенитета государств.
70. Комитет всемирного наследия на своей двадцать второй сессии, прошедшей в декабре 1998 г., утвердил периодичность регулярной отчетности, процедуру рассмотрения периодических отчетов и формат таких отчетов.
71. Цели периодической отчетности: Следить за выполнением Конвенции об охране всемирного наследия, государствами - сторонами Конвенции, а также за тем, сохраняются ли в течение времени те выдающиеся достоинства объекта, которые определили его включение в Список всемирного наследия, с тем, чтобы способствовать следующему: Объекты всемирного наследия: улучшение управления объектами, предварительное планирование, сокращение аварийных и не запланированных мероприятий на территории объекта и снижение затрат путем превентивной консервации. Государства - стороны Конвенции: развитие политики всемирного наследия, предварительное планирование, улучшение управления объектами и превентивная консервация. Регионы: региональное сотрудничество, проведение региональной политики и практической деятельности в отношении всемирного наследия, более тесно увязанной с конкретными нуждами региона. Комитет/Секретариат: лучшее понимание условий и потребностей объектов всемирного наследия на местном, национальном и региональном уровне; совершенствование политики и процесса принятия решений.
72. Основной обязанностью государств - сторон Конвенции является принятие необходимых законодательных и практических мер для выполнения Конвенции, предусматривающих организацию мониторинга объектов, как неотъемлемого компонента повседневного процесса их охраны и управления. Государства - стороны Конвенции должны работать в тесном сотрудничестве с администрацией объектов или иной организацией, наделенной полномочиями по управлению объектами. Необходимо, чтобы состояние объектов ежегодно регистрировалось управляющей или иной правомочной организацией.
73. Государствам - сторонам Конвенции предлагается каждые шесть лет представлять в Комитет всемирного наследия через Центр всемирного наследия периодический отчет о выполнении Конвенции об охране всемирного наследия, включая состояние сохранности/консервации объектов всемирного наследия, расположенных на их территории. Для этого государства - стороны Конвенции могут обратиться за экспертной консультацией в Секретариат или компетентные консультирующие организации. С согласия государства - стороны Конвенции Секретариат может также поручить каким-либо иным субъектам проведение экспертной консультации.
74. Чтобы облегчить и ускорить работу Комитета и его Секретариата, а также обеспечить региональный характер и децентрализацию работы по всемирному наследию, отчет по каждому региону должен рассматриваться отдельно, в порядке, определяемом Комитетом. Центр всемирного наследия суммирует национальные отчеты, представленные регионами. При этом в полной мере используются возможности экспертизы консультативных органов Комитета, государств - сторон Конвенции и компетентных учреждений, а также возможности регионов.
75. Комитет решает, по каким регионам должны быть представлены периодические отчеты на ближайшей сессии. Об этом немедленно предупреждаются соответствующие государства, с тем, чтобы у них было достаточно времени для подготовки отчета о состоянии сохранности их объектов всемирного наследия.
76. Секретариат принимает меры, необходимые для правильного сбора и обработки информации по всемирному наследию, в полной мере используя все имеющиеся возможности по сбору сведений/документации, имеющиеся в распоряжении консультативных органов Комитета и других органов. В. Формат и содержание периодических отчетов
77. На своей двадцать второй сессии в декабре 1998 г. Комитет утвердил формат периодических отчетов. Он состоит из двух разделов: " Раздел I представляет отчет государства - стороны Конвенции по выполнению положений основополагающих статей Конвенции, т.е. статей, предусматривающих выявление объектов, представляющих культурное и/или природное достояние; защиту, охрану и использование культурного и природного наследия; международное сотрудничество и обеспечение финансовых ресурсов; распространение информации и привлечение внимания к объектам культурного и природного наследия. " Раздел II представляет отчет по состоянию охраны/консервации конкретных объектов всемирного наследия, расположенных на территории государства - стороны Конвенции. Основная задача состоит в том, чтобы выяснить, сохраняются ли в ходе времени достоинства объекта, определившие его включение в Список всемирного наследия. В дополнение к этому государствам - сторонам Конвенции предлагается представить сведения по управлению, факторам, воздействующим на объект, и мерам по проведению мониторинга.
78. Хотя очевидно, что каждый объект обладает своими особыми характеристиками, государствам - сторонам Конвенции предлагается представлять сведения и документацию по следующим пунктам:
РАЗДЕЛ I: ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ - СТОРОНОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
I.1 Введение
I.2. Объекты культурного и природного наследия
I.3. Охрана, консервация и использование культурного и природного наследия
I.4. Международное сотрудничество и обеспечение финансовых ресурсов
I.5 Информация, просвещение и пропаганда
I.6 Выводы и рекомендуемые действия
РАЗДЕЛ II: СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ КОНКРЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
II.1. Введение
II.2. Обоснование значимости
II.3. Обоснование подлинности/целостности
II.4. Управление
II.5. Факторы, воздействующие на объекты
II.6. Мониторинг
II.7. Выводы и рекомендуемые действия
III. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ ПОД УГРОЗОЙ
А. Указания по включению объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой
80. В соответствии со Статьей 11 (п. 4) Конвенции Комитет может внести какой-либо объект в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, если:
Б. Критерии включения объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой
81. Комитет может внести объект всемирного наследия, соответствующий определению, данному в Статьях 1 и 2 Конвенции, в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, если выясняется, что состояние данного объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для любого из перечисленных ниже случаев.
82. Для объектов культурного наследия:
I. УСТАНОВЛЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - Объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование которой доказано, к примеру:
II. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:
83. Для объектов природного наследия
I. УСТАНОВЛЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - Объект находится под угрозой серьезной реальной опасности, существование которой доказано, например:
II. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:
84. Кроме того, фактор или факторы, угрожающие целостности объекта, должны поддаваться коррекции в результате принимаемых мер. Для объектов культурного наследия угрозу могут представлять как естественные, так и антропогенные факторы, в то время как для объектов природного наследия основную угрозу целостности объекта представляет человеческий фактор и лишь в редких случаях - естественные факторы (например, эпидемические заболевания). В некоторых случаях угроза целостности объекта может быть устранена административными или юридическими мерами (к примеру, запрещение строительства крупного общественного сооружения, изменение юридического статуса и т. п.).
85. При рассмотрении вопроса включения объекта культурного или природного наследия в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, Комитет может принять во внимание следующие дополнительные факторы:
В. Процедура включения объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой
86. При рассмотрении вопроса о включении объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой Комитет должен разработать и, по возможности, принять, действуя в сотрудничестве с соответствующим государством - стороной Конвенции, программу восстановительных мер по данному объекту.
87. Для разработки указанной программы Комитет должен просить Секретариат по возможности определить, действуя в сотрудничестве с соответствующим государством - стороной Конвенции, состояние объекта на настоящий момент, угрожающую ему опасность и выполнимость принимаемых восстановительных мер. Комитет может далее принять решение о направлении на объект компетентных наблюдателей из МСОП, ИКОМОС, ИККРОМ или иной организации для оценки характера и степени угрозы объекту и внесения предложений по мерам, которые необходимо принять.
88. Секретариат представляет в Комитет полученную информацию вместе с соответствующими разъяснениями государства - стороны Конвенции и консультирующей организации.
89. Комитет изучает имеющуюся информацию и принимает решение по включению объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Любое решение по этому вопросу должно приниматься большинством в две трети голосов присутствующих членов Комитета с правом голоса. Далее Комитет определяет программу корректирующих мер, которая предлагается государству - стороне Конвенции для безотлагательного осуществления.
90. Комитет сообщает соответствующему государству о своем решении и немедленно извещает общественность, действуя в соответствии со Статьей 11 (п. 4) Конвенции.
91. Комитет выделяет из Фонда всемирного наследия значительные средства в определенных размерах на финансирование возможной помощи объектам всемирного наследия, внесенным в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.
92. Комитет регулярно проверяет состояние объектов, включенных в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Эта регулярная проверка может включать все меры мониторинга и оценки состояния объекта, проводимые на месте экспертной комиссией, которые Комитета сочтет необходимым предпринять.
93. На основе этих регулярных проверок Комитет, действуя по согласованию с соответствующим государством - стороной Конвенции, принимает одно из следующих: решений:
IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОДЕЙСТВИЕ
А. Различные формы содействия в рамках Фонда всемирного наследия Предварительное содействие
94. Содействие государствам - сторонам Конвенции предусмотрено для решения следующих задач:
95. Запросы на предварительное содействие должны направляться в Секретариат, а Секретариат передает их Председателю, который принимает решение о содействия, которое необходимо оказать. Форму для заполнения запроса (WHS/5) можно получить в Секретариате. Неотложная помощь
96. Государства - стороны Конвенции могут запросить неотложную помощь для проведения работ по тем культурным или природным объектам, включенным или подлежащим включению в Список всемирного наследия, которые серьезно пострадали в результате внезапного природного явления (к примеру, внезапного оседания земли, крупного пожара или взрыва, наводнения) или находятся под реальной угрозой подобных явлений. Неотложная помощь не применима к тем случаям, когда ущерб или ухудшение состояния объекта вызваны постепенными процессами, такими как разложение, загрязнение, эрозия и т.д. Неотложная помощь может быть предоставлена в следующих случаях:
97. Запрос на предоставление срочной помощи, составленный по форме WHS/5, можно направлять в Секретариат в любое время. Центр всемирного наследия должен получить все возможные консультации соответствующих экспертных/консультативных организаций и затем направить эти запросы Председателю, утверждающему выделение средств по запросам на неотложное содействие в пределах 50 тыс. долларов США. Бюро имеет право утвердить выделение средств до 75 тыс. долларов США. Обучение
98. Государства - стороны Конвенции могут обратиться за помощью для подготовки специалистов всех уровней в области выявления, защиты, сохранения, представления и восстановления культурного и природного наследия. Обучение должно быть увязано с выполнением Конвенции об охране всемирного наследия.
99. Предпочтение отдается групповому обучению на местном или региональном уровне, особенно в национальных или региональных центрах, в соответствии со Статьей 23 Конвенции. Индивидуальное обучение ограничено краткосрочными программами переподготовки/повышения квалификации и обмена опытом.
100. Запросы на обучение специалистов на национальном и региональном уровнях должны содержать следующую информацию:
101. Запросы на финансирование индивидуального обучения должны направляться по форме "Заявка на стипендию" (Application for Fellowship), принятой ЮНЕСКО для получения всех стипендий и дотаций, распределяемых ЮНЕСКО, которую можно получить в Национальных комиссиях или офисах ЮНЕСКО, национальных представительствах Программы развития ООН, а также в Секретариате. Запрос должен сопровождаться заявлением, обосновывающим связь указанной программы обучения с выполнением Конвенции об охране всемирного наследия в пределах территории государства - стороны Конвенции, направляющего запрос, а также обязательством представить окончательный технический отчет по результатам, достигнутым благодаря дотации на обучение.
102. Все запросы на содействие в обучении должны представляться в Секретариат, который проверяет наличие всей необходимой информации и направляет запросы вместе со сметой предполагаемых расходов на утверждение Председателю, уполномоченному утверждать размеры помощи на обучение в пределах 20 тыс. долларов США. Запросы на суммы, превышающие вышеуказанный размер, рассматриваются в порядке, предусмотренном в параграфах 104-108 для запросов на техническое содействие. Техническое содействие
103. Государства - стороны Конвенции могут обратиться за техническим содействием в рамках проектов охраны объектов, включенных в Список всемирного наследия. Это содействие может быть оказано в формах, предусмотренных в Статье 22 Конвенции об охране всемирного наследия.
104. Стремясь обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов Фонда всемирного наследия, а также учитывая возрастающее количество объектов культурного наследия, нуждающихся в помощи Фонда, Комитет, признавая важность археологических объектов, составляющих часть культурного наследия, внесенного в Список, принял решение не рассматривать запросы на предоставление оборудования для музеев в местах, представляющий археологический интерес, функцией которых является сохранение движимых экспонатов.
105. Запросы на техническое сотрудничество должны содержать следующую информацию:
106. Секретариат по необходимости может потребовать от соответствующего государства - стороны Конвенции предоставить дополнительную информацию. Секретариат может также обратиться за консультацией специалистов в соответствующую организацию (ИКОМОС, МСОП, ИККРОМ).
107. Бюро рассматривает запросы, представленные на его заседаниях, и выносит по ним рекомендации для Комитета. Секретариат направляет рекомендации Бюро всем государствам - членам Комитета.
108. Если рекомендация положительная, Секретариат безотлагательно проводит всю подготовительную работу по осуществлению технического содействия после того, как Комитет утвердит проект.
109. На своих заседаниях Комитет, с учетом рекомендаций Бюро, принимает решение отдельно по каждому запросу о техническом содействии, неотложной помощи и обучении персонала, размеры которого превышают предел, допускающий его утверждение уполномоченным лицом или Бюро. Представители государств - сторон Конвенции, вне зависимости от того, являются ли они членами Комитета, не должны выступать в поддержку запросов, выдвигаемых их государствами, а высказывать свое мнение только в качестве сведений, сообщаемых при ответе на вопрос. Решения Комитета направляются государствам - сторонам Конвенции, а Центр приступает к осуществлению утвержденных проектов.
110. Приведенный выше порядок, однако, не относится к проектам, стоимость которых ниже 30 тыс. долларов. Содействие в просветительской, информационной и рекламно-пропагандистской деятельности
111. (а) На региональном и международном уровнях: Следуя Статье 27 Конвенции, Комитет дал согласие на поддержку программ, действий и встреч, которые могут: " вызвать интерес к Конвенции в странах какого-либо региона; " привлечь внимания к различным вопросам, связанным с выполнением Конвенции, способствуя более активному участию населения в ее выполнении; " стать средством обмена опытом; " стимулировать возникновение совместных просветительских, информационных и рекламных программ и деятельности, в особенности с участием молодежи, в интересах сохранения всемирного наследия. (б) На национальном уровне: По мнению Комитета запросы на содействие государствам в пропаганде и реализации Конвенции на национальном уровне могут рассматриваться только в применении к следующим случаям: " встречи, организованные специально для распространения информации о Конвенции, в особенности среди молодежи, или для создания национальных Ассоциаций всемирного наследия в соответствии со Статьей 17 Конвенции; " подготовка информационного и просветительского материала для пропаганды Конвенции в целом, а не какого-либо определенного объекта, в особенности среди молодежи. Фонд всемирного наследия выделяет ассигнования на проведение национальных программ и мер просветительского, информационного и рекламного характера лишь в ограниченных размерах, на основе отбора проектов и в пределах 5 тыс. долларов США. Запросы на суммы, выше указанной, могут быть утверждены как исключение, если они касаются проектов, представляющих особый интерес; в этом случае требуется согласие Председателя, а максимальный размер выделяемых средств составит 10 тыс. долларов США. Б. Крайний срок представления в Бюро и Комитет запросов на оказание международного содействия
112. Все запросы на оказание международного содействия, которые подлежат рассмотрению Бюро, за исключением запросов на неотложную помощь, должны представляться до 1 мая и 1 сентября, соответственно, для рассмотрения на следующей сессии Бюро. Запросы на крупные суммы (т.е. суммы выше 30 тыс. долларов США) направляются вместе с рекомендациями Бюро на рассмотрение и принятие решения на следующую сессию Комитета всемирного наследия. В. Порядок очередности при оказании международного содействия
113. Без ущерба положениям Конвенции, которые во всех случаях имеют окончательную силу, Комитет принял следующий порядок очередности в отношении видов деятельности, для которых предусмотрено содействие в рамках Конвенции: " срочные меры по спасению объекта, включенного или выдвинутого на включение в Список всемирного наследия (см. выше, п. 93); " предварительное содействие по составлению (1) предварительных списков объектов культурного и/или природного наследия, отвечающих критериям включения в Список, (2) номинаций на объекты, относящиеся к типам, недостаточно представленным в Списке, и (3) запросов на техническое содействие; " проекты, способные в свою очередь принести средства в силу того, что они: " повышают общий интерес к охране всемирного наследия, " способствуют развитию научных исследований, " способствуют подготовке специалистов, " привлекают средства из других источников.
114. Комитет также решил руководствоваться следующими общими принципами при принятии решений о предоставлении помощи в рамках Конвенции: " срочность планируемой работы и охранных мер; " юридические, административные и финансовые обязательства по охране объекта, принятые государством, получающим помощь; " стоимость проекта; " интерес и особая ценность проекта с точки зрения научных исследований и развития рентабельных методов консервации; " образовательная ценность проекта, как для подготовки местных специалистов, так и для общества в целом; " возможные выгоды культурного и экологического характера; " социальные и экономические результаты.
115. Объекты, внесенные в Список всемирного наследия, считаются равноценными. По этой причине перечисленные выше критерии не исходят из сравнительной ценности объектов. Между средствами, выделяемыми на сохранение объектов культурного наследия, и средствами, выделяемыми на сохранение объектов природного наследия, будет поддерживаться необходимый баланс.
116. По усмотрению Секретариата запросы на неотложную помощь, обучение специалистов и техническое содействие направляются в соответствующую экспертную организацию (МСОП, ИКОМОС и/или ИККРОМ) для профессионального анализа и оценки, а полученные рекомендации направляются в Бюро и Комитет для последующих действий. Г. Соглашение с государствами, получающими международную помощь
117. В тех случаях, когда какому-либо государству оказывается техническое содействие в крупных масштабах, между Комитетом и данным государством заключаются соглашение, в котором оговаривается следующее:
118. Текст стандартного соглашения должен соответствовать регламенту ЮНЕСКО.
119. Комитет решил делегировать полномочия подписания соглашений Председателю Комитета. В исключительных случаях или в силу практической необходимости Председатель может делегировать свои полномочия назначенному им члену Секретариата. Д. Осуществление проектов
120. Для того, чтобы обеспечить эффективное осуществление проекта, для которого запрашивается техническое содействие в рамках Фонда всемирного наследия, Комитет рекомендует государству, получающему помощь, передать полномочия и ответственность за выполнение проекта какой-либо одной организации - государственной, региональной, местной, общественной или частной. Е. Условия оказания международного содействия
121. Условия предоставления и виды международного содействия предусмотрены в Статьях 19-26 Конвенции об охране всемирного наследия. Проводя параллель с условиями избрания государств в Комитет всемирного наследия, определенными в Статье 16 Конвенции, Комитет на своей тринадцатой сессии (1989 г.) принял решение о том, что государства, не выплатившие задолженность по взносам в Фонд всемирного наследия, не могут получить международную помощь в виде денежной дотации в следующем календарном году. Это положение, однако, не распространяется на случаи запроса на неотложную помощь или подготовку специалистов, определенные настоящим "Руководством".
V. ФОНД ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
122. Комитет принял решение о том, что взносы в Фонд всемирного наследия, предлагаемые для проведения кампаний международного содействия или для других проектов ЮНЕСКО, касающихся любого из объектов, включенных в Список всемирного наследия, принимаются и используются в качестве международного содействия, оказываемого в соответствии с Разделом V Конвенции и реализуемого средствами и способами, установленными для проведения таких кампаний или проектов.
123. Государствам - сторонам Конвенции, которые намерены сделать взносы на реализацию кампаний международного содействия или на какие-либо иные проекты ЮНЕСКО, касающиеся любого из объектов, включенных в Список всемирного наследия, предлагается сделать это через Фонд всемирного наследия.
125. В своей деятельности по сбору средств в Фонд всемирного наследия Секретариат должен руководствоваться "Внутренним положением о привлечении средств частного сектора в пользу ЮНЕСКО".
VI. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ КУЛЬТУРНЫМ И ПРИРОДНЫМ НАСЛЕДИЕМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНВЕНЦИИ
126. Стремясь выправить соотношение между культурным и природным наследием при выполнении Конвенции, Комитет рекомендует следующее:
VII. ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
А. Использование Эмблемы всемирного наследия, а также названия, символа или изображения объектов всемирного наследия
127. На своей второй сессии Комитет утвердил Эмблему всемирного наследия по эскизу Мишеля Олиффа. Она символизирует взаимозависимость культурного и природного наследия: квадрат в центре обозначает творение человека, а внешний круг представляет символ природы - две неразрывно связанные части. Эмблема имеет круглую форму, повторяющую форму земного шара, одновременно символизируя защиту. Комитет решил, что предложенная художником Эмблема, допускает любое цветовое решение и размер - в зависимости от назначения, технических возможностей и соображений художественного характера. На Эмблеме обязательно должна присутствовать надпись "World Heritage. Patrimoine Mondial". Часть надписи, отведенную для "Patrimoine Mondial", можно использовать для перевода этих слов на государственный язык той страны, где используется Эмблема.
128. Чтобы обеспечить размещение Эмблемы наиболее выгодным образом с точки зрения визуального эффекта и предотвратить ее несанкционированное использование, Комитет на своей двадцать второй сессии принял "Основные правила и принципы использования Эмблемы всемирного наследия", которые являются неотъемлемой частью настоящего "Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия"… Д. Участие специалистов из развивающихся стран
133. Стремясь обеспечить равноправное представительство в Комитете различных географических и культурных регионов, Комитет принял решение о включении в бюджет статьи на покрытие расходов на участие в своих заседаниях и заседаниях Бюро представителей государств - членов Комитета, но только тех представителей, которые являются специалистами в области культурного или природного наследия. Е. Публикация Списка всемирного наследия
135. Обновленный Список всемирного наследия и Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, публикуется ежегодно. Ж. Деятельность на национальном уровне по пропаганде мер, принимаемых в рамках Конвенции
137. Государства - стороны Конвенции должны содействовать созданию и развитию ассоциаций, образованных с целью охраны культурных и природных объектов.
138. Государствам - сторонам Конвенции предлагается руководствоваться Статьями 17 и 27 Конвенции, в которых говорится о необходимости содействовать созданию государственных, общественных и частных фондов и ассоциаций, целью которых является привлечение пожертвований для охраны культурного и природного наследия и для организации просветительских и информационных программ, благодаря которым народы этих государств смогут лучше узнать и оценить свое культурное и природное наследие. З. Связь Конвенции с другими конвенциями и рекомендациями
139. Комитет всемирного наследия осознает, что более тесная координация его работы с другими инструментами охраны всемирного наследия служит общим интересам. Такими инструментами являются Женевская конвенция 1949 г., Гаагская конвенция 1954 г., Конвенция ЮНЕСКО 1970 г., Рамсарская конвенция, другие региональные конвенции, а также будущие конвенции, которые будут приняты в целях сохранения всемирного наследия. Комитет приглашает представителей межправительственных организаций, действующих в рамках этих конвенций, для участия в своих заседаниях в качестве наблюдателей. Со своей стороны, получив соответствующее приглашение, Секретариат назначает своего представителя для участия в заседаниях других межправительственных организаций. Через Центр всемирного наследия Секретариат обеспечивает необходимую координацию и обмен информацией между Комитетом и другими конвенциями, программами и международными организациями, связанными с охраной культурного и природного наследия.