План действий
IV
Всемирного Конгресса по Национальным
паркам и Охраняемым территориям

Извлечения

    10-12 февраля 1992 года в Каракасе (Венесуэла) проходил IV Всемирный Конгресс по Национальным паркам и Охраняемым территориям. Приоритетными проблемами Конгресса, организованного Всемирной Комиссией по охраняемым территориям МСОП (ЛУСРА), были «Человек на охраняемых территориях» и «Сохранение биологического разнообразия на охраняемых территориях». Конгресс принял основные документы: Декларацию, Рекомендации и План действий. Выдержки из последнего приводятся ниже.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ КАРАКАССКОГО КОНГРЕССА

    1. Введение
    ...Охраняемые природные территории повсюду активно служат на пользу людям, и поэтому должны считаться важной частью процесса сбалансированного развития.
    Тема Каракасского Конгресса «Парки для жизни» подчеркнула это положение. Охраняемые территории необходимы, чтобы сберечь биологическое разнообразие как самостоятельную ценность и как достояние будущего. Значение их в жизни человечества многообразно: от практического до эстетического, от защиты водоразделов до духовного наслаждения…Они являются наиболее эффективной формой землепользования как в экономическом, так и в экологическом смысле. Полный перечень охраняемых территорий мира включает в настоящее время более 8500 объектов, общая площадь которых составляет около 850 миллионов га, расположенных более чем в 120 странах...

    2. Основные проблемы охраняемых территорий
    ... Во-первых, каков вклад охраняемых территорий в стратегии устойчивого развития? Разрушение окружающей среды и недоразвитие экономики являются следствиями взаимоотношений между людьми с различными и часто противоречивыми интересами. Локальные особенности владения наземными и морскими территориями, неравные доходы сельских жителей, отрицание прав местного населения на землю и ресурсы, противоречивые интересы, неравенство в товарообмене и торговле и разница валютных курсов, субсидирование сельского хозяйства - все это может оказать решающее влияние на успех существования охраняемых территорий. Эти факторы являются критическими для долговременного успешного существования системы охраняемых территорий. Разнообразные экономические, физические и региональные подходы к планированию, таким образом, должны обеспечивать жизнеспособную основу для полного интегрирования программ по охраняемым территориям в стратегии устойчивого и сбалансированного развития.
    Во-вторых, каким образом охраняемые территории могут получить более широкую поддержку общественности? Лица, распоряжающиеся ресурсами, и потребители - все должны быть вовлечены в деятельность по оказанию политической и финансовой поддержки. Опыт показывает, что планирование, поощряющее участие всех слоев населения, оказывается в конечном итоге наиболее успешным, несмотря на его порой большую первоначальную стоимость и сложность. Подобные подходы могут укрепить и расширить поддержку охраняемых территорий, в частности от международных и неправительственных организаций, частных землевладельцев и частных корпораций. Местному населению необходимо уделить особое внимание, и менеджеры охраняемых территорий должны стремиться учитывать и уважать культурные традиции местного населения и считаться с их образом жизни.
    В-третьих, как сделать управление охраняемыми территориями более эффективным в современных условиях? Масштабы и сложность управления охраняемыми территориями требует вовлечения в эту деятельность широкого спектра организаций и лиц, использования подходов, которые способствуют увеличению корпорации и существенно уменьшают противоречия. Необходимо такое управление охраняемыми территориями, при котором в выигрыше остаются как местное население и народности, так и мировое сообщество в целом. Это требует расширения инфраструктуры и штата охраняемых территорий; проведения углубленного и широкомасштабного обучения; дополнительного финансирования; более совершенных научных и информационных систем управления для повышения возможностей прогнозирования изменений и адаптации к ним.
    В-четвертых, как обеспечить более эффективную международную поддержку? Охраняемые территории приносят многообразную пользу в международном масштабе, оправдывая существенно возрастающие инвестиции из международных источников, получаемых с помощью таких механизмов как Конвенция по Всемирному Наследию, Конвенция по сохранению Биологического Разнообразия, Конвенция по Водно-Болотным Угодьям (Рамсарская), Программа по Биосферным Заповедникам, Глобальная Поддержка Окружающей Среды и множество двусторонних соглашений. Необходимо и дальше развивать международное инвестирование систем охраняемых территорий, четко определяя все потребности и приносимую пользу.

    3. Деятельность по адаптации к изменениям
    ...Эксперты по управлению охраняемыми территориями... осознают тщетность предписывания общих действий, годящихся для всех охраняемых территорий. Каждая страна нуждается в собственном Плане Действий, с соответствующими целями, сроками и бюджетом. Каждая охраняемая территория требует особого подхода, и необходимо согласовывать общие предписания со специфическими требованиями на местах. Четыре основных направления деятельности ... следующие:

    ЦЕЛЬ 1. ИНТЕГРИРОВАТЬ ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ В РАМКИ БОЛЕЕ  ШИРОКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    Акция 1.1. Разработка и выполнение государственных планов систем охраняемых территорий.
    Разработать государственные планы заповедных систем в качестве основного документа государственной политики по усилению менеджмента и расширению площади охраняемых территорий. Создать областные или районные планы на основе государственного плана.
Определить все группы населения, особо заинтересованные в существовании охраняемых территорий, и дат им возможность активно участвовать в процессе планирования заповедных систем. Широко обсуждать планы с учетом всех потенциально заинтересованных групп и организаций перед окончательным утверждением и периодически пересматривать их.
    Мобилизовать лучшие научные достижения для выявления критических природных участков, которые необходимо включить в систему охраняемых территорий, и обеспечить гарантию проведения соответствующей политики управления на отдельных участках и примыкающих территорий.
    Включить в рамки заповедных систем такие категории охраняемых наземных территорий и морских акваторий, которые отвечают интересам всех заинтересованных групп, включая работников сельского, лесного и рыбного хозяйства. Обеспечить, чтобы были включены все участки территорий, выделенные с целью охраны, в том числе земли племенных общин, лесные заказники, другие участки, контролируемые не властями, занятыми в управлении основными охраняемыми территориями, а иными лицами и учреждениями (например, частным землевладельцами, местными общинами, военными).

    Акция 1.2. Интегрировать государственные планы систем охраняемых территории в рамки планов хозяйственного развития.
    Добиваться гарантии того, что охраняемые территории полностью учтены в планах хозяйственного развития, для чего работать в тесном контакте с соответствующими министерствами и представлять планы систем охраняемых территорий заинтересованным органам, учреждениям и лицам. Добиваться возможностей влияния на планы хозяйственного развития с целью обеспечить отражение в них интересов охраняемых территорий.
    Поддерживать усилия всех работающих в данной области учреждений и организаций четко определить свои обязанности в рамках плана и получить достаточное финансирование для осуществления необходимой деятельности.

    Акция 1.3. Планировать охраняемые территории как часть окружающего ландшафта.
    Действовать на уровне ландшафта - объединяя одну или несколько охраняемых территорий с их окрестностями для поддержания целостности региональной экосистемы - на уровне, обеспечивающем получение местным населением пользы от биоразнообразия и биологических ресурсов, а также охрану и управление последними.
    Создать буферные зоны вокруг охраняемых территорий и соединяющих их коридоров.
    Разработать подходящие для местного населения способы взаимодействия с природой, позволяющие гарантировать, что любое использование природных ресурсов сбалансировано как внутри, так и за пределами охраняемых территорий.
    Способствовать восстановлению разрушенных экосистем на охраняемых территориях и распространять деятельность по восстановлению среды на соседние районы.

    Акция 1.4. Разработать методики для количественной оценки приносимой охраняемыми территориями пользы.
    Обобщить все существующие исследования получаемой в результате существования охраняемых территорий пользы, включая выгоды, которые невозможно оценить в чисто денежном эквиваленте. Распространять получаемую информацию о выгодах и пользе, получаемой от охраняемых территорий разных категорий, и подготовить инструкции о способах определения такой пользы.
    Подготовить исчерпывающее описание каждой охраняемых территорий - ландшафт, культурные и исторические памятники, экосистемы, виды и генетические ресурсы - и признать эти ресурсы основными ценностями.
    Разработать методики экономической оценки охраняемых территорий и использовать их для определения и защиты приоритетов использования ресурсов.

    ЦЕЛЬ 2. РАСШИРЯТЬ ПОДДЕРЖКУ ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

    Акция 2.1. Определить ключевые интересы различных групп населения в деле охраны природных территорий.
    Выявить спектр потенциальных продуктов и услуг, которые могут производиться и предлагаться на охраняемых территориях, в том числе связанные с деятельностью групп нетрадиционных интересов, такими как религиозные группы, мастера народных промыслов, целители, а также военные.
    Определить группы населения, которые заинтересованы в таких услугах и продуктах. Способствовать общности взглядов и интересов, а также созданию организаций, представляющих интересы еще не оформившихся групп.
    Изучить способы повышения пользы, получаемой некоторыми группами населения от охраняемых территорий, не задевая при этом интересов всех других.

    Акция 2.2. Определить приоритетные интересы для местных общин.
    В процессе работы с местными сообществами определить, каким образом управление охраняемыми территориями может помочь в удовлетворении нужд населения. Развивать совещательный процесс, позволяющий конкурирующим за ресурсы группам определить оптимальный вариант управления и принять решения, приемлемые для большинства.
    Укреплять отношения с администрацией охраняемых территорий, что способствует осознанию местными сообществами необходимости равноправного и сбалансированного развития.
    Стараться поддерживать местное население в содействии охраняемым территориям, представляя им возможность влиять на процесс принятия решений, в частности посредством представительства в местных советах по управлению охраняемыми территориями и участия в публичных дебатах по вопросам менеджмента.
    Опираясь на примеры успешного решения проблем, публиковать инструкции по организации совместного управления и финансирования с учетом интересов всех участвующих групп.
    Развивать совместные исследования с участием местного населения и учреждений, как инструмент планирования, средство обмена основной информацией и механизм для установления рабочих отношений между заинтересованными группами.

    Акция 2.3. Стимулировать пропаганду.
    Оценить определенные законом имущественные права групп и учитывать их в стремлении к большей политической и финансовой поддержке программ развития охраняемых территорий.
    Укрепить поддержку ключевых заинтересованных групп через систему присуждения премий, проведение общественных мероприятий и путем личных контактов.
    Усилить образовательные и информационные программы, осуществляемые на охраняемых территориях, и широко распространять информацию по вопросам развития охраняемых территорий.

    ЦЕЛЬ 3. ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

    Акция 3.1. Расширять возможности профессиональной подготовки на всех уровнях.
    Создать возможности для роста карьеры, а также возможности повышения квалификации и соответствующей шкалой оплаты.
Расширить и укрепить глобальную сеть региональных (межгосударственных) колледжей, подготавливающих персонал для ключевых постов управления охраняемыми территориями.
    Обеспечить разнообразные возможности профессионального обучения персонала охраняемых территорий.
    На обучающих курсах особо обращать внимание на опыт партнерства и сотрудничества в управлении на всех уровнях.

    Акция 3.2. Улучшать управление охраняемыми территориями.
    В качестве важной предпосылки эффективного менеджмента подготовить план управления развитием для каждой охраняемой территории, устанавливающий, что необходимо сделать, для чего, кем, когда и какими силами.
    Установить перечень профессиональных нормативов для штата охраняемых территорий и повышать квалификацию администраторов охраняемых территорий, так чтобы они могли контролировать свой собственный профессиональный уровень по показателям эффективности управления. Развивать новаторские подходы к решению задач управления, привлекая для работы помимо постоянного персонала также добровольцев природоохранного движения, молодежные организации, заключенных, армию и безработных (по возможности).

    Акция 3.3. Развивать возможности увеличения финансирования и роста доходных статей.
    Включить стратегии и инвестиционные планы финансирования охраняемых территорий в государственный план. По возможности развивать инновационные механизмы, такие как обмен долгов, связанных с охраной природы, трастовые фонды и отстроченное налогообложение. Развивать такие средства, как целевые взносы и добровольные «зеленые налоги» для привлечения потенциальных инвестиций от корпораций и отдельных лиц, озабоченных состоянием окружающей среды.
    В качестве дополнения к бюджетным ассигнованиям внедрять концессию и входную плату и реинвестировать их в менеджмент.
Сотрудничать с неправительственными организациями в деле организации кампаний по финансированию, специальных туров, трастовых фондов, а также продажи предметов искусства, народных промыслов и сувениров на благо развития охраняемых территорий.

    Акция 3.4. Совершенствовать применение науки в управлении охраняемыми территориями.
    Обеспечить научную основу управления, повышение эффективности проводимых на охраняемых территориях научных исследований. По возможности использовать результаты исследований для поддержки местного населения и потребителей ресурсов.
    Уделять основное внимание научным исследованиям таких насущных проблем, как загрязнение акваторий в результате наземной активности людей и другие загрязнения за пределами охраняемых территорий, регуляция численности экзотических видов и управление небольшими популяциями диких животных и растений.
    Развивать способы гармонизации деятельности разных учреждений, занятых в области сбора информации и управления. Организовать или укрепить существующие всемирные, региональные и государственные информационные центры по охраняемым территориям и способствовать установлению связей между ними.
    Обеспечить основную инфраструктуру для проведения научных исследований в рамках соответствующих категорий охраняемых территорий, в том числе, назначая специалистов для координации научно-исследовательских программ, проводимых на охраняемых территориях.

    Акция 3.5. Уделять внимание особым требованиям управления морскими акваториями.
    Содействовать развитию всемирной системы классификации прибрежных морских акваторий, как основы для оценки адекватности учреждения охраняемых территорий в этих регионах.
    Активно участвовать в программах управления прибрежными районами и обеспечить использование как наземных так и морских охраняемых территорий в качестве ключевых инструментов управления и развития в этих программах.
    Разрабатывать и претворять в жизнь интегрированные программы управления охраняемыми морскими акваториями.

    ЦЕЛЬ 4. РАСШИРЯТЬ МЕЖДУНАРОДНУЮ КООПЕРАЦИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ, РАЗВИТИИ И УПРАВЛЕНИИ ОХРАНЯЕМЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

    Акция 4.1. Четко определить роли и функции учреждений на всех уровнях.
    Поддержать развитие Всемирной Службы Инвестирования Охраняемых Территорий для обеспечения координации вкладов международных организаций всего мира в выполнение Плана Действий.
    Мобилизовать международную поддержку управления и развития охраняемых территорий.
    Привлечь международную техническую помощь к развитию эффективных механизмов координации для улучшения обеспечения полевой деятельности.

    Акция 4.2. Разработать международные и региональные планы действий для обеспечения выполнения приоритетных задач, утвержденных в государственных планах по системам охраняемых территорий.
    Поддерживать разработку международных рекомендаций по осуществлению эффективного управления наземными и морскими экосистемами, оценке негативных влияний на охраняемые территории. Участвовать в составлении повестки дня по скоординированной международной деятельности на основе приоритетов, определенных в государственных планах по системам охраняемых территорий, и поддерживать повестку дня в русле современности, проводя регулярные региональные встречи.
    Интегрировать вклады потенциальных международных поддерживающих организаций (межгосударственных институтов, неправительственных организаций и многонациональных корпораций) в региональные и глобальные планы действий.

    Акция 4.3. Придать новые силы существующей сети международной кооперации.
    Поддерживать региональную сеть работников, занятых в системе охраняемых территорий, как основу для международной кооперации.
Предоставлять наибольшие преимущества международному инвестированию развивающихся учреждений и систем охраняемых территорий.
Способствовать увеличению финансовой поддержки со стороны правительств, природоохранных организаций и многонациональных корпораций по управлению охраняемыми территориями, определенных в рамках международных соглашений, расширять эти соглашения, где только возможно.
    Распространять информацию о новых проблемных публикациях среди администраторов охраняемых территорий, с помощью рассылки информационных писем и иными способами, а также разработать способы получения ими оттисков заинтересовавших их информационных материалов из региональных информационных центров. Систематически рассылать основные публикации по теме в информационные центры при охраняемых территориях и в агентства по управлению...