ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МЕСТНОСТИ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Приложение N 2 от 19.05.97 N 170
Лечебно-оздоровительная местность - особо охраняемая природная территория с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.
1. Общие сведения
1.1. Наименование местности.
1.2. Административное положение местности.
1.3. Номер и дата постановления Правительства Республики Бурятия о присвоении местности республиканского или местного статуса.
1.4. Общая площадь местности в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны и в границах землеотвода с перечнем входящих в нее природных объектов и угодий (водоемы и водотоки, пашни, луга, лесные массивы и др.) и с указанием размеров занимаемых ими площадей.
1.5. Функциональная освоенность местности (наличие строений, их ведомственная принадлежность, промышленных и сельскохозяйственных территорий и др.) с указанием размеров занимаемых ими площадей.
1.6. Краткая характеристика инфраструктуры (дороги и транспорт, связь, водоснабжение, канализация, энергообеспечение и пр.).
1.7. Природные и лечебные факторы местности и их ресурсы (краткая характеристика).
2. Порядок функционирования местности
2.1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью, используются для лечебно - оздоровительных целей.
Разработка природных лечебных ресурсов: розлив минеральных вод, пакетирование лечебных грязей с целью их вывоза, осуществляется по совместному разрешению Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, органа местного самоуправления и администрации лечебно-оздоровительной местности.
2.2. Земли, водные объекты, леса, луга и другое в пределах местности имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями округа санитарной (горно-санитарной) охраны и пропускным потенциалом местности.
2.3. На местности устанавливается режим, ограничивающий шум, запыленность и загазованность воздушного пространства, регулирующий работу транспорта и предотвращающий загрязнение территорий и водоемов.
2.4. В целях сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия местности предусматривается система мероприятий, контролируемая службой госсанэпиднадзора.
3. Использование лечебно-оздоровительной местности
3.1. Лечебно-оздоровительная местность используется для отдыха и оздоровления населения. Отсутствие санаторно-курортных организаций, зданий, сооружений, курортной инфраструктуры в лечебно - оздоровительной местности, а также отсутствие научных исследований природных лечебных ресурсов не являются основанием для запрещения самостоятельного использования населением природных лечебных ресурсов для лечения и оздоровления при условии соблюдения установленного режима территории.
4. Развитие лечебно-оздоровительной местности
4.1. Для территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, разрабатываются и осуществляются организационно-технические и другие мероприятия, предусматривающие в частности:
- планирование и обустройство территории;
- дополнительное изучение природных лечебных ресурсов и факторов внешней среды;
- разработку проекта округа санитарной или горно-санитарной охраны с предложениями по установлению границ и режима функционирования;
- вынесение на местность границ округа санитарной или горно-санитарной охраны и проведение регулярных наблюдений за состоянием природной среды на территории округа;
- поддержание лечебно-оздоровительной местности, ее природных лечебных ресурсов (факторов) в благоприятном экологическом и санитарно-эпидемиологическом состоянии;
- сохранение природных лечебных факторов, уход за зелеными насаждениями, проведение ландшафтных и других природоохранных работ;
- строительство дорог, водоснабжения, канализации, энергообеспечения, телерадиовещания и связи;
- поддержание общественного порядка, принятие мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
4.2. Проекты обустройства и строительства подлежат общей государственной экспертизе, государственной экологической, землеустроительной и санитарно - эпидемиологической экспертизам.
4.3. Земельные участки под строительство новых и расширение действующих промышленных и других объектов, не связанных непосредственно с обслуживанием рекреантов, как правило не предоставляются.
5. Разработка природных лечебных ресурсов
5.1. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями на основании лицензий, выданных в установленном порядке.
5.2. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов и после оценки воздействия их эксплуатации на окружающую среду.
5.3. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей, сооружение водозаборных и других устройств по их извлечению и транспортированию, ведение систематических гидрорежимных наблюдений осуществляются в соответствии с технологическими схемами разработки, согласованными с органами Бурятским округом Госгортехнадзора России.
5.4. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения, а также защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
6. Управление лечебно-оздоровительной местностью
6.1. Для выполнения функции управления лечебно-оздоровительной местностью может создаваться структурное подразделение в составе Госкомитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту или органа местного самоуправления (администрация, отдел, управление), решение о создании которого принимается в соответствии со статусом местности Правительство Республики Бурятия или органом местного самоуправления.
6.2. Структурное подразделение выполняет следующие функции:
- разрабатывает либо участвует в разработке планов и программ развития и рационального использования природных лечебных ресурсов;
- управляет переданными в его ведение объектами;
- координирует деятельность хозяйственных субъектов по вопросам экологии, пользования и развития лечебно-оздоровительной местности;
- совместно с соответствующими государственными органами обеспечивает контроль за осуществлением мер по охране и рациональному использованию природных лечебных ресурсов, соблюдением всеми хозяйственными субъектами и гражданами природоохранного, санитарного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия, лесного кодекса экологических ограничений режимов природопользования, правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и правил охраны окружающей природной среды, в том числе правил пользования природными лечебными ресурсами, гигиенических нормативов, а также за осуществлением мер по охране общественного порядка, безопасности жизни и здоровья граждан;
- исполняет решения компетентных органов по остановке и выводу за пределы лечебно-оздоровительной местности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, принятые в установленном порядке;
- участвует в определении форм и размеров платы (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия) за пользование природными лечебными ресурсами и территорией лечебно-оздоровительной местности;
- содействует развитию сферы платных и бесплатных услуг, осуществляет контроль за их качеством, ведет учет посетителей и регулирует их количество в соответствии с утвержденными для данной местности нормами предельно допустимой антропогенной нагрузки;
- ведет учет объемов добычи, потерь и движения запасов природных лечебных ресурсов;
- ведет мониторинг состояния лечебных и иных природных ресурсов.
7. Экономическое регулирование деятельности лечебно-оздоровительной местности
7.1. Финансирование деятельности и развития лечебно-оздоровительной местности осуществляется за счет всех источников финансирования.