Закон
Республики Бурятия
О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере изучения, рационального использования, организации, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и иных категорий, особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия с целью сохранения уникальных природных лечебных ресурсов, природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, а также в целях экологического, историко-культурного и эстетического воспитания населения.
Глава 1. Общие положени
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное. лечебное, профилактическое, оздоровительное, рекреационное, научное, культурное и эстетическое значение, которые изъяты решениями органов государственной власти или местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой организации и охраны, определенный законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия;
иные категории особо охраняемых природных территорий - территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, пляжи, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, "священные" природные места, природные наследия народов Республики Бурятия и другие территории республиканского или местного значения, имеющие особенности режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений;
природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые /для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований и многолетней практики;
лечебно-оздоровительная местность - особо охраняемая природная территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
курорт республиканского значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти Республики Бурятия;
курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;
курортный район - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
курортный фонд Республики Бурятия - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов и факторов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов, курортных зданий и сооружений;
рекреация - восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятия туризмом;
рекреационная местность - особо охраняемая природная территория республиканского или местного значения с ограниченным режимом природопользования, располагающая природными ресурсами, пригодными для организации туризма и отдыха;
рекреационное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению рекреации;
"священные" природные места - особо охраняемая природная территория, где свершаются обряды, предусмотренные религиозными канонами или народной традицией;
природные наследия народов Республики Бурятия - уникальные природные формирования различных исторических эпох и периодов, представляющие большой интерес для науки, а также достопримечательные природные места (местности), связанные с историческими событиями или личностями;
округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Бурятия режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта;
округ охраны рекреационной местности - особо охраняемая природная территория с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, располагающая природными ресурсами, не относящимися к категории лечебных, либо имеющая в своем составе неперспективные для разработки природные лечебные ресурсы. Внешний контур округа охраны рекреационных местностей является границей рекреационной местности;
информационные знаки - знаки, установленные по границам земель особо охраняемых территорий и объектов (запретные полосы, нересто-охранные зоны, водоохранные зоны, округа санитарной(горно-санитарной) охраны, округа охраны рекреационной местности. особо ценные земли сельскохозяйственного, лесного назначения и т.д.), информирующие население об этих землях, ограничениях или запрещениях хозяйственной и иной деятельности;
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензий;
исполнители - организации независимо от их формы собственности, а- также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
потребители - граждане, имеющие намерение заказать или использовать услуги исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;
стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству услуг;
технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей, курортов, рекреационных местностей, санитарно-курортных к рекреационных организаций - совокупность государственного кадастра лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий и перечня санитарно-курортных и рекреационных организаций на территории Республики Бурятия.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и Республики Бурятия о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях, курортах, иных категориях особо охраняемых природных территорий
1. Лечебно-оздоровительные местности, курорты, иные категории особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения являются национальным достоянием народов Республики Бурятия, предназначены для лечения, оздоровления, профилактики и отдыха населения.
2. Законодательство о лечебно-оздоровительных местностях, курортах, иных категориях особо охраняемых природных территорий основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия.
3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, оздоровительным, профилактическим и рекреационным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
4. Имущественные отношения в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий определяются гражданским законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов с особенностями, установленными действующим законодательством.
Статья 3. Государственный реестр лечебно-оздоровительныхместностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий, санаторно-курортных и рекреационных организаций
1. Лечебно-оздоровительные местности, курорты, иные категории особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения, санаторно-курортные и рекреационные организации подлежат включению в государственный реестр Республики Бурятия, состоящий из государственного кадастра лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий, а также перечня санаторно-курортных и рекреационных организаций, включая здания и сооружения.
2. Государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий, санаторно-курортных и рекреационных организаций ведется органом, уполномоченным Правительством Республики Бурятия.
Статья 4. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом, иной категорией особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения
1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется Правительством Республики Бурятия на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
2. Лечебно-оздоровительные местности или курорты могут иметь республиканское или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского значения Правительством Республики Бурятия по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном решением Правительства Республики Бурятия по представлению органов местного самоуправления.
Иная категория особо охраняемых территорий республиканского или местного значения определяется в порядке, установленном .нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления.
3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте, которое утверждается Правительством Республики Бурятия.
4. Порядок признания и правила посещения иных категорий особо охраняемых природных территорий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления. При этом соблюдаются нормы рекреационной нагрузки на участки, примыкающие к этим категориям особо охраняемых природных территорий.
Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации
Полномочия Правительства Российской Федерации в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей, особо охраняемых природных и иных территорий федерального значения определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия Правительства
Республики Бурятия
К полномочиям Правительства Республики Бурятия по регулированию отношений в области функционирования, организации, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий, особо охраняемых природных территорий относятся:
- формирование концепции, стратегии и программ развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий;
- признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом, иной категорией особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения;
- принятие нормативных правовых актов о курортах республиканского или местного значения;
- установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных округов отдельных категорий особо охраняемых территорий, имеющих республиканское и местное значение;
- установление стандартов, критериев и разрядов отдельных особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
- регулирование формы и размеров платы за пользование территориями курортов, иных местностей республиканского и местного значения, а также установление порядка предоставления платных услуг;
- регулирование в области использования и охраны курортов. лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
- международное сотрудничество в сфере изучения и использования лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий.
Статья 7. Полномочия органов местного
самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий относятся:
- представление в Правительство Республики Бурятия предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или иной категорией особо охраняемых природных территорий местного значения;
- установление отдельных категорий особо охраняемых природных территорий местного значения;
- участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий;
- утверждение и реализация муниципальных программ по предоставлению платных услуг на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных особо охраняемых природных территорий;
- организация муниципальных предприятий, организаций и учреждений для оказания платных услуг на отдельных особо охраняемых природных территориях;
- контроль за рациональным использованием и охраной лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий и их земель в пределах своей компетенции;
- участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий.
Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия
Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и иных категорий особо охраняемых природных территорий определяется законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящим Законом, а также иными нормативными актами.
Статья 9. Регулирование деятельности в лечебно-оздоровительных местностях, на курортах, в иных категориях особо охраняемых природных территорий
1. Государственное регулирование и координацию деятельности в сфере курортного дела, отдыха, а также в области организации и функционирования иных категорий особо охраняемых природных территорий федерального и республиканского значения осуществляет Правительство Республики Бурятия и специально уполномоченные органы, которые обеспечивают:
- ведение учета лечебно-оздоровительных местностей, курортов, рекреационных местностей и иных категорий особо охраняемых природных территорий, а также санаторно-курортных и рекреационных организаций независимо от формы собственности и ведомственности;
- проведение экологических, природоохранных и иных экспертиз, паспортизации и сертификации лечебно-оздоровительных местностей, курортов и иных категорий особо охраняемых природных территорий;
- ведение государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий, а также санаторно-курортных и рекреационных организаций;
- разработку и координацию республиканских или местных программ развития курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения;
- утверждение округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также иных округов отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;
- организацию научных исследований и изысканий в целях расширения курортного фонда Республики Бурятия, повышения эффективности его использования; - подготовку и аттестацию кадров в сфере курортного лечения;
- согласование в соответствии с действующим законодательством выдачи лицензий и сертификатов на право добычи природных лечебных ресурсов;
- контроль за исполнением законодательства Республики Бурятия об охране и использовании лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
2. Регулирование и контроль в области организации и функционирования курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.
3. Правительство Республики Бурятия и органы местного самоуправления вправе создавать соответствующие структурные подразделения для выполнения функций управления и координации развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных местностей республиканского или местного значения.
4. Регулирование платных услуг на отдельных особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Глава III. Особенности использования природных лечебных и иных ресурсов в Республике Бурятия
Статья 10. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
1. Природные лечебные ресурсы Республики Бурятия являются государственной собственностью.
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия.
3. От имени Республики Бурятия права собственника осуществляют органы государственной власти Республики Бурятия в рамках их компетенции.
4. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 11. Предоставление природных лечебных ресурсов
1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Законом, как правило, не допускается.
Использование природных лечебных ресурсов в целях, не связанных с лечением, профилактикой, оздоровлением и отдыхом населения, определяется в соответствии с федеральным законом.
3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов
1. На курортах, в курортных районах и в лечебно-оздоровительных местностях месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
Статья 13. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами
В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено. Ответственность в этих случаях наступает в соответствии с действующим законодательством.
Глава IV. Правовое и экономическое регулирование в сфере курортного и рекреационного дела
Статья 14. Статус санаторно-курортных и рекреационных организаций
1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций (санатории, пансионаты с лечением, больницы, водолечебницы, санатории, профилактории и т.д.) и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.
2. Рекреационные организации предназначены для отдыха населения и туризма - дома отдыха, пансионаты отдыха, базы отдыха, туристские базы, лагеря отдыха, оздоровительные лагеря, спортивно-оздоровительные комплексы, кемпинги, палаточные городки, мотели, ротели, яхт-клубы, стационарные и палаточные туристическо-оздоровительные лагеря, дома рыболовов и охотников, детские туристические станции, парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, маркированные трассы, детские и спортивные лагеря и т.д.
3. Санаторно-курортные и рекреационные организации могут создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и осуществляют лечебный и рекреационный процесс на основании государственных лицензий на право ведения медицинской или рекреационной деятельности, предоставляемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия.
4. Реорганизация санаторно-курортных и рекреационных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-рекреационной специализации.
Статья 15. Финансовое обеспечение курортов и рекреационных местностей
1. Финансирование курортов и рекреационных местностей республиканского или местного значения, включая развитие транспорта, систем канализации, водоснабжения, теле-, радиовещания и связи, энергообеспечение, природоохранные мероприятия, осуществляется в соответствии с республиканскими или местными программами соответственно за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, а также за счет иных источников финансирования.
2. Координацию и обеспечение выполнения республиканских и местных программ развития курортов, рекреационных мест осуществляют специально уполномоченный Правительством Республики Бурятия республиканский орган и органы местного самоуправления.
3. Санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления.
Статья 16. Имущество санаторно-курортных и рекреационных организаций и порядок его использования
1. Для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации рекреации населения санаторно-курортным и рекреационным организациям предоставляются участки и иные природные ресурсы в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах.
Размер предоставленных земельных участков должен отвечать потребностям функционирования объектов лечебного, профилактического, рекреационного и хозяйственного назначения.
2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных мест осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
3. Санаторно-курортные и рекреационные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Статья 17. Статус иных категорий особо охраняемых природных территорий
Статус иных категорий особо охраняемых природных территорий определяется нормативными правовыми актами, утвержденными Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Глава V. Санитарная (горно-санитарная) охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов, охрана отдельных категорий особо охраняемых природных территорий
Статья 18. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их земель осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского или местного значения, утверждаются Правительством Республики Бурятия.
3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.
6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные органы.
7. Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие государственным органам и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию лечебно-оздоровительных местностей, курортов и иных категорий особо охраняемых природных территорий..
Статья 19. Организация охраны рекреационных местностей
1. Округ охраны рекреационных местностей имеет регулируемый режим хозяйственной деятельности.
2. Режим охранной зоны устанавливается для пляжей и прилегающих к ним акваторий, а также для объектов, относящихся к неперспективным для разработки природным лечебным ресурсам. На территории охранной зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в оздоровительных и рекреационных целях при условии применения экологически безопасных технологий.
3. В пределах охранной зоны допускается строительство сооружений для приема лечебных вод, а также пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации, выполнение берегоукрепительных, противооползневых, противоэрозийных работ.
4. Порядок охраны рекреационных местностей определяется Правительством Республики Бурятия.
Статья 20. Обозначение границ охранных округов
Границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-здоровительных местностей, курортов, округов охраны иных категорий особо охраняемых природных территорий обозначаются специальными информационными знаками. Порядок обозначения охранных округов определяется нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия.
Глава VI. Разрешение споров в области использования II охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и иных категорий особо охраняемых природных территорий
Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и иных категорий особо охраняемых природных территорий, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного лечебно-оздоровительным местностям, курортам, иным категориям особо охраняемых природных территорий, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Глава VII. Контроль и ответственность за нарушение настоящего Закона и контроль за его исполнением
Статья 22. Контроль и ответственность за исполнением
настоящего Закона
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют специально уполномоченные государственные или муниципальные органы и службы в пределах своей компетенции. Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 23. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Республики Бурятия привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты.
Президент Республики Бурятия Л.В. ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
16 сентября 1997г.
№ 559-1