ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
24 сентября 1996 г.
N 368-I
(Д)
Примечание. Данный закон практически полностью дублирует утративший в настоящее время силу Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". С учетом того, что Закон действует, его рассмотрение должно осуществляться через призму нового Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Конституцией Республики Бурятия и регулирует отношения в
области экологии в интересах сохранения и рационального использования
окружающей природной среды настоящим и будущими поколениями.
Природа Республики Бурятия и ее богатства являются достоянием
народов, проживающих на ее территории, естественной основой их
социально - экономического развития и благосостояния.
Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства
Республики Бурятия
1. Главными задачами природоохранительного законодательства
Республики Бурятия является регулирование отношений в сфере
взаимодействия общества и природы для:
- сохранения природы и естественной среды обитания человека;
- социального использования и воспроизводства природных ресурсов;
- предотвращения и минимизации экологически вредного воздействия
хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду;
- обеспечения гражданам республики экологически благоприятной
среды обитания в интересах настоящего и будущих поколений.
Статья 2. Основные принципы охраны природы
При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей
отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды,
государственные органы, предприятия, организации и учреждения,
независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности,
граждане Республики Бурятия, юридические и физические лица, в том
числе юридические лица и граждане других государств, лица без
гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами
охраны окружающей природной среды:
- приоритетом охраны и защиты жизни и здоровья человека;
- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических
интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на
здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
- рациональным использованием природных ресурсов, необходимостью
их полноценного воспроизводства;
- неукоснительным соблюдением требований природоохранительного
законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их
нарушения;
- осуществлением хозяйственной и природоохранительной
деятельности, принимая во внимание особую уязвимость природных
экосистем;
- гласностью в работе и тесной связью с общественными
организациями и населением в решении природоохранительных задач;
- международным, межрегиональным и межведомственным
сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды;
- единой системой республиканского экологического контроля за
состоянием окружающей природной среды;
Статья 3. Объекты охраны окружающей природной среды
1. Охране от всех видов загрязнений, повреждений, истощения и
иного нерационального использования природных ресурсов подлежат:
- биосфера, природные экологические системы и их компоненты;
- атмосфера;
- земля, ее недра, почва и природные ландшафты, поверхностные и
подземные воды;
- биологическое разнообразие растительного и животного мира.
2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники,
заказники и национальные природные парки, уникальное природное
образование - озеро Байкал, лечебно - оздоровительные местности,
памятники природы, а также редкие и эндемичные, находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Статья 4. Компетенция Народного Хурала Республики Бурятия
в области охраны окружающей природной среды
К компетенции Народного Хурала Республики Бурятия относятся:
- установление законодательных и правовых норм экологической
безопасности и осуществления природоохранительной деятельности на
территории республики;
- утверждение республиканских природоохранительных и
экологических программ;
- участие в разработке и совершенствовании природоохранного
законодательства Российской Федерации;
- установление порядка образования и использования
республиканского внебюджетного экологического фонда;
- осуществление международного сотрудничества и регулирование
вопросов охраны природы с субъектами Российской Федерации и другими
государствами. Народный Хурал Республики Бурятия рассматривает и
другие вопросы в области охраны природы и использования природных
ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соответствии с
Конституцией Республики Бурятия и настоящим Законом.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Бурятия
в области охраны окружающей природной среды
и использования природных ресурсов
Правительство Республики Бурятия в области охраны окружающей
природной среды:
- осуществляет реализацию государственной экологической политики;
- осуществляет владение, пользование и распоряжение природными
ресурсами на территории Республики Бурятия совместно с Российской
Федерацией;
- принимает решения о предоставлении в пользование природных
ресурсов по представлению соответствующих специально уполномоченных
государственных органов;
- обеспечивает разработку и реализацию республиканских
экологических и природоохранительных программ;
- утверждает Красную книгу Республики Бурятия;
- принимает решения об организации особо охраняемых территорий и
объектов в Республике Бурятия, а также об установлении границ особого
режима природопользования в местах проживания малочисленных народов и
этнических групп;
- осуществляет государственное управление в области охраны
окружающей природной среды и координацию деятельности министерств,
ведомств, предприятий, учреждений, организаций в этой области;
финансирование и материально - техническое обеспечение
природоохранительных мероприятий;
- устанавливает порядок разработки и утверждает экологические
нормативы и предельные размеры ставок платы за сбросы и выбросы
загрязняющих веществ в природную среду, лимиты и размеры ставок платы
за размещение и захоронение отходов от деятельности промышленных,
сельскохозяйственных и иных предприятий;
- устанавливает размеры ставок платы за пользование природными
ресурсами;
- предусматривает и представляет на утверждение Народному Хуралу
ассигнования по строке "Охрана природы" в республиканском бюджете
Республики Бурятия;
- проводит учет и оценку природных ресурсов, управляет заповедным
фондом Бурятии;
- осуществляет государственный контроль за состоянием,
использованием и воспроизводством окружающей природной среды и
принимает решения об ограничении, приостановлении и прекращении
(перепрофилировании) деятельности предприятий независимо от форм
собственности при нарушении ими природоохранительного
законодательства;
- устанавливает объем экспорта природных ресурсов за
территориальные пределы республики, кроме ресурсов федеральной
собственности России и включенных в перечень основных видов
стратегического минерального сырья;
- организует систему экологического образования и воспитания
граждан;
- устанавливает предельные размеры импорта (ввоза) промышленных
продуктов, реагентов, материалов, содержащих вредные вещества, и
организует контроль за их использованием;
- осуществляет международное сотрудничество в области охраны
природы;
- регулирует другие вопросы охраны природы, входящие в его
компетенцию.
Статья 6. Компетенция специально уполномоченных
на то государственных органов Республики Бурятия
в области охраны окружающей природной среды
К компетенции специально уполномоченных на то государственных
органов Республики Бурятия в области охраны окружающей природной среды
относятся:
- научно обоснованное управление использованием природных
ресурсов в Республике Бурятия, проведение единой республиканской
политики по вопросам охраны окружающей природной среды;
- координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и
их филиалов, учреждений и организаций в указанной области;
- организация и осуществление государственного экологического
контроля и государственной экологической экспертизы;
Примечание. Абзац 4 статьи 6 признан противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению Решением
Верховного Суда РБ от 22.11.2001 в части отнесения к компетенции
специально уполномоченных на то государственных органов Республики
Бурятия в области охраны окружающей природной среды организацию и
проведение государственной экологической экспертизы.
- получение безвозмездно, по первому требованию, от министерств,
ведомств, предприятий и их филиалов, учреждений и организаций,
располагающихся на территории Республики Бурятия, независимо от форм
собственности, экологической информации, в том числе в случае
аварийных ситуаций;
- составление, ведение и научное обоснование Красной книги
Республики Бурятия, организация природно - заповедного дела,
обеспечение деятельности особо охраняемых природных объектов;
Примечание. Абзац 6 статьи 6 признан противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению Решением
Верховного Суда РБ от 22.11.2001 в той части, в которой он позволяет
относить к компетенции специально уполномоченных на то государственных
органов Республики Бурятия обеспечение деятельности особо охраняемых
природных объектов федерального значения.
- совместно с Центром госсанэпиднадзора в Республике Бурятия
организация и проведение сертификации по экологическим требованиям для
предупреждения вреда здоровью человека и окружающей среде;
Примечание. Абзац 7 статьи 6 признан противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению Решением
Верховного Суда РБ от 22.11.2001.
- разработка республиканских экологических и природоохранительных
программ, нормативов, стандартов и иных документов об охране природы;
- учет и оценка природных ресурсов и контроль за их
использованием;
- выдача и согласование разрешений (лицензий) на использование
природных ресурсов, утилизацию, складирование, перемещение,
размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов,
материалов и веществ (кроме радиоактивных), выбросы и сбросы вредных
веществ в окружающую среду;
Примечание. Абзац 10 статьи 6 признан противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению Решением
Верховного Суда РБ от 22.11.2001 в части выдачи и согласований
разрешений на выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду.
- ведение республиканских кадастров природных ресурсов (водного,
лесного, земельного, недр, животного и растительного мира);
- определение и согласование с органами исполнительной власти
Республики Бурятия лимитов (квот) на комплексное использование
природных ресурсов;
- приостановление или ограничение деятельности предприятий,
нарушающих природоохранительное законодательство;
- организация мероприятий по экологическому образованию и
воспитанию, обеспечение населения необходимой экологической
информацией;
- предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей
природной среде предприятиями, организациями, учреждениями, независимо
от форм собственности и ведомственной подчиненности и отдельными
гражданами за нарушение природоохранительного законодательства;
- выдача разрешений организациям, учреждениям на применение и
использование вредных химических веществ и контроль за разработкой
правил и инструкций по безопасному использованию таких веществ в
промышленности и сельском хозяйстве;
- осуществление международного сотрудничества в области охраны
природы, обеспечение выполнения обязательств Республики Бурятия в
соответствии с международными соглашениями.
Решения специально уполномоченных на то органов Республики
Бурятия в области охраны окружающей природной среды обязательны для
исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории
Республики Бурятия.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления
в области охраны окружающей природной среды
и использования природных ресурсов
К ведению органов местного самоуправления в области охраны
природы и природных ресурсов в пределах их компетенции относятся:
- определение основных направлений охраны природы города, района,
населенного пункта, разработка экологических и природоохранительных
программ местного значения;
- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных
ресурсов подведомственной территории;
- участие в организации и проведении экологической экспертизы
проектов, государственного экологического контроля за состоянием
окружающей природной среды;
- ведение земельного кадастра, участие в подготовке и принятии
решений по предоставлению в установленном порядке земельных участков
на временное, постоянное пользование или сдаче их в аренду;
- контроль на подведомственной территории за выполнением всеми
землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе
с эрозией, рациональным использованием земель;
- определение условий лицензирования добычи минерального сырья на
подведомственной территории (совместно с республиканскими органами);
- определение условий лицензирования добычи общераспространенных
полезных ископаемых на подведомственной территории;
- предоставление в пользование, в установленном порядке,
обособленных водных объектов, являющихся муниципальной собственностью,
контроль за строительством и эксплуатацией сооружений водоснабжения,
водоочистки мелиоративных объектов;
- постоянный контроль за состоянием, использованием, охраной и
воспроизводством природных ресурсов на подведомственной территории;
- участие в подготовке решений о приостановлении, ограничении или
прекращении деятельности юридических лиц при нарушении ими настоящего
Закона и в иных случаях, предусмотренных природоохранительным
законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия;
- учет и оценка объемов производственных и иных отходов и
промышленных сточных вод предприятий, организаций и учреждений,
расположенных на подведомственной территории;
- проведение опросов населения по вопросам охраны природы и
использования природных ресурсов;
- планирование, финансирование, материально - техническое
обеспечение и проведение природоохранительных мероприятий местного
значения;
- координация деятельности экологических служб предприятий,
учреждений, организаций независимо от форм собственности и
ведомственной подчиненности;
- разрешение споров в области охраны окружающей природной среды
на подведомственной территории;
- организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых
природных территорий;
- экологическое воспитание, образование, просвещение населения;
- обеспечение населения необходимой экологической информацией;
- решение других вопросов охраны окружающей природной среды,
отнесенных к компетенции местного самоуправления в соответствии с
законами Республики Бурятия.
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 8. Права и обязанности граждан Республики
Бурятия в области окружающей природной среды
Граждане Республики Бурятия имеют право на:
- благоприятную для жизни природную среду;
- экологическое образование и просвещение;
- достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и
мерах по ее охране и восстановлению;
- участие в обсуждении планов, программ и проектов деятельности
предприятий, представляющих опасность для природы и человека;
- внесение предложений о проведении референдумов по вопросам
охраны природы;
- требование отмены решений, выполнение которых представляет
опасность для окружающей природной среды и здоровья человека;
- организацию и проведение общественных акций в защиту природы;
- возмещение в судебном порядке причиненного им ущерба в
результате нарушения природоохранительного законодательства
природопользователем. Граждане обязаны:
- сохранять природу, бережно к ней относиться и приумножать ее
богатства;
- соблюдать требования и условия лицензий на пользование
природными ресурсами;
- соблюдать законодательство об охране окружающей природной
среды.
Статья 9. Полномочия общественных экологических
объединений в области охраны окружающей природной среды
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие
экологические функции, имеют право:
- разрабатывать экологические программы;
- защищать экологические права граждан;
- привлекать граждан к природоохранительной деятельности;
- за счет своих средств выполнять работы по охране природы и
воспроизводству природных ресурсов;
- создавать общественные фонды по охране окружающей природной
среды;
- проводить общественную экологическую экспертизу с привлечением
соответствующих специалистов;
- требовать предоставления достоверной экологической информации.
Статья 10. Государственные гарантии экологических
прав граждан и общественных объединений
Государственные органы Республики Бурятия гарантируют
экологическим объединениям и гражданам возможность реализации
предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в
соответствии с законодательством Республики Бурятия.
Должностные лица, препятствующие выполнению общественными
объединениями и гражданами их прав и обязанностей в области охраны
природы, вытекающих из настоящего Закона, привлекаются к
ответственности в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации и Республики Бурятия.
Глава III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 11. Задачи экономического механизма охраны
окружающей природной среды
Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет
задачи:
- планирование и финансирование природоохранительных мероприятии;
- установление размеров и ставок платы за нормативные лимитные и
сверхлимитные выбросы вредных веществ в окружающую природную среду,
размещение и захоронение бытовых, производственных и иных отходов,
другие виды вредного воздействия;
- установление размеров платежей за разрешение (лицензии) на
использование природных ресурсов;
- установление размеров и ставок платы за использование природных
ресурсов;
- стимулирование рационального использования, восстановления и
охраны природных ресурсов;
- возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного
здоровью человека и окружающей природной среде несоблюдением
природоохранительного законодательства юридическими и физическими
лицами;
- проведение экологического страхования.
Статья 12. Планирование и финансирование республиканских
и местных экологических программ.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и
природопользованию осуществляется в составе экологических программ,
финансирование природоохранительных программ производится за счет:
- бюджета Российской Федерации (федеральные экологические
программы);
- республиканского бюджета Республики Бурятия;
- бюджетов муниципальных образований;
- средств предприятий, организаций, учреждений независимо от форм
собственности;
- экологических фондов;
- кредитов банков;
- добровольных взносов населения;
- других источников.
Статья 13. Договоры на комплексное пользование природными
ресурсами и лицензирование природопользования
1. Договор на комплексное природопользование предусматривает
условия и порядок использования природных ресурсов, права и
обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование
природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение причиненного
ущерба, порядок разрешения споров.
2. Лицензирование природопользования осуществляется в форме
выдачи лицензии на комплексное природопользование или в форме выдачи
специальных лицензий на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и
захоронение в специально отведенных местах промышленных отходов.
Лицензии выдаются юридическим и физическим лицам, осуществляющим
природопользование на территории Республики Бурятия.
Порядок выдачи лицензий, их виды и содержание условий
лицензирования регламентируются Положением о лицензировании
природопользования.
3. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование
выдается природопользователю специально уполномоченными на то органами
с указанием:
- характеристики природных ресурсов;
- видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по
использованию природных ресурсов;
- порядка выполнения и финансирования природопользователем
природо - восстановительных работ;
- экологических требований, при которых допускается использование
природных ресурсов;
- срока действия лицензий;
- платы за пользование природными ресурсами;
- последствий несоблюдения условий лицензии.
Статья 14. Лимиты на природопользование
1. Лимиты на природопользование являются системой экологических
ограничений на лицензируемой территории и представляют собой
установленные предприятиям - природопользователям на определенный срок
объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов,
выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения
отходов производства.
2. Лимиты на природопользование устанавливаются предприятиям -
природопользователям специально уполномоченными на то органами исходя
из необходимости соблюдения нормативных объемов использования
(изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду и нормативных объемов
размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в
регионе.
3. Сроки достижения нормативных объемов природопользования и
годовые лимиты на пользование устанавливаются в соответствии с
утвержденными показателями.
4. Нелимитированный выброс и сброс загрязняющих и вредных веществ
в окружающую среду, размещение и захоронение отходов производства без
лицензии (специального разрешения) специально уполномоченных на то
органов запрещается.
Юридические и физические лица, нарушающие пункт 4 статьи 14
настоящего Закона, несут ответственность по статьям 43 - 45 настоящего
Закона.
Статья 15. Платность использования природных ресурсов
1. Плата за пользование природными ресурсами (землей, недрами,
лесами, водными и иными природными ресурсами) взимается с юридических
и физических лиц:
- за право пользования природными ресурсами в пределах
установленных лимитов;
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных
ресурсов;
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
2. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды
взаимодействия на природу взимается за:
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и
передвижных источников загрязнения в пределах установленных
нормативов;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные
объекты, на почвенный слой земли и подземные пустоты в пределах
установленных нормативов;
- размещение отходов производственной деятельности в специально
отведенных местах для захоронения промышленных и бытовых отходов в
пределах установленных нормативов;
- другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду
(шум, вибрация, электромагнитные, радиационные и т.д.) в пределах
установленных нормативов;
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного
воздействия в пределах временных согласованных нормативов;
- сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ и других
видов вредного воздействия на окружающую природную среду.
3. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы
вредных веществ, размещение промышленных отходов и другие виды
вредного воздействия взыскивается в бесспорном порядке и перечисляется
предприятием, учреждением, организацией: 90 процентов - на спецсчет
республиканского экологического фонда, 10 процентов - в доход
федерального бюджета.
4. Внесение платы за использование природных ресурсов и
загрязнение природной среды не освобождает природопользователя от
выполнения мероприятий по снижению вредного воздействия на окружающую
природную среду, по охране природной среды и от возмещения вреда,
причиненного природной среде и здоровью человека действиями
природопользователя.
5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за
использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной
среды определяется Правительством Республики Бурятия и органами
местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Статья 16. Экологические фонды
Для финансирования мероприятий по охране окружающей природной
среды, воспроизводству природных ресурсов, для компенсации
причиненного природопользователем вреда, в том числе здоровью и
имуществу граждан, а также на случай непредвиденных расходов создается
единая система экологических фондов.
Порядок образования и использования финансовых средств указанных
фондов определяется Народным Хуралом и Правительством Республики
Бурятия.
Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий,
учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц
и граждан, в том числе:
- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;
- сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за
экологические правонарушения;
- средств от реализации конфискованных орудий охоты и
рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
- полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским
депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в
деятельности предприятий и юридических лиц;
- инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и
граждан.
Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета
учреждений банков и распределяются в следующем порядке:
- 60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий
муниципального значения;
- 30 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий
республиканского значения;
- 10 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий
федерального значения.
Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей
природной среды населения, воспроизводство природных ресурсов, научные
исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство
очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на
возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными
неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие
экологического образования, иные цели, связанные с охраной окружающей
природной среды.
Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не
связанные с природоохранной деятельностью.
Общественные фонды охраны природы образуются за счет добровольных
взносов населения, общественных организаций, предприятий, организаций
и других источников и используются на цели охраны природы.
Порядок образования и использования средств общественных фондов
определяется организациями, образующими указанные фонды.
Статья 17. Экономическое стимулирование охраны
окружающей природной среды
1. В Республике Бурятия осуществляется стимулирование
рационального природопользования путем:
- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых
предприятиям, учреждениям, организациям при внедрении малоотходных и
безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов
и другой деятельности, имеющей природоохранительное значение;
- передачи части средств экологических фондов предприятиям,
учреждениям, гражданам для реализации мер по гарантированному снижению
выбросов, сбросов загрязняющих веществ на договорных условиях под
процентные займы;
- введение специального налогообложения экологически вредной
продукции или продукции, выпускаемой с применением экологически
вредной технологии.
2. Законодательством Республики Бурятия могут быть установлены
другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной
среды.
Глава IV. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 18. Основные требования к нормированию качества окружающей природной
среды
1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления
предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих
экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда и обеспечивающих
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого
развития хозяйственной деятельности.
2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий утверждаются специально
уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.
3. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий включают:
- предельно допустимые концентрации вредных веществ;
- предельно допустимые выбросы и сбросы вредных веществ;
- предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных
физических воздействий;
- предельно допустимые уровни радиационных воздействий;
- предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений и средств химизации;
- предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах
питания;
- экологические требования к готовой продукции производства и потребления;
- экологические требования к образованию, размещению и утилизации отходов.
4. При нарушении утвержденных нормативов качества окружающей природной среды
предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности
и гражданами их хозяйственная деятельность может быть ограничена, приостановлена
или прекращена по предписанию специально уполномоченных государственных органов
Республики Бурятия.
5. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются специально уполномоченными
на то органами и утверждаются Правительством Республики Бурятия.
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Примечание. Глава 5 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей
и не подлежащей применению Решением Верховного Суда РБ от 22.11.2001.
Глава VI. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ,
ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ,
СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 24. Общие экологические требования при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и
иных объектов
1. При размещении, технико - экономическом обосновании новых проектов, при рабочем
проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию новых предприятий,
сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, транспорте,
энергетике, водном, коммунально - бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередач,
связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное
влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования
экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия
по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов,
оздоровлению окружающей природной среды.
2. Строительство, реконструкция предприятий и иных объектов осуществляются по
утвержденным проектам, имеющим положительное
заключение Государственной экологической экспертизы в строгом соответствии с
действующими нормами и правилами.
3. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта
и отвода земельного участка в натуре; не допускается снижение стоимости строительства
объекта в ущерб требованиям экологической безопасности.
4. При выполнении строительных и монтажных работ принимаются меры по охране
природы, благоустройству территории, рекультивации земли.
5. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится
при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных
проектом.
6. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологическими
системами и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации отходов, выбросов
и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов.
7. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения
недостатков либо полное прекращение работ по размещению, проектированию, строительству,
реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и других экологически
вредных объектов в соответствии с предписанием Государственного комитета Республики
Бурятия по экологии и природопользованию, органов санитарно - эпидемиологического
надзора, Госгортехнадзора России. Должностные лица несут ответственность за
нарушение данной статьи Закона в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Бурятия.
Статья 25.
Общие экологические требования при
эксплуатаций предприятий, сооружений и иных объектов
1. Общие экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и
иных объектов заключаются в:
1.1. Соблюдении технологических режимов работы предприятий и выполнении природоохранительного
законодательства предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм
собственности и ведомственной подчиненности и гражданами на территории Республики
Бурятия;
1.2. Соблюдении устанавливаемых нормативов качества окружающей природной среды;
1.3. Соблюдении условий лицензий, устанавливающих предельно допустимые нормативы
выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления,
образующихся в результате производственной или иной деятельности;
1.4. Наличии экологических паспортов на предприятиях независимо от форм собственности;
1.5. Соблюдении правил и нормативов захоронения вредных веществ и материалов
согласно условиям лицензии.
2. Экологические требования к сельскохозяйственным предприятиям, акционерным
обществам и фермерским хозяйствам заключаются в:
2.1. Соблюдении комплекса мер по охране почв, водных объектов, растительности
и животного мира от последствий применения сельскохозяйственной техники, химических
веществ, минеральных удобрений и т.д.;
2.2. Наличии санитарно - защитных зон и очистных сооружений на животноводческих
фермах и комплексах и предприятиях перерабатывающей промышленности;
2.3. Соблюдении инструкций и нормативов по применению ядохимикатов и минеральных
удобрений и по их захоронению по истечении срока годности;
2.4. Рациональном и бережном использовании обрабатываемого почвенного слоя земли,
сохранении и рациональном использовании
земельных участков, культивируемых в виде кормовых угодий;
2.5. Запрещении уничтожения остающейся на полях после проведения уборочных работ
соломы и остатков растений методом сжигания;
2.6. Соблюдении предельно допустимых норм содержания остаточных химических веществ
в продуктах сельскохозяйственного производства.
3. Экологические требования при выполнении мелиоративных работ заключаются в:
3.1. Рациональном использовании земли и водных ресурсов, охране земли, лесов
и растительности от затопления, подтопления, засоления и предупреждении других
вредных последствий для окружающей природной среды;
3.2. Посадке и рациональном использовании почвозащитных лесных
полос в целях сохранения почвенного слоя земли от выветривания.
4. Экологические требования к эксплуатации энергетических
объектов заключаются в:
4.1. Сохранении населенных пунктов и памятников культуры;
сохранении земли и лесов, своевременной утилизации древесины и
плодородного слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилища
или иного водоема;
4.2. Создание условий для сохранения и воспроизводства рыбных
запасов, регулировании водного баланса водохранилища во время нереста
рыбы;
4.3. Оснащении тепловых электростанций высокоэффективными
фильтрами и другими средствами для очистки, сбросов, выбросов;
4.4. Наличии на тепловых электростанциях современных технологий и
установок для переработки шлаковых и зольных отходов и предотвращении
распыления указанных отходов;
4.5. Защите населенных пунктов и граждан от вредного воздействия
электромагнитного излучения ЛЭП.
5. Экологические требования в городах и других населенных пунктах
заключаются в:
5.1. Размещении промышленных и транспортных предприятий, иных
хозяйственных объектов вне зоны проживания населения с учетом
воздействия "розы ветров".
5.2. Наличии и эффективной работе очистных сооружений с
проведением санитарной очистки, обезвреживанием, утилизацией или
захоронением отходов промышленного производства и коммунально -
бытового назначения;
5.3. Запрещении строительных работ в оползневых, подтопляемых,
геопатогенных зонах;
5.4. Наличии объездных транспортных магистралей, находящихся вне
зоны проживания населения;
5.5. Создании и функционировании лесопарковых, "зеленых" и
защитных зон с ограниченным режимом природопользования;
5.6. Широком использовании электрифицированного внутригородского
транспорта;
5.7. Создании наиболее благоприятных экологических условий для
жизни населения.
6. Экологические требования при использовании радиоактивных
материалов заключаются в:
6.1. Строгом соблюдении правил производства, хранения,
транспортирования, использования, утилизации, удаления и захоронения
радиоактивных веществ и постоянном контроле предприятий, применяющих
радиоактивные вещества и ионизирующие источники излучения;
6.2. Соблюдении предельно допустимых норм радиоактивного
облучения рабочего персонала и населения;
6.3. Наличии специально отведенных и охраняемых мест для
захоронения радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения
и радиоактивных отходов;
6.4. Обучении обслуживающего персонала и населения (проживающего
или работающего вблизи предприятий, имеющих источники радиоактивного и
ионизирующего излучения), поведению и действиям в случае превышения
нормируемых предельно допустимых норм радиации или иного аварийного
состояния (ситуация);
6.5. Запрещении производства, применения, хранения,
транспортировки, ввоза (вывоза) и захоронения радиоактивных веществ,
других источников ионизирующих излучений, а также применения
источников электромагнитных полей без специального разрешения на эти
виды деятельности специально уполномоченных на то органов.
7. Экологические требования при использовании химических вредных
веществ и материалов в народном хозяйстве заключаются в:
7.1. Запрещении изготовления и использования химических вредных
веществ и материалов в промышленности и других видах деятельности без
специального разрешения на их применение, выдаваемого специально
уполномоченными на то органами;
7.2. Соблюдении правил производства, хранения, транспортирования
и применения химических веществ, используемых в промышленности и
других видах деятельности;
7.3. Соблюдении установленных нормативов выбросов, сбросов
химических вредных веществ;
7.4. Наличии специально отведенных и охраняемых мест захоронения
вредных химических веществ, материалов, отходов;
7.5. Наличии специально обученного персонала для работы с
указанными веществами.
8. Охрана окружающей природной среды от вредного биологического
воздействия заключается в:
8.1. Соблюдении нормативов предельно допустимых концентраций в
природной среде вредных микробов, грибков, вирусов и иных
микроорганизмов;
8.2. Обеспечении предприятиями, учреждениями и организациями,
оказывающими биологическое воздействие на окружающую природную среду,
экологически безвредного производства, хранения, транспортирования,
использования, удаления и уничтожения микроорганизмов и биологических
веществ, предупреждении аварий и катастроф и ликвидации последствий
вредного биологического воздействия на природную среду и здоровье
человека;
8.3. Наличии специально обученного персонала;
8.4. Запрещении применения и распространения биологических
объектов, несвойственных природе региона или полученных искусственным
путем без наличия эффективных мер по контролю за их размножением и
уничтожением в случае аварийной ситуации.
9. Охрана окружающей природной среды от шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических факторов заключаются в:
9.1. Соблюдении нормативов предельно допустимых воздействий на
здоровье человека производственного и транспортного шума, вибраций,
магнитных и электромагнитных полей и иных физических факторов;
9.2. Наличии специальной защиты на предприятиях, имеющих
повышенные уровни указанных видов физических факторов;
9.3. Разработке проектов санитарно - защитных зон от объектов,
являющихся источниками вредных воздействий физических факторов.
10. Охрана окружающей природной среды от вредного воздействия
производственных и бытовых отходов заключается в:
10.1. Соблюдении действующих экологических, санитарно -
гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил;
10.2. Организации складирования и захоронения промышленных и
бытовых отходов в специально отведенных местах согласно выданным
лицензиям;
10.3. Запрещении сбросов промышленных и бытовых отходов, стоков в
водоемы общего пользования и подземные водоносные горизонты;
10.4. Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов
производится с разрешения специально уполномоченных на то
государственных органов в области охраны окружающей природной среды по
согласованию с органами санитарно - эпидемиологического надзора.
11. Экологические требования к военным и оборонным объектам,
военной деятельности заключаются в:
11.1. Соблюдении в полной мере экологических требований,
предъявляемых к промышленным предприятиям и объектам гражданского
назначения;
11.2. Соблюдении специальных требований к транспортированию,
хранению и использованию взрывоопасной, пожароопасной и экологически
опасной военной продукции и снаряжению;
11.3. Возмещении соответствующими органами ущерба, причиненного
окружающей природной среде и здоровью человека.
12. Охрана атмосферы заключается в:
12.1. Исследовании влияния хозяйственной деятельности и иных
процессов на состояние атмосферы и наблюдении за ним;
12.2. Соблюдении предельно допустимых нормативных выбросов
веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;
12.3. Сокращении и последующем прекращении выпуска используемых в
быту и промышленности химических веществ, разрушающих озоновый слой
атмосферы.
13. Экологические требования к проведению геологоразведочных
работ и к горно - добывающей промышленности заключаются в:
13.1. Разработке и обязательном выполнении мероприятий по
рекультивации земель;
13.2. Соблюдении режима водопользования, охране подземных и
наземных вод и водоемов с запрещением сброса в них неочищенных
производственных сточных вод;
13.3. Охране природных ресурсов, растительного и животного мира,
комплексном использовании древесины, заготавливаемой при вскрышных
работах;
13.4. Ликвидации или консервации отработанных месторождений и
буровых скважин после прекращения работ, связанных с добычей полезных
ископаемых;
13.5. Складировании и консервации извлеченных из недр попутных
полезных ископаемых, а также пустой породы с образованием специальных
отвалов, защищенных от действия атмосферных осадков, паводковых вод и
распыления;
13.6. Проведении мероприятий по максимальному снижению
отрицательного воздействия на окружающую среду отвалов и
хвостохранилищ (экранирование, химическая нейтрализация и др.);
13.7. Выполнении требований лицензий на право недропользования,
относящихся к области охраны природы;
13.8. Проведении экспертизы строительных материалов местного
происхождения.
14. Экологические требования к лесозаготовительным и
деревообрабатывающим предприятиям и организациям заключаются в:
14.1. Выполнении требований комплексной лицензии на право
природопользования, относящихся к области охраны природы;
14.2. Соблюдении Лесного законодательства Республики Бурятия;
14.3. Запрещении молевого сплава древесины по рекам, протекающим
по территории Республики Бурятия;
14.4. Запрещении без специального разрешения специально
уполномоченных на то органов заготовки кедровой древесины;
14.5. Соблюдении комплекса мер по охране почв, водоемов,
растительного и животного мира от последствий применения специальной
техники;
14.6. Очистке лесосек от отходов разделки древесины и их
экологически чистой утилизации;
14.7. Наличии и нормальном функционировании очистных сооружений
по очистке промышленных сточных вод и систем (установок) по очистке
воздушной среды на деревообрабатывающих и химических предприятиях
лесной промышленности;
14.8. Наличии эффективных систем пожаротушения на
лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятиях;
14.9. Экологически чистой утилизации отходов производства
лесозаготовительных, деревообрабатывающих и химических предприятий
лесной промышленности.
15. Экологические требования к транспортным предприятиям
заключаются в:
15.1. Запрещении размещения транспортных предприятий и основных
транспортных магистралей вблизи жилых зон населенных пунктов;
15.2. Соблюдении специальных правил транспортирования особо
опасных грузов, нефтепродуктов, химических веществ и материалов;
15.3. Соблюдении требований к сбору отработанных нефтепродуктов;
15.4. Соблюдении требований к размещению нефтеперерабатывающих
предприятий, бензохранилищ вне населенных пунктов;
15.5. Наличии на автотранспортных и иных предприятиях, имеющих
автотранспортные цеха и гаражи, установок для обработки транспорта
водными моющими растворами, оборудованных сборниками сточных вод и
нефтепродуктов и очистными устройствами;
15.6. Наличии на автотранспортных и иных предприятиях, имеющих
автотранспортные цеха и гаражи, постоянных постов по контролю за
содержанием вредных веществ в отработанных газах;
15.7. Обязательном постоянном контроле за состоянием
трубопроводного транспорта;
15.8. Создании специальных охранных зон вблизи трубопроводного
транспорта;
15.9. Запрещении производства Различных работ вблизи
трубопроводных магистралей без письменного разрешения руководителей
предприятий, которым принадлежит трубопроводный транспорт, и органов
Госгортехнадзора;
15.10. Запрещении строительства промышленных, жилых зданий и иных
объектов, дорог и транспортных магистралей в пределах охранной зоны
трубопроводного транспорта;
15.11. Ограничении скорости передвижения судов маломерного флотапо рекам и водоемам;
15.12. Соблюдении правил эксплуатации и обслуживания транспортных
магистралей и сооружений.
Нарушение указанных требований и нормативов влечет за собой
приостановление проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и
эксплуатации или прекращения производственной деятельности
экологически вредных объектов, предприятий, цехов, агрегатов, иного
оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников
вредного воздействия на окружающую природную среду до устранения
обнаруженных недостатков в соответствии с предписаниями специально на
то уполномоченных органов Республики Бурятия в области охраныокружающей среды и санитарно - эпидемиологического надзора.
Глава VII. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СИТУАЦИИ)
Статья 26. Зоны чрезвычайного экологического положения
и зоны экологического бедствия
1. Зонами чрезвычайного экологического положения объявляются
участки территории Республики Бурятия, где в результате хозяйственной
или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения
окружающей природной среды, угрожающие здоровью населения и состоянию
естественных экологических систем.
2. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории
Республики Бурятия, где в результате хозяйственной или иной
деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды,
повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения,
нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических
систем.
3. В зоне чрезвычайного экологического положения (ситуации) и
экологического бедствия прекращается деятельность, отрицательно
влияющая на окружающую среду, приостанавливается или прекращается
работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов,
оборудования производств независимо от форм собственности и
ведомственной подчиненности, оказывающих вредное влияние на здоровье
человека и окружающую природную среду.
4. В целях эффективного реагирования на чрезвычайные
экологические положения (ситуации), вызывающие вредные последствия для
здоровья человека и окружающей природной среды, разрабатываются
местные и республиканские программы. Эти программы утверждаются
соответствующими органами местного самоуправления и Правительством
Республики Бурятия и предусматривают задания и мероприятия по
мобилизации сил и средств министерств, ведомств, предприятий,
учреждений, организаций независимо от форм собственности иведомственной подчиненности и специализированных служб для
предупреждения чрезвычайных положений и ликвидации их последствий.
5. Государственные органы по надзору за безопасным ведением работ
в народном хозяйстве совместно с государственными и республиканскими
органами охраны окружающей природной среды проводят систематические
проверки состояния объектов, связанных с возможностью вредного
воздействия на природу, и соблюдение последними соответствующих
нормативов и требований по их безопасной эксплуатации.
6. Народный Хурал Республики Бурятия, Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия по представлению специальных
уполномоченных на то государственных органов Республики Бурятия в
области охраны окружающей природной среды на основании заключения
Государственной экологической экспертизы вправе ходатайствовать передФедеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской
Федерации об объявлении зон чрезвычайного экологического положения и
экологического бедствия.
7. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайного
экологического положения и экологического бедствия производится, в
первую очередь за счет средств министерств и ведомств, предприятий,
учреждений, организаций независимо от форм собственности -
непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или
катастроф, а также за счет целевых бюджетных средств Российской
Федерации и Республики Бурятия.
Глава VIII. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
Статья 27. Природно - заповедный фонд Республики Бурятия
1. Государственные и республиканские природные заповедники,
включая биосферные заповедники, заказники, озеро Байкал с прилегающей
территорией, национальные природные парки, памятники природы, редкие
или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные,
отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации И
Красную книгу Республики Бурятия, обеспечиваются особой охраной
государства в интересах настоящего и будущих поколений людей.
2. Изъятие земель природно - заповедного фонда Республики Бурятия
для хозяйственной деятельности запрещено.
3. Режим природно - заповедного фонда и его составных частей
определяется законодательством Российской Федерации, Республики
Бурятия и настоящим Законом.
Статья 28. Государственные и республиканские
природные заповедники
1. Государственными и республиканскими природными заповедниками
объявляются навсегда изъятые из хозяйственного использования и не
подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом
природные комплексы (земля, недра, вода, растительный и животный мир),
имеющие природоохранительное и научное значение как эталоны
естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места
сохранения ареалов животного и растительного мира.
2. Республиканские природные заповедники образуются
Правительством Республики Бурятия по представлению Государственного
комитета Республики Бурятия по экологии и природопользованию с целью
охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства
растительного и животного мира, контроля за состоянием окружающей
природной среды.
3. На территории заповедника запрещается хозяйственная и иная
деятельность, противоречащая целям заповедника и причиняющая вред
окружающей природной среде.
4. Соблюдение режима охраны заповедника обеспечивается
специальными службами охраны.
Статья 29. Национальные природные парки
1. Национальные парки являются природоохранительными
учреждениями, территории которых предназначены для использования в
природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для
регулируемого туризма.
2. Земля, вода, недра, растительный и животный мир, находящиеся
на территории национальных парков, предоставляются в пользование
(владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральным
законом.
3. Для охраны и рационального использования природных ресурсов на
территориях национальных природных парков образуются зоны заповедного,
заказного режимов, рекреационного использования.
Вокруг парков создаются охранные зоны с ограниченным режимом
природопользования.
4. Предприятия и организации, земли которых включаются в состав
национального природного парка, осуществляют хозяйственную
деятельность, не противоречащую задачам национального природного
парка.
5. Соблюдение режима национального природного парка
обеспечивается службой его охраны.
Статья 30. Республиканские природные заказники
1. Республиканским природным заказником объявляется природный
комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизведения одних
видов природных объектов в сочетании с ограниченным и согласованным
использованием других видов природных объектов.
2. Природные заказники образуются Правительством Республики
Бурятия по представлению органов местного самоуправления с целью
сохранения и воспроизводства природных объектов, охраны естественных
ландшафтов, памятников природы.
3. На территории заказников запрещается хозяйственная или иная
деятельность, противоречащая положению о заказнике и причиняющая вред
окружающей природной среде.
4. Предприятия, учреждения, организации, принимающие участие в
создании заказника, или на территории которых он создан, обязаны
принимать меры по соблюдению установленного для заказника режима
охраны.
Статья 31. Озеро Байкал - как уникальный природный
объект на территории Республики Бурятия
На базе законодательства Российской Федерации, настоящего Закона
и норм допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал, с
учетом особенностей природного комплекса, социально - экономических
условий Байкальского региона и национальных природоохранных традиций
создаются правовые, экономические и организационные основы сохранения
озера Байкал. Настоящий Закон определяет направления и
функционирование нормативных актов, развивающих и конкретизирующих
регулирование отношений в области охраны природы, землепользования,
организации хозяйственной деятельности, эксплуатации и восстановления
природных ресурсов, развития социальной инфраструктуры и
финансирование природоохранной деятельности на территории бассейна
озера Байкал (в границах Республики Бурятия).
Статья 32. Памятники природы
1. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные
объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное,
историческое, эколого - просветительное значение и нуждающиеся в
особой охране.
2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы
согласно постановления Правительства Республики Бурятия.
3. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику
природы или ухудшающая его состояние.
4. Органы местного самоуправления, предприятия, организации,
учреждения независимо от форм собственности и ведомственной
подчиненности, на территории которых имеются памятники природы, несут
полную ответственность за их состояние и охрану.
Статья 33. Охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения растений и животных
1. Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения
животных и растений и сохранения биоразнообразия учреждается "Красная
книга" Республики Бурятия.
2. Растения и животные, занесенные в "Красную книгу", повсеместно
подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается
деятельность, ведущая к сокращению их численности и ареала, ухудшающая
среду их обитания.
3. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения,
организации независимо от форм собственности и ведомственной
подчиненности, граждане и иные землепользователи, имеющие на
принадлежащем им на правах собственности или арендуемом земельном
участке растения или животных, занесенных в "Красную книгу", обязаны
принимать необходимые меры по их охране и воспроизводству.
4. Порядок охраны растений и животных, занесенных в "Красную
книгу", определяется законодательством Республики Бурятия.
Статья 34. Охрана природы курортных, лечебно -
оздоровительных и "зеленых" зон
1. Курортными и лечебно - оздоровительными зонами признаются
особо охраняемые территории и участки водного пространства, обладающие
природными лечебными свойствами, минеральными источниками,
климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения и
профилактики заболеваний.
2. С целью сохранения природных и лечебных свойств курортных и
лечебно - оздоровительных зон, предохранения их от порчи, загрязнения
и преждевременного истощения вокруг них устанавливаются округа
санитарной охраны, в пределах которых запрещается проведение работ,
загрязняющих почву, водные источники, воздух, недра, причиняющих вред
лесам и иной растительности и животному миру и отрицательно влияющих
на лечебные свойства и санитарное состояние особоохраняемых
территорий.
3. Порядок объявления территорий природными и лечебно -
оздоровительными зонами, режим их использования и охраны определяются
законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
4. Вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные
лесопарковые и "зеленые" зоны, выполняющие защитные, санитарно -
гигиенические и рекреационные функции, хозяйственная деятельность в
которых запрещается.
Глава IX. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Статья 35. Основные задачи экологического контроля
Экологический контроль на территории Республики Бурятия
осуществляется за:
- состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под
влиянием хозяйственной и иной деятельности;
- выполнением планов, мероприятий, экологических
природоохранительных программ;
- рациональным использованием природных ресурсов;
- соблюдением нормативов качества окружающей природной среды;
- соблюдением нормативов сбросов, выбросов, загрязняющих веществ
и размещения отходов;
- оздоровлением окружающей природной среды;
- соблюдением природоохранительного законодательства.
2. Система экологического контроля состоит из государственной и
республиканской служб наблюдения за состоянием окружающей природной
среды, государственного, производственного и общественного контроля и
организаций экологического контроля за состоянием окружающей природной
среды.
3. Деятельность республиканской службы наблюдения за состоянием
окружающей природной среды и органов республиканского экологического
контроля регламентируется законодательством Республики Бурятия и
настоящим Законом.
Статья 36. Полномочия органов государственного
экологического контроля
1. Должностные лица республиканских органов государственно -
экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в
установленном порядке:
- посещать предприятия, организации, учреждения независимо от
форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные
объекты Минобороны, органов внутренних дел, знакомиться с документами,
анализами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных
обязанностей;
- составлять по результатам проверок акты, давать обязательные
для выполнения предписания по устранению выявленных нарушений
природоохранительного законодательства;
- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении
работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности,
причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью человека;
- привлекать в установленном порядке виновных лиц к
административной ответственности, направлять материалы о привлечении
их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за
нарушение природоохранительного законодательства, невыполнение
предписаний;
- предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного окружающей
природной среде или здоровью человека нарушениями
природоохранительного законодательства;
- выдавать разрешения (лицензии) на природопользование, выбросы
(сбросы), размещение производственных и бытовых отходов;
- принимать решения об изъятии разрешений (лицензии) при
несоблюдении экологических требований, указанных в разрешении
(лицензии);
- давать указания о проведении Государственной экологической
экспертизы по размещению, проектированию, строительству, реконструкции
и вводу в эксплуатацию объектов, иных сооружений, оказывающих влияние
на окружающую природную среду и здоровье человека;
- давать указания банковским учреждениям о прекращении
финансирования деятельности предприятий, организаций и учреждений,
грубо нарушающих природоохранное законодательство, невыполняющих
требований Государственной экологической экспертизы.
2. Решения специально уполномоченных органов государственного
экологического контроля обязательны для исполнения всеми
министерствами, предприятиями, учреждениями, организациями,
акционерными обществами независимо от форм собственности, должностными
лицами и гражданами.
3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение решений специально
уполномоченных органов государственного экологического контроля
юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с
настоящим Законом.
4. Решения специально уполномоченных органов государственного
экологического контроля могут быть обжалованы в судебном порядке.
Глава X. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ,
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья 37. Экологическое воспитание, образование
В целях повышения экологической культуры общества и
профессиональной подготовки специалистов во всех дошкольных, средних и
высших учебных заведениях, независимо от их профиля, устанавливается
система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического
воспитания и образования по программам Министерства образования, по
делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия.
В специальных средних и высших учебных заведениях в соответствии
с их профилем предусматривается преподавание специальных курсов по
охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.
Должностные лица, специалисты министерств и ведомств,
предприятий, учреждений и организаций, граждане, связанные с
деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную
среду и здоровье человека на территории Республики Бурятия, обязаны
иметь необходимую экологическую подготовку, с учетом которой
осуществляется их назначение на должность, проводится аттестация и
переаттестация работников.
Распространение экологических и эколого - правовых знаний
осуществляется государственными органами, профессиональными союзами
Республики Бурятия, общественными объединениями, средствами массовой
информации в целях воспитания бережного отношения к природе,
рационального использования ее ресурсов.
Статья 38. Научные экологические исследования
Государственные органы Республики Бурятия, министерства и
ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают
и утверждают комплексные мероприятия и планы научных исследований в
области охраны и оздоровления окружающей природной среды,
рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и
создают необходимые условия для эффективных экологических исследованийи внедрения полученных результатов.
Специалисты научных учреждений республики участвуют в разработке
и реализации экологических программ, проектных работах, дают
заключения по экологической экспертизе проектов, содействуют решению
практических задач рационального природопользования и охраны
окружающей природной среды, несутответственность за научные
результаты своих разработок.
Глава XI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 39. Разрешение споров в области охраны
окружающей природной среды между предприятиями,
учреждениями и гражданами
Споры в области охраны окружающей природной среды между
предприятиями, учреждениями, организациями разрешаются органами
местного самоуправления либо республиканскими органами экологического
контроля в порядке, установленном законодательством республики.
Споры об охране окружающей природной среды с участием граждан
подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Имущественные споры, связанныес возмещением вреда, причиненного
окружающей природной среде и здоровью человека, разрешаются в судебномпорядке.
Глава XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Статья 40. Ответственность за экологические правонарушения
За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут
дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско - правовую и
материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации
независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности -
административную и гражданско - правовую ответственность в
соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами
Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 41. Дисциплинарная ответственность
за экологические проступки
Должностные лица и иные, виновные в экологических правонарушениях
работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с
Положениями, Уставами, правилами внутреннего распорядка предприятий и
организаций и другими нормативными актами, несут дисциплинарную
ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы
и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение
нормативов качества окружающей природной среды и требований
природоохранительного законодательства с учетом их трудовых функцийили должностного положения.
Статья 42. Материальная ответственность должностных лиц
и иных работников, виновных в причинении вредаэкологическими правонарушениями
Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие,
учреждение или организация понесли расходы по возмещению вреда,
причиненного экологическими правонарушениями, несут материальную
ответственность в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 43. Административная ответственность
за экологические правонарушения
Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения,
организации, виновные в совершении экологических правонарушений, несут
административную ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Статья 44. Уголовная ответственность
за экологические преступления
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических
преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на
установленный в Республике Бурятия экологический правопорядок,
экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей
природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность,
предусмотренную Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Глава XIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
Примечание. Глава 13 признана противоречащей федеральному
законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением
Верховного Суда РБ от 22.11.2001.
Глава XIV. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ
Статья 50. Экологическое страхование
1. Экологическое страхование проводится с целью обеспечения
страховой защиты материальных интересов юридических и физических лиц в
виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых в
результате загрязнения окружающей среды авариями и неблагоприятными
природными явлениями.
2. Экологическое страхование проводится в виде:
- страхования ответственности за материальный ущерб, нанесенный
загрязнением окружающей среды в результате аварийных воздействий;
- страхования убытков, образующихся в результате аварийного
(внезапного, непреднамеренного) загрязнения среды.
3. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на
территории Республики Бурятия, связанную с повышенной опасностью,
обязаны осуществлять страхование для компенсации в случае
необходимости ущерба на сумму, устанавливаемую в зависимости от
пределов ответственности для данного вида деятельности.
4. Добровольное экологическое страхование осуществляется на
условиях и в пределах прав, предоставляемых законодательством
Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
5. Перечень видов деятельности, подлежащих экологическому
страхованию, определяется при обязательном экологическом страховании в
отрасли, на территории или предприятии комиссией по экологическому
аудированию, при добровольном - договором экологического страхования.
Статья 51. Экологическое аудирование
1. Экологическое аудирование представляет собой независимую,
систематическую, документированную и объективную проверку текущей
деятельности предприятия, учреждения, организации, систем управления
процессами и оборудованием, предназначенными для предотвращения
воздействия на окружающую среду.
2. Экологическое аудирование осуществляется хозяйствующим
субъектом за счет собственных или привлекаемых средств с целью
предупреждения нарушения им экологических требований и условий.
3. Нормативно - методическое обеспечение экологического
аудирования осуществляется специально уполномоченными государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Глава XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 52. Принципы международного и межрегионального
сотрудничества в области охраны окружающей природной среды
Республика Бурятия исходит в своей политике в области охраны
природы из необходимости обеспечения всеобщей экологической
безопасности и развития международного и межрегионального
природоохранительного сотрудничества в интересах настоящего и будущего
поколений и руководствуется следующими принципами:
- каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных
экологических условиях;
- каждое государство и субъект Российской Федерации имеет право
на использование природы и природных ресурсов для целей развития и
обеспечения нужд своих граждан и лиц, проживающих на их территории;
- социально - экономическое и экологическое благополучие одного
государства и субъекта Российской Федерации не может обеспечиваться за
счет других государств и субъектов Российской Федерации или без учета
их интересов в охране окружающей природной среды;
- хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории
государства и субъекта Российской Федерации, не должна наносить ущерб
окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его
юрисдикции;
- недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности,
экологические последствия которой непредсказуемы;
- установление контроля на государственном и республиканском
уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и
природных ресурсов на основе международно признанных критериев и
параметров;
- обеспечение международного и межрегионального обмена научно -
технической информацией по проблемам окружающей природной среды и
передовых природосберегающих технологий;
- оказание межгосударственной и межрегиональной помощи в
чрезвычайных экологических положениях (ситуациях);
- решение спорных вопросов, связанных с проблемами окружающей
природной среды, должно решаться путем переговоров.
Статья 53. Международные договоры в области
охраны окружающей природной среды
Международные договоры в области охраны природы заключаются в
соответствии с нормами международного права и действуют на всей
территории Республики Бурятия.
Статья 54. Обязанности иностранных юридических лиц
и граждан, лиц без гражданства по соблюдению
природоохранительного законодательства
Республики Бурятия
Иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства
обязаны на территории Республики Бурятия соблюдать требования
настоящего Закона, иных законодательных актов Российской Федерации и
Республики Бурятия и несут ответственность за их нарушение.
Глава XVI. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент Республики Бурятия
Л.В. ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
24 сентября 1996 г.
N 368-I