Модуль 2: Методологические основы педагогического исследования | |
План
1. Логическая
структура педагогического исследования
2. Методологический аппарат педагогического исследования
3. Разработка программы исследования
Литература:
1. Бережнова, Е.В.. Основы
учебно-исследовательской деятельности студентов/ Е.В.Бережнова, В.В. Краевский.
- М., 2005. – 128 с.
2. Загвязинский, В.И.
Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И.
Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.
3. Краевский, В.В. Методология
педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.В.
Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
4. Педагогика: Учеб. пособие
для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.,
1998. - Гл. 2. Методология и методы педагогических исследований - 1989
5. Резникова, Ю.Г. Выпускная квалификационная работа по
педагогике /Ю.Г. Резникова. – Улан-Удэ, 2005. – 50 с.
1. Логическая структура педагогического
исследования
В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают следующее определение понятия методология
педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах
объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования
или совершенствования системы обучения и воспитания.
По сути дела, методология педагогики отражает логику
открытия, научно-педагогического знания, то есть последовательность
исследовательских шагов, которые должны привести к получению нового научно-педагогического знания.
В.И.Загвязинский, Р.Атаханов выделяют три этапа
конструирования логики исследования: постановочный,
собственно-исследовательский, оформительско-внедренческий.
- Постановочный этап – это этап от выбора темы до
определения задач и гипотезы исследования, осуществляется по общей для всех
этапов исследований логической схеме
(проблема – тема – объект – предмет – научные факты – идея, замысел
исследования – гипотеза - задачи).
- Собственно-исследовательский этап представляет собой
этап, логическая схема выполнения которого дана лишь общем, неоднозначном виде (отбор методов – проверка гипотезы –
конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение –
построение заключительного вывода).
- Оформительско-внедренческий – это заключительный этап,
предполагающий апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности),
оформление работы (отчеты, доклады, книги. Диссертации, рекомендации, проекты)
и внедрение результатов в практику.
Необходимо отметить, что логика каждого исследования
специфична, своеобразна. Поэтому в каждом исследовании необходимо найти один из
оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из
характера проблемы, предмета и задач исследования и других факторов, а также
определить логику и характер изложения.
В исследовании выделяются методологическая и процедурная
части. Методологическая часть (методологический аппарат) включает в себя
определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнение терминологии,
формулировку цели, задач, гипотез; процедурная — составление плана исследования,
описание методов и техники сбора данных, описание экспериментальной работы.
2. Методологический аппарат
педагогического исследования
Рассмотрим на примерах студенческих выпускных
квалификационных работ правила, которых необходимо придерживаться при
составлении методологического аппарата исследования.
Исследовательская работа начинается с выбора объектной
области исследования. В образовательной системе в качестве таких сфер
выступают интеллектуальное воспитание,
познавательная деятельность школьников, педагогической общение и др. Выбор
объектной области определяется такими факторами, как ее значимость, новизна, наличие
нерешенных проблем.
В условиях модернизации отечественной системы образования,
поиска путей совершенствования организации образовательного процесса актуальных направлений для выполнения педагогических
исследований достаточно много, например,
разработка инновационных технологий обучения и воспитания, выстраивание
социального партнерства в образовательном пространстве и т.п. Актуальность
исследования отражает степень
его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед
исследователем проблемы, вопроса или задачи.
Запускным
механизмов выполнения исследовательской работы является проблема. Проблема часто отождествляется с вопросом,
представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного.
Ставя проблему, нужно ответить на
вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».
Научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая
разрешения. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения
практики и научной литературы, выявления противоречий.
Проблема исследования может быть сформулирована в
результате анализа научной литературы. Если
удается определить, какие теоретические положения и практические
рекомендации уже наработаны в интересующей
области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь
часть темы, существенные и недостаточно
изученные вопросы.
Источником проблемы обычно являются затруднения, возникающие в практике. Сформулировать
проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить
то, что уже известно, и что еще пока не известно в науке о предмете
исследования.
Например, в работе студентки факультета иностранных языков Л.Б.
Бахтиной проблема сформулирована следующим образом: «Анализ
научно-педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что, несмотря на довольно большое количество
исследований, посвященных проблеме общения, не все ее теоретические аспекты
разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема
формирования коммуникативной культуры учащихся, которая обусловлена
противоречиями:
·
между
требованиями общества к культуре личности и существующим характером обучения и
воспитания детей в средней школе;
·
между
изменяющейся социокультурной ситуацией и уровнем подготовленности школьников к
межкультуному общению.
Важность и
актуальность исследуемой проблемы послужили основанием для определения темы
исследования «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений
подростков».
Заключенное в проблеме противоречие отражает тема, ее формулировка одновременно
уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более
конкретизированными. Формулируя тему,
автор размышляет над тем, как
назвать научную работу. Выбор темы осуществляется исходя из интереса
исследователя к проблеме, возможности
получения конкретных практических данных, а также наличия специальной научной
литературы. Тема во многом определяет содержание дальнейшей работы. Она должна
представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой
области. Другими словами, тема - это
содержание работы, заключенное в одной фразе. Например:
·
«Игровая технология в коррекции
неуспеваемости младших школьников»;
·
«Педагогическая поддержка самопознания
подростков»;
·
«Формирование у старшеклассников
готовности к профессиональному самоопределению»;
·
«Развитие у подростков социально-ценных
личностных качеств»;
·
«Совершенствование физического развития
детей средствами бальных танцев».
Формулировка
темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает
рамки исследования, конкретизирует основной замысел.
Исследователю необходимо обосновать актуальность
решения выбранной проблемы, темы исследовательской работы. Под актуальностью
исследования работы понимается новизна и значимость поставленных в ней
вопросов, «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «какой
интерес для педагогической науки и практики представляет выбранная тема
исследования?».
Исследователю
необходимо обосновать своевременность решения выбранной проблемы, доказать, что
именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно
она самая насущная, показать, как другие
исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть
проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но
достаточно убедительным.
Пример
того, как прописана актуальность исследования в работе С.Иванченко «Организация
социального компонента образовательной среды школы»: «Как известно, любое
социально-педагогическое явление развивается под влиянием тех или иных условий.
Одним из важнейших условий развития ребенка является среда, т.е. окружающее
человека социальное и культурное пространство, где происходят процессы
социализации, становление индивидуальности каждого ребенка, актуализация его
потенциальных возможностей, влияние на его мотивацию и интересы. Для
большинства педагогических теорий традиционно рассмотрение ведущей роли общественной среды в развитии и
воспитании человека (А. Дистервег, А.С. Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и
др.) Особое отношение к роли среды в
воспитании детей прослеживалось в отечественной педагогике советского
периода. В основу принятой в то время
парадигмы легла идея социальной обусловленности развития личности ребенка
(А.Б.Залкинд, А.С.Залужный, С.С.Моложавный и др). Довольно четко в связи с этим определились
научно-методические подходы к организации, так называемого, авторитарного образования
детей с учетом воздействия социально-педагогической среды как основного фактора
в развитии ребенка.
Современная,
ориентированная на личность, педагогика делает попытку отойти от представления
о том, что среда оказывает однонаправленное
воздействие на детей. В своих исследованиях Н.Б.Крылова отмечает, что
среда может быть оптимально благоприятной, «тепличной», нейтральной, или враждебной
для ребенка. В связи с тем, что сегодня укрепляются позиции гуманистического
образования, появляются задачи проектирования новой среды как пространства,
адекватного новым современным потребностям детей. Необходима разработка гибкого
средового подхода, ориентированного не столько на предметный мир, сколько на
развитие мира коммуникаций и взаимоотношений в образовательных системах.
Еще в начале века выдающийся польский ученый Я.Корчак сделал попытку определить типологию образовательной среды и определить наиболее благоприятную для развития учащихся. Большое внимание организации образовательной среды для творческого развития детей уделял В.А.Сухомлинский. В современный период проблемой разработки научных основ организации образовательной среды занимаются Г.А.Ковалев, А.В.Мудрик, Н.Е.Щуркова, В.А. Ясвин и др. В своих работах они рассматривают образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Структура среды школы представлена тремя компонентами: пространственно-предметным, социальным компонентом (личностными особенностями взаимодействия) и психодидактическим. Необходимым условием становления активной, самостоятельной, свободной личности является, по их мнению, благоприятная, психологически комфортная среда школы. Одним из критериев продуктивной образовательной среды школы является переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса, преобладающее позитивное настроение, взаимопонимание между субъектами образовательного процесса.
Другими словами, ученые считают, что именно благоприятный психологический климат является показателем продуктивности образовательной среды. Проблема формирования благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе школы в психолого-педагогической науке разработана достаточно подробно (И.А.Зимняя, Г.И.Щукина, Н.Е.Щуркова и др.) Однако работ по исследованию влияния отдельных компонентов образовательной среды на благоприятный психологический климат школы мы не обнаружили. Мы полагаем, что позитивные изменения, вносимые в один из компонентов школьной среды, повлекут изменения в общей атмосфере учебного заведения. Среди указанных компонентов наиболее существенное влияние, на наш взгляд, оказывает организация социального компонента».
Следующим шагом
является определение объекта, предмета исследования.
Объект исследования в педагогике - это некий процесс или явление,
на которые обращено внимание исследователя. В данной интерпретации объект исследования близок по своей сути
объектной области исследования. Поэтому объект
определяют нередко как область поиска, то, на что направлено
исследование. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «что
исследуется? Какой процесс или явление?».
Объект педагогического исследования очевидно
находится в рамках целенаправленного учебно-воспитательного процесса. Например,
·
тема исследования «Психодрама
как средство формирования коммуникативных умений у подростков», объект
сформулирован как «коммуникативный опыт
подростков»;
·
тема «Развитие ценностных ориентаций у старшеклассников». Объект –
«нравственное воспитание старших школьников»;
·
тема «Проект как средство развития познавательного интереса у
старшеклассников на уроках иностранного языка». Объект – процесс развития
познавательного интереса у учащихся.
·
тема «Формирование готовности старшеклассников к профессиональному
самоопределению». Объект исследования – «профессиональное самоопределение
школьников»;
·
тема «Индивидуальный подход к учащимся в системе разноуровневого
обучения». Объект исследования – «формы
внутренней дифференциации»;
Предмет исследования — это определенный аспект изучения объекта.
Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования.
Как правило, объект и предмет исследования
соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком
определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах
объекта.
Предмет исследования –
это отдельный аспект объекта, точка зрения,
с которой рассматривается объект. В виде вопроса его можно сформулировать
следующим образом: «как рассматривается объект, какие отношения, свойства,
функции объекта раскрывает данное исследование?». Предмет – это то, что
находится в границах объекта. Именно на предмет исследования направлено
основное внимание студента, предмет исследования в конечном итоге определяет
тему выпускной работы. Например,
·
в работе «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у
подростков» объектом исследования является «коммуникативный опыт
подростков», предметом - «процесс
развития коммуникативных умений у учащихся 9-го класса средствами психодрамы»;
·
тема исследования «Развитие творческой активности младших школьников
средствами игровой технологии». Объект исследования – развитие творческой
активности школьников в учебно-воспитательном процессе. Предмет исследования –
процесс развития творческой активности младших школьников в игровой технологии;
·
Объект исследования – приобщение школьников к народному творчеству в
образовательном процессе общеобразовательной школы. Предмет – процесс
приобщения младших школьников к народному музыкальному творчеству во внеурочное
время.
·
Объект – творческая активность учащихся. Предмет – развитие творческой
активности старшеклассников средствами учебно-исследовательской работы.
Целенаправленность - важнейшая
характеристика деятельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень
важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его
цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и
анализ, и фантазия, и интуиция исследователя.
Таким образом, цель
педагогического исследования — это результат предвидения, основанного на сопоставлении
педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и
явлений действительности. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении
исследования, некоторый образ будущего.
Точно и понятно сформулированная тема
исследования облегчает определение цели
работы. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой результат он намерен получить, каким этот
результат будет? Цель – это и
конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска.
Цель формулируется кратко, в самом
обобщенном виде, но должна точно
выражать, что намеревается сделать исследователь. Например:
·
в работе
«Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у
подростков» цель сформулирована следующим образом: выяснить возможности
психодрамы в формировании коммуникативных умений у подростков;
·
цель исследования «Педагогическая игра в развитии самооценки у подростков»: разработать комплекс игровых занятий для
развития адекватной самооценки у детей;
·
работа «Проект как средство развития
познавательного интереса у старшеклассников на уроках иностранного языка» была направлена на достижение следующей цели:
«определить эффективность проектной
технологии в развитии познавательных интересов учащихся».
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация
общей цели в системе исследовательских задач.
Задачи исследования — это те действия, которые необходимо
выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для
проверки сформулированной гипотезы исследования.
Среди значительного количества задач В.И. Загвязинский, Р.
Атаханов предлагают различать
три группы задач педагогического исследования:
- историко-диагностическую, связанную с изучением истории и
современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий,
общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
- теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру,
сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;
- практически-преобразовательную, направленную на
разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации
педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку
практических рекомендаций.
Другие, более частные задачи относят чаще всего в качестве
подзадач к основным.
Последовательность решения задач исследования
определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном
из параграфов работы. Например, в работе «Психодрама как средство развития
коммуникативных умений подростков» были
поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме и разработать номенклатуру коммуникативных умений для
учащихся 9-го класса.
2.
Определить возможности психодрамы в
формировании коммуникативного опыта.
3.
Разработать содержание занятий на основе
психодрамы для учащихся 9-го класса.
4. Экспериментально
проверить влияние психодрамы на формирование и коррекцию коммуникативных умений
подростков.
В процессе разработки системы задач необходимо определить,
какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие —
модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец,
какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном
исследовании.
Определив объект и предмет исследования, его
цель, необходимо сформулировать идею,
замысел, гипотезу.
Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный
процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция,
мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исходному
факту, фиксирующему существующую, но не удовлетворяющую нас ситуацию.
По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки
существующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая
зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.
Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуществления.
Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к
цели. Такое мысленное предвосхищение и приводит к гипотезе-предположению.
Гипотеза исследования - утверждение,
предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства.
Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Чтобы
выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте.
К научной гипотезе предъявляются два основных требования: она
не должна содержать понятий, которые не уточнены; она должна быть проверяема
при помощи имеющихся методик.
Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипотеза —
это временное предположение для систематизации имеющегося фактического
материала, а научная гипотеза создается, когда накоплен значительный
фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения,
которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии.
То, что содержится в
гипотезе, должно быть доказано всем содержанием работы и отражено в выводах и
заключении. Например: в работе
«Активизация познавательной деятельности учащихся старших классов» гипотеза
сформулирована так: «Познавательная деятельность старшеклассников будет более
активной, если учебный процесс будет
построен на ситуациях «свободного выбора; учителем будут использованы
интерактивные методы обучения: дискуссия, ролевая игра, проект».
Выдвижение идеи, претворение
ее в замысле, а затем развертывание в гипотезу и представляет собой самый сложный,
творческий элемент исследования, его творческое ядро.
В
основе любой научной работы лежат концептуальные, исходные положения, на основе
которых изучается объект, т.е. методологическая основа. Методологическое значение имеют концепции, теории, крупные работы
ученых-теоретиков, методологов отечественной педагогики, которые берутся в качестве
основы исследования.
В
работе «Формирование у школьников готовности к самостоятельной работе» сформулировано так: «Методологической основой
исследования явились важнейшие философско-психологические положения о
творческой деятельностной сущности личности, ее субъектной сущности (Ананьев
Б.Г., Асмолов А.В., Леонтьев А.Н., Резвицкий И.И., Рубинштейн С.Л. и др.), а
так же положения психологии и педагогики, раскрывающие закономерности и
принципы самостоятельной работы (Голант Е.Я., Есипов Б.П. и др.), ее
методические аспекты (Загвязинский В.И., Пидкасистый П.И. и др.)
В
работе «Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой
технологии» методологическую основу исследования составляют: концептуальное
понимание личности как творческого субъекта, преобразующего мир и человеческие
отношения; индивидуальный и системный подходы, позволяющие изучить динамику
интеллектуально- творческого развития личности; личностно-деятельностный
подход, позволяющий рассматривать влияние технологий обучения и воспитания на
творческий рост личности».
Важно
определить, какими методами будет
пользоваться исследователь в
своей работе. Методы исследования
- способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной
цели. С помощью определенных методов исследователь получает необходимую
информацию об изучаемом предмете. Выбор
методов исследования определяется характером выполняемой работы. Например, «В
работе использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга
методов исследования: теоретические методы: анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: обсервационные
(наблюдение, самооценка), диагностические (тесты, анкеты, анализ результатов
деятельности школьников); экспериментальные (констатирующий, формирующий
эксперименты); методы обработки данных: метод математической статистики.
3. Результаты исследования и
способы их описания.
Результатом исследовательской деятельности, как было
сказано выше, является научное знание, то есть знание описательное (описывается
исследуемое явление или процесс), объяснительное (объясняются закономерные
связи, свойства исследуемого явления или процесса), доказательное (доказывается
истинность, достоверность полученных результатов).
После завершения работы, при осмыслении и оценке ее
результатов, исследователю предстоит ответить на вопрос: в чем состоит значение
его результатов для науки и практики.
То есть основными характеристика полученных в ходе
исследования результатов, то есть научных знаний, является их теоретическая и
практическая значимость.
Значение исследования – это не столько значение для самого
исследователя, который провел работу, сколько значение полученных им
результатов для педагогической науки и практики.
Теоретическая значимость
отражает возможные перспективы использования полученных результатов для
дальнейшей работы, для решения других проблем.
Теоретическая значимость выполненного исследования «Исследовательское
обучение одаренных подростков» определена следующим образом: «полученные результаты расширяют представления
о процессах организации образовательной деятельности одаренных детей».
Практическая
значимость
заключается в том, какие конкретные результаты, полученные в ходе
работы, можно использовать в педагогической практике.
Описывая практическую значимость исследования, необходимо обозначить раздел практической
педагогической деятельности, в котором полезно применить результат исследования
для исправления конкретного недостатка.
Например,
·
«Разработанная и апробированная программа развития общеучебных умений
учащихся может быть использована учителями общеобразовательных школ для
коррекции неуспеваемости младших школьников».
·
«Разработанные автором рекомендации по эффективному использованию игровой
педагогической технологии могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы»
·
Практическая значимость исследования
определяется возможностью применения его результатов в практике общеобразовательной
школы»
В.В. Краевский, Е.В.Бережнова обращают внимание на тот факт,
что к двум характеристикам исследования — его значения для науки и для
практики — приходится обращаться, по меньшей мере, дважды - в начале и в конце
пути. На первой стадии исследования в общем виде определяется значение для
науки и практики его предполагаемых результатов, и делается это не специально,
не отдельно, а в связи с разграничением практической задачи и научной проблемы
при определении темы и цели работы. На этой стадии выделять подобные
предварительные представления в явном виде как отдельные характеристики и
отводить для них специальные рубрики нелогично. Делать это нужно на
заключительной стадии, когда уже получены новые результаты и нужно подумать о
том, как ими распорядиться. Здесь определение должно быть явным, содержательным
и конкретным. Необходимо показать, для какого участка науки и практики имеет
значение полученный результат, и в каком отношении новые знания совершенствуют
этот участок.
Таким образом, в рамках представленного
материала, мы рассмотрели логическую структуру, методологический аппарат
исследования на примере выполненных студенческих выпускных квалификационных
работ.
Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна