Модуль 2: Методологические основы педагогического исследования | |
Задание 1:
Проанализируйте
приведенный в хрестоматийном блоке текст (отрывок статьи вице-президента
Российской академии образования Д.И.Фельдштейна) и ответьте на вопросы:
·
какие направления
психолого-педагогических исследований представляют актуальность?
·
какие проблемы в
настоящее время призвана решать педагогическая наука.
Задание 2:
Выясните, что общего в лингвистическом
звучании тем
1. «Образовательное пространство как фактор
социального воспитания школьников» / «Научно-исследовательская работа как
условие развития творческой индивидуальности старшеклассника».
2. «Развитие у подростков культуры
умственного труда» / формирование у старшеклассников исследовательского опыта
во внеурочной деятельности.
3. «Педагогические условия развития
познавательной самостоятельности подростков» / «Педагогические условия
формирования у младших школьников познавательного интереса».
Задание 3:
Найдите и исправьте ошибки в формулировках тем курсовых
работ.
- Патриотическое воспитание подростков.
- Игра как средство воспитания школьников.
- Педагогически основы адаптации первоклассников.
Задание 4:
Изучите фрагменты авторефератов,
обратите внимание на то, как формулируется методологический аппарат
педагогического исследования.
Проанализируйте план и методологический аппарат
исследования. Определите, как взаимосвязаны элементы методологического
аппарата и структура исследования? Аргументируйте свою позицию.
1) Калашникова
Т.А. Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего
подросткового возраста. Автореф. Дис. .. канд.пед.наук. Москва,
1994. – 17 с.
Трудности учителей средней школы в работе с младшими
подростками, недостаточность теоретической и методической разработанности
проблемы обусловили выбор темы
диссертационного исследования: "Дидактические
основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового
возраста".
Исходя из вышеизложенного мы сформулировали цель исследования: определить возможные виды дифференцированного
обучения для школьников младшего подросткового возраста и разработать дидактические
ориентиры для формирования соответствующих классов и организации учебного
процесса.
Объектом исследования является организация дифференцированного
обучения школьников, а предметом -
дидактические основания дифференцированного обучения школьников, младшего
подросткового возраста, сгруппированных на основе психофизиологических особенностей.
Гипотеза исследования: Если при формировании классов и проведении
учебно-воспитательной работы с учащимися младшего подросткового возраста
учитывать их психофизиологические особенности / степень выраженности силы
нервной системы, скорость протекания мыслительных процессов/, то такая
организация учебно-воспитательного процесса облегчает выбор оптимального темпа
изучения учебной программы, наиболее приемлемых приемов учебной работы;
планирование опроса и самостоятельной деятельности учащихся, варьирование
объема домашних заданий, что может способствовать созданию комфортных условий
для учебной работы, быстрой адаптации детей к условиям средней школы,
преодолению трудностей, обусловленных возрастными изменениями психики.
Задачи
1. Раскрыть состояние проблемы организации
диффэренцарованного обучения детей в науке и практике.
2. Выделить основные психологические характеристики детей
младшего подросткового возраста /на основу обобщения результатов
психолого-педагогических исследований, которые целесообразно учитывать при
выборе определенного вида дифференциации и подобрать необходимые методики для
организации гомогенных классов.
3. Разработать дидактические ориентиры обучения младших подростков,
дифференцированных на основе психофизиологических особенностей.
4. Организовать поисковый эксперимент с
целью проверки выдвинутых предположений.
Закончите предложения.
2) Калинина
Людмила Ивановна Дидактические требования к вопросам учителя при организации
познавательной деятельности учащихся. Автореф. Дис. .. канд.пед.наук. Москва,
1991. - 16 с.
Проблема исследования
__________________________________.
Объект исследования - организация познавательной деятельности
учащихся.
Предмет исследования - дидактическое обоснование конструирования
вопросов учителя, которые рассматриваются как один из способов организации
познавательной деятельности учащихся,
Цель исследования состояла в научном обосновании дидактических
требований к вопросам учителя, в разработке путей совершенствования
конструирования вопросов учителя как средства стимулирования познавательной
деятельности учащихся.
Гипотеза исследования. Если вопросы учителя при организации
познавательной деятельности учащихся будут отвечать научно обоснованным
требованиям к их построению и применению, которые учитывают функциональную
направленность, функциональное разнообразие, логическое осмысление структуры
вопроса и разнообразие их логических структур, взаимосвязь с содержанием
учебного материала, то это будет способствовать эффективному включению
школьников в познавательный процесс, обеспечению их активного участия в нем, и
как следствие - более прочному и глубокому усвоению ими основ наук.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить место вопросов учителя в ходе организации
познавательной деятельности учащихся.
2. Выявить дидактические функции вопросов учителя в процессе
организации познавательной деятельности учащихся.
3. Разработать дидактические требования к вопросам учителя:
а) вытекающие из их функций в ходе организации познавательной
деятельности учащихся;
б) исходя: из теоретического осмысления логической структуры
вопроса.
3) Чикишева
Анастасия Сергеевна Исследовательская деятельность студента колледжа как фактор
его личностно-профессионального становления. Хабаровск, 2006.-22 с.
Изучение влияния исследовательской деятельности студента
колледжа на его личностно-профессиональное становление как будущего специалиста
актуальна в социальном, теоретическом и практическом планах. С одной стороны,
в науке созданы определенные предпосылки для системного анализа взаимосвязи
между исследовательской деятельностью студента колледжа и его
личностно-профессиональным становлением, с другой стороны, анализ научной
литературы и опыта профессиональной подготовки студентов средних специальных
учебных заведений свидетельствует о наличии противоречий:
- между современными социальными ожиданиями от специалиста
среднего звена и практикой его подготовки;
- между потребностью педагогической науки и практики в
теоретическом осмыслении роли исследовательской деятельности в развитии и
саморазвитии личности и недостаточной разработанностью вопроса о влиянии
исследовательской деятельности студента колледжа на его
личностно-профессиональное становление;
- между потребностью среднего профессионального образования
использовать возможности исследовательской деятельности студента колледжа для
стимулирования его личностно-профессионального становления и
неразработанностью необходимых для этого условий и технологий в ходе
профессиональной подготовки специалиста.
Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему
диссертационного исследования, заключающуюся ________.
Социальная и практическая актуальность проблемы, ее
недостаточная разработанность в теории обусловили выбор темы исследования: «Исследовательская
деятельность студента колледжа как фактор его личностно-профессионального становления».
Объект исследования - ____________________________________.
Предмет исследования - ____________________________________.
Цель исследования: ________________________________________.
В соответствии с поставленной целью в исследовании
ставились следующие задачи:
- выявить философские смыслы и психологические механизмы
личностно-профессионального становления будущего специалиста;
- разработать базовые теоретические положения,
обосновывающие влияние исследовательской деятельности студента колледжа на его
личностно-профессиональное становление;
- определить и экспериментально обосновать педагогические
условия, повышающие эффективность влияния исследовательской деятельности
студента колледжа на его личностно-профессиональное становление.
В основу исследования положена гипотеза.
Исследовательская деятельность студента колледжа способна
стать значимым фактором его личностно-профессионального становления, так как
учит выявлять и решать проблемы, актуализирует развитие важных личностных и
профессиональных качеств, формирует смыслы и опыт саморазвития как личности и
профессионала.
Влияние исследовательской деятельности на
личностно-профессиональное становление студента в образовательном процессе
колледжа будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:
- обучении студента научным методам познания и технологии
решения исследовательских проблем;
- помощи студента в
понимании ценности познания мира, себя и профессии;
- создании исследовательско-творческой среды колледжа,
побуждающей студента к личностно-профессиональному росту.
Задание 5:
Определите, что может является предметом
педагогического исследования, если объектом исследования являются:
·
педагогическое
общение,
·
познавательная
деятельность младших школьников,
·
учебно-исследовательская
деятельность подростков.
Задание 6:
Сформулируйте тему педагогического исследования,
исходя из предлагаемой цели:
·
определить
педагогические условия, способствующие формированию правосознания подростков;
·
раскрыть
научно-теоретические, технологические основания формирования у подростков
исследовательского опыта во внеурочной деятельности.
Задание 7:
Определите цель
педагогического исследования, тема которого звучит следующим образом:
·
«Развитие у старшеклассников
умений делового общения»;
·
«Формирование этнокультурной
компетентности у учащихся национальной школы».
Задание 8:
Сформулируйте тему, цель, если известны объект и
предмет педагогического исследования:
Тема: _________________________.
Цель: _________________________.
Объект: коммуникативная компетентность учителя.
Предмет: педагогические условия развития
коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.
Задание 9:
Определите о каких аспектах педагогического
исследования (база, объект, предмет) идет речь:
- внеурочная учебно-исследовательская
деятельность школьников старшего подросткового возраста;
- процесс формирования у
старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной
учебно-исследовательской деятельности;
- коллектив педагогов и
учащихся школы № 25.
Задание 10:
Выберите одну тем из предлагаемого списка и
разработайте методологический аппарат ее исследования.
Задание 11:
Найдите в списке понятия, которые могли бы быть объектом
(предметом) исследования. Сформулируйте темы исследовательских работ,
используя слова и словосочетания: этическая беседа, познавательные интересы, нравственное воспитание,
внеурочная работа, младшие школьники, подростки, формирование.