Модуль 2: Методологические основы педагогического исследования
                   
Блок практических заданий

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

Задание 1:

Проанализируйте приведенный в хрестоматийном блоке текст (отрывок статьи вице-президента Российской академии образования Д.И.Фельдштейна) и ответьте на вопросы:

·                     какие направления психолого-педагогических исследований представляют актуальность?

·                     какие проблемы в настоящее время призвана решать педагогическая наука.

 

Задание 2:

Выясните, что общего в лингвистическом звучании тем

1. «Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников» / «Научно-исследовательская работа как условие развития творческой индивидуальности старшеклассника».

2. «Развитие у подростков культуры умственного труда» / формирование у старшеклассников исследовательского опыта во внеурочной деятельности.

3. «Педагогические условия развития познавательной самостоятельности подростков» / «Педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса».

 

Задание 3:

Найдите и исправьте ошибки в формулировках тем кур­совых работ.

- Патриотическое воспитание подростков.

- Игра как средство воспитания школьников.

- Педагогически основы адаптации первоклассников.

 

Задание 4:

Изучите фрагменты авторефератов, обратите внимание на то, как формулируется методологический аппарат педагогического исследования. Проанализируйте план и методологический аппарат  исследования. Определите, как взаимосвязаны элементы методологического аппарата и структура исследования? Аргументируйте свою позицию.

 

1)    Калашникова Т.А. Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового возраста. Автореф. Дис. .. канд.пед.наук. Москва, 1994. – 17 с.

Трудности учителей средней школы в работе с младшими подростками, недостаточность теоретической и методичес­кой разработанности проблемы обусловили выбор темы диссертацион­ного исследования: "Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового возраста".

Исходя из вышеизложенного мы сформулировали цель исследова­ния: определить возможные виды дифференцированного обучения для школьников младшего подросткового возраста и разработать дидакти­ческие ориентиры для формирования соответствующих классов и орга­низации учебного процесса.

Объектом исследования является организация дифференцирован­ного обучения школьников, а предметом - дидактические основания дифференцированного обучения школьников, младшего подросткового возраста, сгруппированных на основе психофизиологических особен­ностей.

Гипотеза исследования: Если при формировании классов и про­ведении учебно-воспитательной работы с учащимися младшего подрост­кового возраста учитывать их психофизиологические особенности / степень выраженности силы нервной системы, скорость протекания мыслительных процессов/, то такая организация учебно-воспитатель­ного процесса облегчает выбор оптимального темпа изучения учебной программы, наиболее приемлемых приемов учебной работы; планирова­ние опроса и самостоятельной деятельности учащихся, варьирование объема домашних заданий, что может способствовать созданию ком­фортных условий для учебной работы, быстрой адаптации детей к ус­ловиям средней школы, преодолению трудностей, обусловленных воз­растными изменениями психики.

Задачи

1. Раскрыть состояние проблемы организации диффэренцарованного обучения детей в науке и практике.

2. Выделить основные психологические характеристики детей младшего подросткового возраста /на основу обобщения результатов психолого-педагогических исследований, которые целесообразно учитывать при выборе определенного вида дифференциации и подобрать необходимые методики для организации гомогенных классов.

3. Разработать дидактические ориентиры обучения младших под­ростков, дифференцированных на основе психофизиологических особен­ностей.

4. Организовать поисковый эксперимент с целью проверки выд­винутых предположений.

 

Закончите предложения.

2)    Калинина Людмила Ивановна Дидактические тре­бования к вопросам учителя при организации познавательной дея­тельности учащихся. Автореф. Дис. .. канд.пед.наук. Москва, 1991. - 16 с.

Проблема исследования __________________________________.

Объект исследования - организация познавательной деятель­ности учащихся.

Предмет исследования - дидактическое обоснование конструи­рования вопросов учителя, которые рассматриваются как один из способов организации познавательной деятельности учащихся,

Цель исследования состояла в научном обосновании дидакти­ческих требований к вопросам учителя, в разработке путей со­вершенствования конструирования вопросов учителя как средства стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Гипотеза исследования. Если вопросы учителя при организации познавательной деятельности учащихся будут отвечать научно обоснованным требованиям к их построению и применению, которые учитывают функциональную направленность, функциональное разно­образие, логическое осмысление структуры вопроса и разнообразие их логических структур, взаимосвязь с содержанием учебного ма­териала, то это будет способствовать эффективному включению школьников в познавательный процесс, обеспечению их активного участия в нем, и как следствие - более прочному и глубокому усвоению ими основ наук.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить место вопросов учителя в ходе организации познавательной деятельности учащихся.

2. Выявить дидактические функции вопросов учителя в про­цессе организации познавательной деятельности учащихся.

3. Разработать дидактические требования к вопросам учителя:

а) вытекающие из их функций в ходе организации познава­тельной деятельности учащихся;

б) исходя: из теоретического осмысления логической структу­ры вопроса.

 

3)    Чикишева Анастасия Сергеевна Исследовательская деятельность студента колледжа как фактор его личностно-профессионального становления. Хабаровск, 2006.-22 с.

Изучение влияния исследовательской деятельности студента колледжа на его личностно-профессиональное становление как будущего специали­ста актуальна в социальном, теоретическом и практическом планах. С одной сторо­ны, в науке созданы определенные предпосылки для системного анализа взаимосвя­зи между исследовательской деятельностью студента колледжа и его личностно-профессиональным становлением, с другой стороны, анализ научной литературы и опыта профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных за­ведений свидетельствует о наличии противоречий:

- между современными социальными ожиданиями от специалиста среднего звена и практикой его подготовки;

- между потребностью педагогической науки и практики в теоретическом осмыс­лении роли исследовательской деятельности в развитии и саморазвитии личности и недостаточной разработанностью вопроса о влиянии исследовательской деятельно­сти студента колледжа на его личностно-профессиональное становление;

- между потребностью среднего профессионального образования использовать возможности исследовательской деятельности студента колледжа для стимулирова­ния его личностно-профессионального становления и неразработанностью необхо­димых для этого условий и технологий в ходе профессиональной подготовки спе­циалиста.

Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему дис­сертационного исследования, заключающуюся ________.

Социальная и практическая актуальность проблемы, ее недостаточная разрабо­танность в теории обусловили выбор темы исследования: «Исследовательская деятельность студента колледжа как фактор его личностно-профессионального становления».

Объект исследования - ____________________________________.

Предмет исследования - ____________________________________.

Цель исследования: ________________________________________.

В соответствии с поставленной целью в исследовании ставились следующие задачи:

- выявить философские смыслы и психологические механизмы личностно-профессионального становления будущего специалиста;

- разработать базовые теоретические положения, обосновывающие влияние иссле­довательской деятельности студента колледжа на его личностно-профессиональное становление;

- определить и экспериментально обосновать педагогические условия, повышаю­щие эффективность влияния исследовательской деятельности студента колледжа на его личностно-профессиональное становление.

В основу исследования положена гипотеза.

Исследовательская деятельность студента колледжа способна стать значимым фактором его личностно-профессионального становления, так как учит выявлять и решать проблемы, актуализирует развитие важных личностных и профессиональных качеств, формирует смыслы и опыт саморазвития как личности и профессионала.

Влияние исследовательской деятельности на личностно-профессиональное становление студента в образовательном процессе колледжа будет наиболее эффек­тивным при следующих педагогических условиях:

- обучении студента научным методам познания и технологии решения исследова­тельских проблем;

-   помощи студента в понимании ценности познания мира, себя и профессии;

- создании исследовательско-творческой среды колледжа, побуждающей студента к личностно-профессиональному росту.

 

Задание 5:

Определите, что может является предметом педагогического исследования, если объектом исследования являются:

·          педагогическое общение,

·          познавательная деятельность младших школьников,

·          учебно-исследовательская деятельность подростков.

 

Задание 6:

Сформулируйте тему педагогического исследования, исходя из предлагаемой цели:

·          определить педагогические условия, способствующие формированию правосознания подростков;

·          раскрыть научно-теоретические, технологические основания формирования у подростков исследовательского опыта во внеурочной деятельности.

 

 Задание 7:

Определите  цель педагогического исследования, тема которого звучит следующим образом:

·          «Развитие у старшеклассников умений делового общения»;

·          «Формирование этнокультурной компетентности у учащихся национальной школы».

 

Задание 8:

Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования:

Тема: _________________________.

Цель: _________________________.

Объект: коммуникативная компетентность учителя.

Предмет: педагогические условия развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.

 

Задание 9:

Определите о каких аспектах педагогического исследования (база, объект, предмет) идет речь:

- внеурочная учебно-исследовательская деятельность школьников старшего подросткового возраста;

- процесс формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной учебно-исследовательской деятельности;

- коллектив педагогов и учащихся школы № 25.

 

Задание 10:

Выберите одну тем из предлагаемого списка и разработайте методологический аппарат ее исследования.

 

Задание 11:

Найдите в списке понятия, которые могли бы быть объек­том (предметом) исследования. Сформулируйте темы ис­следовательских работ, используя слова и словосочетания: этическая беседа,  по­знавательные интересы, нравственное воспита­ние, внеурочная работа, младшие школьники, подростки, формирование.

 

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна