Модуль 4: Организация опытно-экспериментальной работы в педагогическом исследовании | |
План
1. Понятие «педагогический
эксперимент».
2. Методические предписания
к проведению экспериментальной работы.
Литература
1.
Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. – М., 1982
2.
Бабанский,
Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в науч.
исследование по педагогике. - М.,1988.
3.
Введение
в научное исследование по педагогике / Под ред В.И.Журавлева - М., 1988.
4.
Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического
исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982.
5.
Кара-
Мурза, С.Г. Проблемы организации научных исследований /С.Г. Кара- Мурза. – М.,
1981
6.
Краевский, В.В. Методология педагогического
исследования: Пособие педагога-исследователя / В.В.Краевский. - Самара, 1994.
7.
Кузнецов,
И.Н. Методика научного исследования / И.Н.Кузнецов . – Минск. 1997
8.
Методы
системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н.В.Кузьминой.
– Л., 1980.
9.
Скаткин,
М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему
исследователю/ М.Н. Скаткин. – М., 1986
10.
Полонский,
В. М. Эксперимент педагогический / В. М. Полонский // Полонский, В. М.
Научно-педагогическая информация: Слов.-справ. - М., 1995.
11.
Оконь,
В. Метод дидактического эксперимента / В. Оконь // Оконь, В. Введение в общую
дидактику. - М., 1990.
1 Понятие
«педагогический эксперимент»
Экспериментом в науке
называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в
наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента является
запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность
многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях.
Под педагогический экспериментом
подразумевается "комплекс методов
исследования, который обеспечивает
научно-объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипотезы" (Ю.К. Бабанский, 1985). Педагогический эксперимент предполагает
осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности.
Используется экспериментальная работа в том случае, когда на поставленные исследователем вопросы
нет готового ответа.
Клеев
С.А.(1998) дает такое определение: педагогический эксперимент - это своеобразно сформированный,
осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания,
дающий возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения
многих задач исследования, например:
·
установления зависимости между определенным педагогическим
воздействием и достигаемыми при этом результатами обучения, воспитания,
развития;
·
выявления зависимости между системой педагогических мер или
условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся по достижению ожидаемых
результатов;
·
сравнения эффективности двух или нескольких вариантов
педагогическогих воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта
по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и
т.п.);
·
доказательства рациональности определенной системы мер по
ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;
·
обнаружения причинных связей.
Различают следующие виды педагогического эксперимента:
естественный, который проводится в обычных условиях обучения и воспитания, и лабораторный,
для проведения которого
создаются специальные условия,
некая искусственная обстановка, необычная для детей, система заданий и
условий их выполнения; испытуемый знает, что с ним проводят эксперимент, но обычно не в курсе задач этого
эксперимента. Для педагогического исследования
более характерно применение естественного эксперимента.
По логике поиска
различают эксперимент линейный, когда
изменения идут в одном варианте, и вариативный,
когда сравнивается эффективность нескольких вариантов предлагаемых изменений.
2.
Методические предписания к проведению педагогического эксперимента
Педагогический
эксперимент представляет собой комплекс методов исследования, предназначенный
для объективной проверки гипотезы исследования: наблюдение, опросы, изучение
продуктов деятельности и т.д.
Е.В.Бережнова,
В.В. Краевский называют следующие наиболее важные условия эффективности
эксперимента:
-
предварительный тщательный анализ явления, его исторический обзор, изучение
массовой практики с целью максимального изучения поля эксперимента и его задач;
- конкретизация гипотезы. В этом смысле
гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты
процесса, а высказывает предположение о том, что это средство из ряда возможных
окажется наилучшим для определенных условий;
- четкое
формулирование задач эксперимента; определение признаков, критерий, по которым
будут изучаться явления, средства, оцениваться результат.
Программа эксперимента
представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок,
последовательность, сроки и средства их выполнения.
При разработке программы
эксперимента исследователю необходимо ответить на следующие вопросы:
- что будет является
предметом экспериментальной работы, по каким значимым параметрам (свойства, характеристики,
признаки) можно будет судить о продуктивности педагогических воздействий;
- в чем будет
заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия будут
подвергаться проверке;
- какие методы получения
и обработки информации будут применяться;
- какова будет
логическая схема эксперимента;
- как будет оформляться
и оцениваться результат эксперимента.
В проведении
экспериментальной работы можно выделить несколько этапов:
Подготовительный
этап
предполагает планирование эксперимента. Определяется цель, задачи эксперимента.
Выбираются объекты эксперимента (учащиеся, классы, школы) в качестве
экспериментальных и контрольных групп. Обозначается предмет экспериментального
исследования (например, развитие общеучебных умений у младших школьников;
развитие коммуникативной компетентности у подростков, развития
исследовательских умений у старшеклассников).
Устанавливаются
признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте.
Выбираются конкретные методики (анкеты, интервью) диагностирования этих
изменений. Определяется длительность эксперимента. Определяются формы фиксации
результатов эксперимента.
При организации
педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что он
имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к экспериментатору
является: “не навреди”.
Этап
проведения эксперимента. В
осуществлении данного этапа четко прослеживаются три стадии.
На первой стадии основной целью является определение (констатация)
начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в
эксперименте.
При проведении констатирующего эксперимента
устанавливается реальное состояние дел,
изучается начальное состояние
исследуемого объекта,
констатируется наличие или отсутствие исследуемых качеств
личности, уровень обученности или
воспитанности детей, развития у них
познавательных интересов и т. п. Для этого разрабатывается программа
изучения школьников, продумываются признаки, по которым можно
определить степень сформированности качеств личности, описываются критерии их
оценки.
Например, в исследовании
по теме "Формирование у школьников готовности к самостоятельной
работе" экспериментатором была предложена структура готовности,
рассмотрены уровни ее возможной сформированности и разработаны критерии их
оценки. Ниже в таблице приводится показатели и характеристики уровня
сформированности мотивационного компонента готовности школьников к
самостоятельной работе (СР).
Первый компонент |
Показатели |
Уровни готовности |
||
|
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Мотивационный |
1.Положительное отношение к СР |
Уверен, что только СР определяет результат деятельности |
Понимает значимость СР |
Отводит незначительную роль СР |
2.Потребность в самообразовании |
Ярко выражено желание овладевать новыми
знаниями |
Потребность ситуативна |
Не проявляется |
|
3.Познавательная активность |
Активный, устойчивый интерес к учению |
Интерес неустойчивый, требуется импульс извне |
Интерес отсутствует |
Только после подробного
описания начального уровня можно приступать ко второй стадии эксперимента – формирующему
(созидательному, преобразующему) эксперименту - непосредственной реализации
разработанной системы мер по формированию качеств личности, повышению уровня
воспитанности школьников, развития у них познавательных интересов и др.
В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением
интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных
характеристик и вносить коррективы в эксперимент. По ходу формирующего
эксперимента педагог-исследователь фиксирует полученные результаты в дневнике
эксперимента, в карте наблюдений, на магнитофонной записи, в фотографиях.
Формирующий эксперимент
играет основную роль в педагогическом исследовании.
Третьей стадией практического этапа является тщательный сбор и
регистрация (измерения, описание, оценки) всех показателей.
Контрольный
этап
эксперимента подтверждает или опровергает предположения относительно
эффективности экспериментальных мер. На этом этапе сравниваются результаты,
полученные на этапе констатации с результатами формирующего эксперимента. Для
получения действительно достоверных результатов исследования необходимо
привлечение большого числа исследуемых. Поэтому результаты нужно
интерпретировать очень корректно.
Система
экспериментальных мер осуществляется в экспериментальном классе (группе
учащихся), в котором проводятся все необходимые изменения в соответствии с
программой эксперимента. Очень важно, чтобы экспериментальный класс был
типичным по успеваемости, наполняемости, по составу мальчиков и девочек и т.п.
Полученные данные сопоставляются с результатами контрольного класса, где
условия обучения и воспитания остаются прежними. Такой вид эксперимента
называется параллельный. В практике может быть использован и последовательный
эксперимент, когда сопоставляются данные, полученные в одном и том же классе (группе учащихся) до и
после эксперимента.
Обобщающий
этап. Завершается эксперимент анализом его итогов:
- описанием результатов
осуществления экспериментальных мер (конечное состояние исследуемого объекта);
- характеристикой
условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;
- описанием особенностей
субъектов эксперимента (характеристики на учащихся);
- данными о затратах
времени, средств.
- разработкой
рекомендаций в адрес практических работников.
Из сказанного
ясно, что педагогический эксперимент — довольно сложная для проведения
комплексный исследовательский метод.
Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна