Модуль 4: Организация опытно-экспериментальной работы в педагогическом исследовании
                   
Блок самоконтроля

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.     Дайте определение понятию педагогический эксперимент.

2.     Чем эксперимент отличается от наблюдения?

3.     Как дополняют друг друга наблюдение и эксперимент?

4.     Каковы особенности каждого вида эксперимента?

5.     Чем опытная работа отличается от эксперимента и ис­пользования передового опыта?

6.     Назовите этапы педагогического эксперимента.

Тест 4

Вставьте пропущенные слова.

 

1. Метод педагогического эксперимента относят к основным для педагогической науки. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка .

 

2. Педагогический эксперимент  - это осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания, дающий возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения многих задач исследования, например:

·                   установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом обучения, воспитания, развития;

·                   сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогическогих воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и т.п.

 

 

3.

А).  При проведении эксперимента устанавливается

·          реальное состояние дел,  

·          изучается начальное состояние  исследуемого объекта,  

·          констатируется наличие или отсутствие исследуемых ка­честв личности,  уровень обученности или воспитанности  детей, развития у них познавательных интересов и т. п.

Для этого раз­рабатывается программа изучения   школьников,   продумываются признаки, по которым можно определить степень сформированности качеств личности, описываются критерии их оценки.

 

Б). Только после подробного описания начального уровня можно приступать ко второму этапу эксперимента –  , непосредственной реализации разработанной системы мер по формированию качеств личности, повы­шению уровня воспитанности школьников, развития у них познава­тельных интересов и др.

 

В). этап эксперимента подтверждает или опровергает предположения относительно эффективности экспериментальных мер. На этом этапе сравниваются результаты, полученные на этапе констатации с результатами формирующего эксперимента. Для получения действительно достоверных результатов исследования необходимо привлечение большого числа исследуемых. Поэтому результаты нужно интерпретировать очень корректно.

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна