MedBookAide - путеводитель в мире медицинской литературы | |||||
☺ | ☺ | ||||
☺ | |||||
☺ |
Вайнер Э. Н. - Валеология: Учебник для вузов
<<< Назад | Содержание | Дальше >>> |
Ребенок рождается на свет с богатым запасов инстинктов и простейших безусловно-рефлекторых реакций, позволяющих ему выжить в определенных условиях существования. Важно, что на базе этих инстинктов и реакций может создаваться бесчисленное множество траекторий развития, но при обязательном условии, что в течение определенного для каждого инстинкта и поведенческого акта периода времени должно быть предоставлено подкрепление (например, если в течение первых 8—12 недель жизни не будет создано соответствующих условий, то инстинкт плавания у ребенка угасает). Такой же временной зависимостью подкрепляющих воздействий отличается развитие таких качеств, способностей и возможностей человека, как двигательные качества, речь, характер вегетативной нервной регуляции и т.д. Однако для реализации таких предпосылок должны создаваться соответствующие условия, при отсутствии которых срабатывает так называемый «закон свертывания функций за ненадобностью». Суть его заключается в том, что при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает. Например, при стремлении в первые часы, дни и недели жизни ребенка содержать его в условиях абсолютной стерильности иммунитет новорожденного постепенно ослабевает; если в течение первых недель и месяцев жизни ребенок не получает достаточно речевой информации, то развивается так называемый «феномен Каспара Хаузера», и с каждым последующим годом развитие речевой функции становится все более затруднительным; если, начиная с периода внутриутробного развития и в течение первых трех лет после рождения мозг ребенка не получал адекватный объем информации, то его интеллект оказывается ущербным на протяжении всей последующей жизни...
Возрастное развитие происходит по генетически детерминированной программе. Каждому ребенку присуща своя индивидуальная траектория развития в рамках этой программы. Характер же самой траектории определяется условиями жизни и влиянием тех или иных факторов в каждый данный период развития: при их неблагоприятном влиянии организм переходит на более низкий уровень развития, а при благоприятных условиях -- на более высокий.
В каждом периоде возрастного развития в соответствии с программой идет преимущественное становление какой-либо одной или групп функциональных систем, что обеспечивает оптимальные условия адаптации. Это обстоятельство обусловливает необходимость внесения соответствующих корректив в образ жизни на данном этапе. Так, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище, речедвигательных функций — к дефициту речевого общения, а моторики — к недостаточному уровню двигательной активности.
Специфика развития и адаптации ребенка на каждом возрастном этапе подкрепляются адекватным состоянием его жизнедеятельности, и совершенно неправомочно сравнивать особенности последней у представителей различных возрастных групп по принципу «лучше — хуже», так как каждому возрасту присуща своя специфика функционирования организма. Несомненно, эти особенности должны учитываться в построении образа жизни человека (в особенности ребенка) на всех этапах его возрастного развития.
Влияние образа жизни и других экзогенных и эндогенных факторов, в которых развивается человек, обусловливает ту или иную эффективность развертывания индивидуальной генетической программы. Естественно, что у разных людей реализация этой программы во времени отличается. Это обстоятельство делает необходимым введение в оценке характера возрастного развития понятий паспортного и биологического возрастов. Паспортный, или хронологический, возраст — это период, прожитый человеком от рождения до момента обследования и имеющий четкие временные пределы (лет, месяцев, дней). Биологический возраст также является функцией времени, но определяется особенностями морфофункционального развития индивида, скоростью развертывания программы развития. Дети с замедленным темпом биологического развития — ретарданты — имеют более низкий для данного возраста уровень физического развития и физической работоспособности, у них более выражено напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, более высокий уровень основного обмена и т.д. Иногда уже в школьные годы отставание биологического возраста от паспортного может достигать пяти лет. Основными причинами этого явления могут быть нарушения развития во внутриутробном периоде, родовые травмы, неблагоприятные социальные условия, перенесенные в младенчестве заболевания, ограничение двигательной активности и т.д. Как предполагается, к моменту прихода в школу около 15% детей уже отстают в своем биологическом возрасте, а в течение обучения в школе (особенно в возрасте полового созревания) количество их возрастает еще больше.
Ускоренный тип индивидуального развития акселерация — также наиболее отчетливо проявляется в возрасте полового созревания и у девочек бывает чаше. Такой тип развития, как и замедленный, отражает отклонение от нормы, поэтому у «опережающих» детей недостаточно совершенная регуляция физиологических функций при физических нагрузках, пониженный уровень работоспособности и т.д.
На основании исследования конституциональной биологии и антропометрии выделяют следующие паспортные возрастные периоды развития человека в онтогенезе:
— новорожденный (до 10 дней);
— грудной ребенок (до 1 года);
— раннее детство (до З.лет);
— первое детство (до 7 лет);
— второе детство (до 11 лет девочки, до 12 лет — мальчики);
- подростковый возраст (до 15 лет девочки, до 16лет —юноши);
— юношеский возраст (до 20 лет — женщины, ло 21 года — мужчины);
— средний возраст (первый период — до 35 лет, второй период — до 55 лет женщины, до 60 лет мужчины);
— пожилой возраст (до 75 лет);
- старческий возраст (до 90 лет);
— долгожители (старше 90 лет).
В разрешении вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни еще раз необходимо отметить, что неправомерно рассматривать и сопоставлять возрастные особенности функционирования организма, так как в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни, свойственными именно данному этапу возрастного развития. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, однако при этом показатели внутренней среды организма оказываются достаточно подвижными и нестабильными. Но это не является признаком несовершенства самой адаптации, так как для данного возрастного периода это вполне оправдано: после внутриутробного периода развития, отличающегося относительно стабильными условиями обеспечения жизнедеятельности, условия, в которых оказался новорожденный, становятся для него чрезвычайно вариабельными. Естественно, что при этом для выживания организм должен обладать способностью функционировать в широком диапазоне изменений внутренней среды. Однако это не означает несовершенства или нарушений гомеостаза, а скорее наиболее оптимальный механизм выживания в условиях, когда организм не может активно влиять на эти условия. Вот почему принято считать, что жизнеспособность, негэнтропия (то есть способность к самоорганизации), у новорожденного — самая высокая из всех периодов возрастного развития человека. С другой стороны, сохранение у взрослого столь же широкого, как у ребенка, диапазона колебаний внутренней среды организма сделало бы его зависимым от условий существования и в значительной степени ограничило его независимость в осуществлении жизнедеятельности, в удовлетворении своих потребностей и в реализации биосоциального предназначения.
С указанных позиций в возрастном развитии человека находит свое обоснование и представляется физиологичным гетеро-хронизм (то есть разное время) разворачивания функций, так как в каждом возрасте организм вынужден решать свойственные именно этому возрасту доминирующие особенности развития (накопление массы, становление вегетативной регуляции, созревание мозга, развитие двигательных функций и т.д.). Вот почему в каждый данный период развития какая-либо одна функциональная система или группа систем может в своем развитии опережать другие, в следующем же периоде реализации генетических механизмов опережающими темпами развивается другая система или группа систем с соответствующими более высокими показателями ее функционирования.
Сказанное не означает, что жизнеспособность человека во все возрастные периоды одинакова и сопоставима. В ранние, детские периоды, когда в организме наиболее активно идут синтез клеточных элементов и взаимосогласование функциональных систем через становление нервной и гуморальной регуляции, особенно интенсивно протекает структурно-функциональная интеграция, то есть негэнтропийные процессы. Наоборот, в старших возрастах, когда преобладает катаболизм, жизнеспособность во все большей степени смещается в сторону энтропии, предопределяющей в конечном итоге смерть. Такой взгляд отражает реализацию генетической программы индивида, запас которой, естественно, более обширен и развернут во времени у детей и в определенной степени уже исчерпан в старших возрастах. (Разумеется, речь идет об онтогенезе не обремененного патологией человека, у которого эти явления следует рассматривать преимущественно с позиций взаимоотношений генетической программы индивидуального развития и патогенетических механизмов данного заболевания.)
Одни исследователи считают, что в возрасте до 4—5 лет у человека отмечаются наиболее высокие темпы морфофункциона-льных изменений, которые затем становятся более плавными до 10—11 лет, после чего отмечается подростковая дисгармония, и только с 15—16 лет происходит восстановление жизнеспособности организма, продолжающееся до 22—23 лет, что даже без очевидных дестабилизирующих влияний уже в 10—15 лет возникает медленное естественное понижение сопротивляемости организма. Другие, наоборот, отмечают, что именно в возрасте 10—12 лет устойчивость организма к заболеваниям оказывается наивысшей, а смертность — самой низкой. Более того, высказывается предположение, что если бы сопротивляемость организма различным вредоносным факторам сохранялась у человека в течение всей жизни на уровне 12-летнего, он мог бы прожить 700 лет. Третьи полагают, что в возрастной оценке здоровья исходным считается возраст 21—23 года, когда ответы организма на воздействие факторов внешней среды не требуют включения в механизм адаптации каких-либо дополнительных звеньев. Видимо, все-таки в характеристике жизнеспособности организма следует исходить из той предпосылки, что ее уровень оказывается обратно пропорциональным функции времени, то есть с возрастом снижается.
В оценке организации, содержания и методики формирования здоровья возрастной аспект исключительно важен. К требующим учета в этих вопросах особенностям каждого возрастного периода следует отнести:
— характер обмена веществ;
- преобладающий тип вегетативной нервной регуляции;
— скорость включения в нагрузку и восстановления после нее;
— особенности функционирования иммунной системы;
— психический статус;
— доминирующие потребности и интересы.
В настоящее время многими физиологическими, психологическими и другими исследованиями показано, что приблизительно каждые 12 лет в организме отмечается своеобразный кризис, который захватывает буквально все стороны его жизнедеятельности _ морфологические, функциональные, психологические, социальные и пр. Вот почему с позиций обеспечения здоровья в таких критических возрастах (ориентировочно — в 12, 25, 37, 49 и 67 лет) человек должен пересматривать основы своего образа жизни, внося в них коррективы. Естественно, что этому должны предшествовать доскональное изучение особенностей приближающегося нового возрастного этапа и подготовка к постепенному вхождению в него.
Ключевые слова: эволюция, борьба за существование, цивилизация, образ жизни, гомеостаз, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, возраст, пол.
Контрольные вопросы:
1. Человек как результат биологической эволюции.
2. Борьба за существование как решающий фактор биологической эволюции.
3. Особенности взаимоотношений человека с природой.
4. Социальная сущность человека.
5. Цивилизация, образ жизни и здоровье человека.
6. Социальные факторы, обусловливающие образ жизни современного человека.
7. Культурологические факторы образа жизни современного человека.
8. Понятие о социальной среде.
9. Противоречие биологического и социального в обеспечении здоровья человека и пути его преодоления.
10. Понятие о гомеостазе.
1 1. Понятие об адаптации.
12. Понятие о генотипе и фенотипе.
13. Понятие о здоровье и его классификация.
14. Критерии здоровья и его уровни.
15. Валеологические подходы к определению «нормы здоровья».
16. Учет генотипических факторов в обеспечении здоровья.
17. Роль половой принадлежности в обеспечении здоровья.
18. Значение возрастного фактора в обеспечении здоровья. Литература:
Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М, 1987.
Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб, 1992.
Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
Боевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1982.
Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье М 1987.
Ваинер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.
Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. 1982.
Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.
Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993.
Купер К. Новая аэробика. М., 1979.
Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.
Лищук В.А., Мостовая Е.В. Обзор основ здоровья. М., 1994.
Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М., 1973.
Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.
Петленко В.П. Валеология человека: здоровье — любовь — красота. СПб, 5 томов, 1996—1998.
Торохова Е.И. Валеология. Словарь. — М., «Флинта», 1999.
Анализ условий эволюции животного мира показывает, что основным среди них являлось изменение окружающей среды. При этом для выживания животным требовались все более совершенные формы движений. И это закономерно, так как именно движение оказывалось основным условием сохранения и обеспечения жизни: поддержания термостабильности, добычи пищи, защиты (пассивной или активной) от врагов и реализации инстинкта воспроизведения потомства (именно эти четыре аспекта жизнедеятельности составляют основу жизни животного). Поэтому закономерно, что изменения окружающей среды обусловливали совершенствование адаптации животных организмов в эволюции именно через усложнение форм движений — в свою очередь это вело к соответствующим изменениям в анатомии опорно-двигательного аппарата и в функциональных системах обеспечения двигательной активности.
Так, появление на определенной стадии развития нашей планеты суши и выход рыб на нее затруднил условия их движения, что привело к появлению рычажных конечностей. Усложнившиеся формы движений потребовали более совершенной их нервной регуляции, что привело к резкому скачку в развитии переднего мозга; необходимость в более адекватном кровоснабжении обусловила возникновение трехкамерного сердца, а потребность в более высоком уровне газообмена — и появление легких. Именно так, по-видимому, и появились амфибии.
Следовательно, именно совершенствование форм движений, обусловливающее более совершенную адаптацию к меняющимся условиям существования, являлось пусковой, исходной посылкой самой биологической эволюции. Анализ же самой эволюционной иерархии с несомненностью подтверждает такой тезис. Подкрепляется он и тем фактом, что до 80—90% структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения.
В конечном итоге ведущая роль движения закрепилась в механизмах онтогенетического развития. В процессе внутриутробного развития закладка и становление функциональных систем, как • и всего организма, предопределяется двигательной активностью плода, которая, в свою очередь, зависит от образа жизни беременной. И после рождения полноценное развитие генетической программы индивида прежде всего детерминируется его адекватным двигательным режимом.
Выживание в животном мире сопряжено с необходимостью лостоянной борьбы за существование, требующей периодических, но систематических максимальных проявлений адаптационных резервов, обеспечивающих необходимый уровень двигательной активности. Однако для этого необходима сложнейшая координация всех функциональных систем, обеспечивающая деятельность организма как единого целого. Именно поэтому в животном мире выживает и дает наиболее жизнеспособное потомство сильнейший — тот, кто сильнее, ловчее, быстрее, то есть тот, кто отличается более высокими физическими кондициями. Более того, сама борьба за существование предопределила, по мнению физиологов, некоторый уровень двигательной активности, который необходим животному для выживания (предполагается, что применительно к человеку массой 70 кг такой минимум составляет в сутки около 1600 ккал затрат энергии)1.
Возникшая в эволюции зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде животного организма, в том числе и людей. Можно сказать, что жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность. Вот почему в каждом возрастном периоде уровень физиологических отправлений организма и состояние организма определяются во многом текущей двигательной активностью и состоянием скелетной мускулатуры.
1 Чтобы'выполнить это общебиологическое требование, необходимо, например, бегать со скоростью К) км/час около 3 часов 40 минут!
На протяжении подавляющего времени существования человека на Земле сами условия жизни требовали от него реализации генетически предопределенного требования к движению, так как для сохранения жизни ему приходилось набирать эволюционно обоснованную норму двигательной активности в поиске пищи, защите от врагов и т.д. В последние же десятилетия, особенно в период активного внедрения в производство и быт автоматов и механизмов, во все большей степени человек освободил себя от необходимости двигаться (таблица).
Изменение соотношения используемых видов энергии в ходе социально-экономического развития человечества (в %)
Из представленной таблицы видно, что за последние полтора столетия доля энергии мышц человека и животных в энергообеспечении технологических процессов снизилась до ничтожного уровня. Благоустроенные жилища, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации привели в конечном итоге к такому низкому уровню двигательной активности современного человека, что дало основание называть его «деятельным бездельником»: он работает не своей мускульной энергией, а преимущественно силой своего ума.
Недостаток движения — гипокинезия — вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Последняя начинает сказываться в онтогенезе очень рано. Так, в дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка не превышает 30% времени бодрствования при нормируемой его продолжительности не менее 50%. В школьных же возрастах у 50% 6—8-летних, у 60% 9—12-летних и у 80% старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.
Виды гипокинезии и причины ее возникновения
Классификационный признак — причина | и мотивации гипокинезии !
Влияние генетических факторов, наличие моторной «деби-!
<<< Назад | Содержание | Дальше >>> |