MedBookAide - путеводитель в мире медицинской литературы | |||||
☺ | ☺ | ||||
☺ | |||||
☺ |
Вайнер Э. Н. - Валеология: Учебник для вузов
<<< Назад | Содержание | Дальше >>> |
С точки зрения физического воспитания малыша, важно отметить, что складывающееся к трем годам соотношение тонусов центров пара- и симпатической нервной системы во многом определяется двумя факторами: возможностью ребенка в полной мере реализовать свою потребность в движении и состоянием его психики. В случае если ребенок не был ограничен в движении, если он развивался в благоприятной психологической обстановке, он становится ваготоником, в противном — симпатотоником.
В результате адекватных мышечных нагрузок не только нарастает энергетический потенциал организма, но и более совершенной оказывается регуляция его физиологических функций. В наибольшей степени это справедливо для возраста раннего детства, так как создание условий для полноценной реализации заложенных в ребенке от рождения безграничных возможностей во многом определяет все последующие стороны здоровья и интеллекта человека.
Больше всего привлекает ребенка та информация, которая связана с движением. Это обусловлено тем, что подавляющая часть структур мозга в той или иной степени отвечает за организацию и проявления этой функции, а более 80% массы тела приходится на двигательный аппарат, то есть само движение для ребенка является возможностью реализации генетически обусловленной потребности мозга и тела.
В отличие от многих других животных человек начинает координирование двигаться и ходить гораздо позднее. Это обусловлено не только более растянутым периодом физического созревания (18—20 лет), но и более сложными условиями поддержания равновесия, связанными с прямохождением и маленькой площадью опоры. У ребенка возраста раннего детства по-прежнему основным средством физического воспитания остается самопроизвольная двигательная активность. Тем не менее наблюдения показывают, что движения у каждого из малышей довольно однообразны и в работу вовлекаются не все мышечные группы. К тому же следует учесть, что неправильно выполняемые в этом возрасте двигательные акты закрепляются в виде стереотипа, который может стать причиной развития функциональной асимметрии мышц, деформаций опорно-двигательного аппарата и даже нарушений в развитии деятельности вегетативных систем. Вот почему необходимо не только контролировать двигательную активность ребенка, но и помогать ему, подбирать новые упражнения, возмещающие нагрузку на слабо участвующие в работе мышечные группы. Так, необходимо обратить внимание на относительно слабо развитые у малыша мышцы живота и спины, обучая его при этом умению владеть своим телом.
Основным средством физического воспитания ребенка должна быть игра. Это обусловлено тем, что у малыша заметно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения (особенно внутреннего). Поэтому длительно выполнять монотонную работу он не может, так как в двигательных центрах быстро наступает торможение и ребенок устает. В игре же, где часто и непредсказуемо меняется ситуация, мозаика возбудительно-тормозных процессов в ЦНС постоянно меняется, и ребенок может двигаться довольно долго. В игре ребенок реализует, раскрывает себя. Игру можно рассматривать как эквивалент работы и жизни взрослого человека (поэтому дети так любят играть «в папу и маму», «в доктора» и др.). Для ребенка это особая форма жизнедеятельности.
Если ребенок возраста раннего детства не играет или играет мало, то он не только лишает себя возможности двигаться, но и отстает в становлении мышления, ловкости, координации движений и т.д. При организации занятий физической культурой с малышом предпочтение необходимо отдавать тем упражнениям, которые ребенок выполняет с удовольствием, без нажима со стороны старших: насилие -- в какой бы форме оно ни выражалось — может отвратить ребенка от занятий и тем самым привить ему на всю жизнь неприятие физической культуры. С другой стороны, если ребенку самому хочется что-то делать, не следует бояться, что он «перетренируется», так как у детей очень хорошо развит механизм запредельного торможения, а процессы восстановления протекают довольно активно.
Для детей возраста первого детства (до 6—7лет) роль двигательной активности остается по-прежнему высокой.
И.П. Павлов писал: «Есть один очень важный и огромный орган, иннервация которого пространственно и во времени преобладает над всеми другими иннервационными приборами. Этот орган — скелетная мускулатура». Если учесть, что, во-первых, к 6—7 годам — завершению возраста первого детства — заканчивается формирование головного мозга, а во-вторых, что процесс этот во многом определяется двигательной активностью, то систематизирующая роль физической культуры для мозга детей возраста первого детства становится особенно заметной. Кроме того, в рассматриваемом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни. Вот почему формирование у него стремления к организованному целенаправленному движению, к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания. Базой для этого может быть то обстоятельство, что дети в возрасте первого детства отличаются высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной. Так, при правильно организованной двигательной активности 5-летние дети в день делают по 25—30 тысяч шагов!
Для создания прочной установки к занятиям физической культурой одним из основных условий является пример родителей.
Основными средствами физического воспитания дошкольников следует считать утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, прогулки и закаливание.
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) как комплекс из 8— 12 упражнений с 8— 10 повторениями каждого, вопреки бытующему мнению, не является серьезным средством поддержания
•здоровья — для этого она ни по интенсивности, ни по длительности выполнения не соответствует требованиям функциональной тренировки. Однако включение ее в режим дня дошкольника является обязательным, так как УГГ оказывается незаменимой в решении двух важных задач.
Во-первых, УГГ быстро снимает «сонное» торможение в ЦНС за счет значительного по объему и интенсивности потока импульсов, направляющегося в ЦНС от работающих мышц. Вот почему в УГГ включают упражнения обычно на всю скелетную мускулатуру человека. Это создает в мозгу больше очагов возбуждения, откуда оно иррадиирует на другие структуры мозга, вытесняя оттуда торможение. Благодаря этому ребенок быстрее просыпается и включается в активную деятельность. Во-вторых, УГГ дисциплинирует своей обязательностью выполнения. Возможно, именно с этого ребенок начинает следить за организацией своего рабочего дня и планировать время.
Совершенно не обязательно УГГ строить по классической схеме (потягивания — упражнения на плечевой пояс и т.д.). Это могут быть и занятия на тренажерах, и пробежка, и игра. При этом лучше использовать легкие и хорошо знакомые упражнения, доставляющие удовольствие и окрашенные в положительные эмоциональные оттенки.
Подвижные игры для детей 4—6 лет являются основным средством физического воспитания. Обеспечивая быструю смену ситуаций, игра соответствует возрастным особенностям соотношения возбудительно-тормозных процессов в ЦНС, что делает ее особенно привлекательной для ребенка. Вот почему ребенок в игре может проводить длительное время, а монотонная, хотя и гораздо менее интенсивная работа довольно быстро вызывает у него утомление. К преобладающему в игре режиму скоро-стно-силовой работы ребенок хорошо адаптируется, так как у него довольно активно идут процессы врабатывания и восстановления. Наиболее выгодный режим для полноценной функции организма -- приближение к его максимальной нагрузке. Именно в игре, испытывая себя в сравнении с другими играющими, ребенок проявляет свои максимальные физические возможности, а при специфическом повторении — тренирует их. Кроме того, игра позволяет ребенку реализовать себя в соответствии со своими возможностями, но проводимая по определенным правилам, заставляет ребенка подчиняться этим правилам и, согласовывая свои действия с игрой других детей, чувствовать себя членом коллектива. Особенно интересны для детей возраста первого детства игры ролевые и развивающие.
По-прежнему высокоэффективным для здоровья ребенка и притягательным для него остается плавание.
Большинство деформаций позвоночника связано именно с рассматриваемым возрастным периодом. Вот почему создание условий, предупреждающих их проявление, и контроль за осанкой ребенка имеют важнейшее значение. При этом следует самого малыша «озадачить» проблемой, объяснив ему суть нарушений и их причины, влекущие их проявление и последствия. Необходимо объяснить и научить детей поддерживать во всех случаях нормальную осанку. Это очень важно в ситуациях, когда их непосредственный интерес к захватывающему событию или сюжету (при слабости процессов внутреннего торможения в ЦНС) ведет к тому, что они забывают о позе, не замечают ее неудобства и могут находиться в неудобном положении длительное время. В этом случае двигательные паузы, удачно встроенные в сюжет занятия, могут предотвратить появление застойных явлений и нарушение осанки. Навыки правильной позы, воспитанные у дошкольника, оказываются достаточно стабильными и остаются затем у него на всю жизнь. Вот почему родители и педагоги должны обратить специальное внимание на воспитание у ребенка этих навыков в различных житейских ситуациях и производственных условиях.
Переход к школьной жизни (7—9лет)зш&то меняет весь образ жизни ребенка, причем в первую очередь это сказывается на его двигательной активности. Находясь несколько часов в малоподвижных условиях в школе, он и дома вынужден значительное время проводить за приготовлением уроков и еще несколько часов посвящает просмотру телепередач. Вместе с тем, генетически обусловленная потребность в движении все-таки проявляет себя. Так, было установлено, что за один урок младшеклассник делает до 3000 непроизвольных движений, и тем не менее ограниченная условиями самопроизвольная двигательная активность ребенка удовлетворяет его потребность в движении не более чем на 20%. Не компенсируют потребность в движении ребенка и уроки физической культуры. Это обусловлено и непродуманностью их программ, и отсутствием соответствующей материальной базы. В результате же вместо привития школьникам основ физической культуры, формирования установки на самостоятельные занятия эти уроки дают часто противоположный результат, прививая учащимся отвращение к движению. В создавшихся условиях в решении проблемы свою роль могла бы сыграть семья. Если в семье один из родителей занимается физкультурой, то почти в 60% случаев занимается ею и ребенок; если же физкультурой занимаются оба родителя, то уже более 90% детей следует их примеру! Однако, к сожалению, сам' процент семей, где родители активны в физкультуре, очень низок.
Установлена закономерность, что физически слабым детям учиться труднее. Это обусловлено их более низкой не только физической, но и умственной работоспособностью, в связи с чем у таких ослабленных детей при выполнении учебных заданий быстрее наступает утомление. Им в общей сложности приходится сидеть для выполнения этих заданий дольше, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их общем и физическом здоровье. Среди школьников с низким уровнем физического развития 30—40% неуспевающих, со средним развитием таких учащихся — 10%, а с хорошим развитием — 4—5%. Понятно, что без целенаправленной физической культуры разорвать этот порочный круг для имеющих низкий уровень развития детей невозможно. Именно поэтому период активного формирования организма — школьный возраст — оказывается самым уязвимым для здоровья человека: за 10 лет обучения в школе хроническая заболеваемость детей возрастает в 4—6 раз, а среди выпускников средней школы абсолютно здоровых оказывается не более 6—8%.
В возрасте второго детства (до 10—12 лет) детям можно рекомендовать любые физические упражнения. Исключение надо сделать лишь для видов с длительным статическим удержанием грузов (что отрицательно сказывается на опорно-двигательном аппарате и росте тела ребенка в длину) и видов с длительным натуживанием (через повышение внутригрудного и внутри-брюшного давлений это неблагоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе школьника). У ребенка этого возраста относительно слабы процессы внутреннего торможения в ЦНС, в связи с чем он не любит выполнять длительные монотонные упражнения, поэтому лучшим средством физического воспитания для них являются игры. Игра является замечательным средством не только физического, но и эстетического, трудового, нравственного воспитания, она стимулирует и познавательную активность ребенка. Вот почему, придав любому виду детской активности игровую форму, можно поддержать и повысить работоспособность, интерес, наклонности и восприимчивость ребенка.
Как следует относиться к спортивной специализации младшего школьника? Прежде всего, она не должна быть обязательной для всех. Идеальным вариантом следует считать такой, когда ребенок занимается всеми доступными и интересными для него видами спорта понемногу. Любой из них имеет свои достоинства, но имеет и недостатки. При занятиях же многими видами положительные стороны каждого суммируются, отрицательные — нивелируются. В результате такой ребенок, обладая богатым арсеналом двигательных умений и навыков, имеет в своей физической подготовленности преимущество перед представителями отдельных видов спорта (хотя и уступает им в «их» видах). Зачастую узкая спортивная специализация (даже младшеклас-сника) сопряжена с необходимостью тренироваться долго и часто. Организм ребенка восстанавливается после физической нагрузки в общем-то довольно интенсивно. Однако мир ребенка — это не только движение. Вокруг много нужного и интересного, чего при многократных тренировках и постоянном утомлении ребенок оказывается лишенным. При таком режиме ребенок оказывается обделенным самим детством с его радостями и печалями, познанием мира и поисками своего места в нем, он развивается эмоционально бедным и жизненным прагматиком. Разумеется, здесь речь идет не о школьных спортивных секциях, а о тех ДЮСШ, где работа идет «на результат», на инкубирование чемпионов уже с самого маленького возраста, порой с 4—5 лет.
Не может быть двух мнений по поводу врачебных справок об освобождении школьников от уроков физкультуры. Речь даже не идет о «липовых» справках, а об освобождении учащихся, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья. Нет оправдания выписывающему такую справку врачу, так как чисто профессионально он должен понимать, что, обрекая ребенка на покой и фармакологию, он только усугубит его состояние. В этих условиях есть только одно действенное и естественное средство терапии большинства заболеваний — движение. Разумеется, не обязательно в форме только школьных уроков физкультуры.
В подростковом возрасте (11—14 лет у девочек, 12—15 пет у мальчиков) бурно текущие процессы полового созревания ведут к серьезным изменениям во всем функционировании организма. В этих условиях роль физической культуры исключительно высока.
Активизация функций половых желез с началом полового созревания ведет, в частности, к тому, что рост подростка порой за несколько месяцев может увеличиться на 15—20 см. Это создает целый ряд проблем с деятельностью различных органов и систем. Прежде всего, при возрастании массы сердца в этот период увеличение длины тела ведет к тому, что артериальные сосуды вытягиваются и просвет их, по крайней мере, не меняется. Вот почему сильные сокращения ставшего более мощным сердца дают и больший выброс крови в эти относительно узкие сосуды, что довольно часто провоцирует так называемую юношескую гипертонию. Ее не следует рассматривать как патологию, и если подросток ведет здоровый образ жизни, имеет активный двигательный режим, то ему не грозят неблагоприятные последствия такого нарушения,(следует лишь исключить виды спорта, в которых физические упражнения требуют значительного статического напряжения и/или повышения внутригрудного давления: тяжелую атлетику, борьбу всех видов, гимнастику спортивную и атлетическую). Более того, в большинстве видов спорта юношеская гипертония не является противопоказанием к участию в соревнованиях. И наоборот, если в этом случае ребенка ограничить в регулярных занятиях физической культурой, то с большой долей уверенности можно сказать, что к 35—40 годам этот человек станет гипертоником.
Интенсивный рост тела в длину обусловливает растяжение и мышц — разгибателей спины, поэтому истонченные мышцы не в состоянии «держать спину», и у подростков часто возникают нарушения осанки. Именно эти нарушения у них чаще всего и привлекают внимание окружающих: сведенные вперед плечи, наклоненная голова, согбенная спина, унылый общий вид; грудная клетка узкая, что затрудняет нормальное функционирование сердца и легких... Вот почему для подростков в отношении осанки особенно важны две взаимодополняющие рекомендации.
Прежде всего необходимо тренировать мышцы спины, их статическую выносливость. В этом ему помогут гимнастические динамические упражнения с преодолением веса собственного тела, с небольшими отягощениями и другие средства. И второе: необходим постоянный контроль за осанкой. Причем важно приучить подростка к самоконтролю, построенному на основании дидактического принципа сознательности и активности, на осознании подстерегающей его опасности. Подросток много времени проводит за партой и письменным столом, телевизором, и его правильная посадка исключит любые случайности с осанкой. Тем более что возникающее затем окостенение позвонков дает такую конфигурацию, которая соответствует уже привычной для него осанке.
При слабости мышц — разгибателей спины и неправильной посадке подростка возникает вероятность не только нарушения осанки. Когда расстояние от его глаз до рабочей поверхности (стола, книги и др.) оказывается меньшим 30—35 см, постепенно возникает атония тех мышц и связок глаза, от которых зависит кривизна хрусталика. Теперь они не могут обеспечить соответствующее уплощение последнего при зрении вдаль, и возникает близорукость — миопия. Этому же способствует и то обстоятельство, что в периоде полового созревания начинается активный рост глазного яблока в передне-заднем размерах, что само по себе создает дополнительные требования к механизмам обеспечения кривизны хрусталика. Сочетание этих факторов и дает печальный результат — от 20 до 50% школьников, особенно старших возрастов, страдает миопией.
Целенаправленное использование физических упражнений позволяет предупредить возможность тех неблагоприятных изменений в физическом состоянии, психике и здоровье подростка в целом, о которых уже говорилось выше. Здесь особенно ценны такие виды занятий, как длительные малоинтенсивные цик.аине-ские упражнения (незаменимые для тренировки абсолютно всех вегетативных систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной) и гимнастические общеразвивающие виды (кроме имеющих преимущественно статический характер, о чем уже говорилось).
Значимость занятий физической культурой возрастает многократно, если они сопровождаются осознанным отношением к ним подростка. Он должен их не просто выполнять — должен ду-
мать, хорошо себе представлять механизмы действий этих упражнений на организм. Только такой подход может обеспечить подростку устойчивое заинтересованное отношение к физической культуре, которое он пронесет через всю последующую жизнь.
Еще одним фактором, обусловливающим выбор оптимальных средств физической культуры в этом возрасте, являются анато-мо-физиологические особенности полов, о чем уже говорилось выше.
Следует всемерно поддерживать и поощрять интерес подростков к занятиям спортом, предупреждая их, однако, о возможных последствиях «большого спорта» для здоровья человека.
Юношеский возраст (до 20 лет у девушек, до 21 года у юношей) — это возраст возмужания, когда приближаются к достаточно высоким показателям функциональные возможности организма, когда, в контексте разговора о здоровье, человек должен быть физически подготовленным к решению основных социально-бытовых задач: высокопроизводительно трудиться, выполнять свой долг по защите Родины (юноша, хотя отметим, что в 18 лет он в полной мере к решению этой задачи еще не готов) и рожать крепких здоровых детей (девушка).
<<< Назад | Содержание | Дальше >>> |