МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

Утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 13 мая 1994 года

 

Введение

Организационно-методическая основа проектирования особо охраняемых природных территорий возникла в середине 70‑х гг. на основе научных и прикладных разработок, выполненных Центральной научно-исследовательской лабораторией охотничьего хозяйства и заповедников Главохоты РСФСР. Коллектив отдела заповедников и заказников Лаборатории подготавливал тогда проект Генеральной схемы развития сети государственных заповедников и республиканских заказников Российской Федерации на период до 1990 г. (она была одобрена республиканским Госпланом в 1979 г.). Незаменимым инструментом для реализации этой схемы оказались Методические указания, разработанные Ф. Р. Штильмарком и утвержденные Главохотой РСФСР в 1975 г. Они использовались при проектировании десятков заповедников и заказников вплоть до последних лет, хотя по мере изменения социально-экономической обстановки в стране требовали все большего числа корректив. «Указания...» сразу же взяли на вооружение проектно-изыскательские экспедиции Главохоты РСФСР, особенно — Центральная и Западно-Сибирская, а также другие организации, которые участвовали в создании новых заповедников и заказников.

Со временем число методических источников по проектированию особо охраняемых территорий увеличивалось. На Украине, например, еще в 1976 г. был утвержден первый в СССР стандарт «Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации заповедных объектов (РСТ 1745-76)». С 1984 г. действуют «Положение о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств об образовании (объявлении) и регистрации территорий и объектов природно-заповедного фонда Украинской ССР» и указания «Проектирование организации территории государственных заповедников, природных национальных парков и других заповедных территорий и объектов».

В нескольких союзных республиках, в том числе и в России, имелись методические документы по проектированию государственных природных национальных парков, отличающихся большой спецификой и требующих самостоятельных организационно-экономических подходов.

Настоящие Методические указания являются итогом постепенной трансформации и приспособления к меняющейся обстановке Методики от 1975 г. В последние годы правовая и социальная обстановка, а также экономика России изменились настолько глубоко, что потребовался отказ от имевшихся текстов Указаний, начального и промежуточных, и подготовка, по сути дела, нового методического документа, сохранившего, впрочем, определенную методическую преемственность с прежним.

В течение двух с лишним десятилетий проектанты имели возможность подробно знакомиться с территорией будущих заповедников, организовывать экспедиции, проводить натурные обследования и учеты диких животных, в том числе довольно массовых, обычных. Часто применялись авиация, водно-моторный транспорт. Стоимость проектирования зависела от площади объекта, отсюда — не всегда обоснованное стремление проектантов создавать обширные заповедники. Проектирование одного объекта нередко занимало 1—1,5 года, а иногда — и больший срок. Состав проектно-изыскательских партий и отрядов достигал иногда 8—10 человек.

В настоящее время условия проектирования резко ухудшились. Ограничения в финансировании, колоссальный рост транспортных, особенно авиационных, тарифов, дороговизна гостиниц и другие подобные обстоятельства заставляют сократить срок полевых изысканий до минимально необходимого уровня и концентрировать внимание на подготовке землеотводного дела и согласованиях территории, отводимой под заповедник, с землевладельцами, землепользователями и местными органами власти. Подразумевается, что научный коллектив созданного заповедника самостоятельно в течение многих лет будет изучать свою территорию, свои экосистемы и охраняемые объекты и совершенствовать их охрану.

Сказанное, однако, не означает полного отказа от натурных обследований. Проектанты должны иметь собственное представление о заповедуемой территории и особенно — об ее ценных и уязвимых объектах.

В новых условиях чрезвычайно велика роль местных ученых и естествоиспытателей, из числа которых следует выбирать научного руководителя проекта. Существенно изменило ситуацию появление региональных природоохранных структур со специалистами по охраняемым природным территориям. При таких условиях проектно-изыскательские экспедиции могут командировать в регионы минимальное число постоянных сотрудников, ориентируясь в основном на помощников из числа местных ученых.

Большие изменения в практику проектно-изыскательских работ вносят перемены в природоохранном и ресурсном законодательстве. Увеличившиеся права землевладельцев и землепользователей, а также местных органов власти заставляют руководителей проектов отказываться от силовых решений, связанных с командами «сверху», искать взаимопонимания, доходчиво убеждать в пользе или даже необходимости заповедования того или иного объекта. При этом приходится всемерно вникать в интересы местного населения, которые прежде при организации природоохранных объектов нередко игнорировались.

Проектанты должны всемерно использовать средства массовой информации для оповещения о своих целях и задачах и привлечения на свою сторону как можно большего числа местных жителей.

Продолжающиеся перемены в общем и природоохранном законодательстве, в системе регионального управления и экономике природопользования, без сомнения, уже в скором времени сделают неизбежной адаптацию к новым условиям и данного Методического указания. Мы были бы благодарны всем за предложения по его совершенствованию.

Составитель:
доктор биологических наук

В. В. Дёжкин

1. Общие положения

1.1. Государственные природные заповедники (ГПЗ) входят в состав природно-заповедного фонда Российской Федерации, изъятие земель которого запрещено.

1.2. Особо охраняемые природные территории, в том числе и ГПЗ, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации.

1.3. Государственный природный заповедник — участок биосферы (территория, акватория), навсегда изъятый из хозяйственной деятельности с целью его сохранения и изучения природных явлений и процессов, субъект природного наследия национального уровня. ГПЗ является природоохранным и научно-исследовательским учреждением, причем обе эти функции равнозначны и одинаково важны.

1.4. Основные функции ГПЗ:

— поддержание экологического равновесия (баланса) региона;

— сохранение биологического (видового и экосистемного) разнообразия;

— сохранение природного наследия;

— ресурсоохранная, ресурсообогащающая и ресурсовосстановительная;

— сохранение и восстановление генетического фонда;

— средоохранная;

— информационная (научно-исследовательская);

— просветительская.

Все перечисленные функции (выраженные в различных ГПЗ в неодинаковой степени) взаимосвязаны и реализуются комплексно, в зависимости от задач и возможностей ГПЗ.

1.5. Охраняемые природные территории (ОПТ), в т.ч. ГПЗ, постоянно взаимодействуют со всеми организационно-хозяйственными формами биологического природопользования, что предопределяет необходимость при проектировании ОПТ учитывать функции и состояние эксплуатируемых экосистем и их способность выполнять те или иные природоохранные и ресурсосберегающие функции.

1.6. В функциональном плане ОПТ и в их числе ГПЗ, не теряя своей организационной самостоятельности, входят в информационно-природоохранные системы региональных государственных комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, тесно взаимодействуют с ними.

1.7. Заповедование территорий ГПЗ, запрещение в них хозяйственной деятельности с общегосударственной и общеэкологической точек зрения является переходом к более высокой и социально значимой форме природопользования, а не «изъятием из хозяйственного оборота» природных ресурсов.

1.8. Ученые и специалисты, занимающиеся проектированием и организацией ОПТ, имеют все основания считать себя исполнителями важнейших социальных и природоохранных задач и претендовать на высокий общественный статус.

 

2. Организация проектно-изыскательских работ
(первая стадия) 

2.1. В современных условиях проектанты занимаются не поисками территорий под ГПЗ, а реализацией уже имеющихся предложений, что в значительной мере предопределяет программу и специфику их действий.

2.2. Проектно-изыскательская организация (институт, экспедиция, фирма и др.) получает задание на проектирование того или иного объекта на основании перспективной схемы развития сети ОПТ России или (в более редких случаях) в соответствии с инициативными предложениями субъектов Федерации, отдельных организаций и ведомств.

2.3. Получив задание (предложение), проектант рассматривает его целесо­образность с позиций общей и региональной охраны природы, анализирует возможную природоохранную и информационную эффективность объекта, оценивает предстоящие затраты и приемлемую договорную цену проектно-изыскательских работ. Собранная информация обсуждается на научно-техническом (консультативном) Совете. При выявлении необоснованности заказа возможен обоснованный отказ в проектировании того или иного объекта.

2.4. Согласившись в принципе с заданием (предложением), проектант ставит в известность об этом заказчика и на основании полученного от последнего технического задания на проектирование (форма 1) проводит оперативное согласование всех вопросов, определяет сроки и договорную цену и заключает договор на проектирование (форма 2). Проект договора визируется заместителем руководителя (главным специалистом) и главным бухгалтером предприятия.

2.5. Наличие подписанного договора является основанием для формирования проектно-изыскательской партии (отряда). Руководитель предприятия (института, экспедиции, фирмы) отдает приказ на проектирование конкретного объекта, в котором указываются начальник партии (отряда) и (на основании договора) сроки и общая стоимость работ.

2.6. Начальником партии (отряда) назначается опытный высококвалифицированный, как правило, штатный сотрудник проектного учреждения. Он является автором проекта и распорядителем кредитов по проектируемому объекту с правом заключать контракты со специалистами и хозяйственные договоры (в пределах утвержденной сметы), пересматривать статьи сметы (с уведомлением администрации) без увеличения общей суммы затрат. Начальник партии несет полную, в том числе и финансовую, ответственность в соответствии с заключенным с ним контрактом за своевременность и качество проектирования.

2.7. Начальник партии (отряда), используя предыдущие ориентировочные расчеты, составляет рабочую смету работ, комплектует партию (отряд), приглашает научного руководителя (консультанта) проекта. Число и специальность сотрудников партии (отряда), время и продолжительность их участия в проектировании, условия оплаты определяются начальником отряда в зависимости от специфики объекта и имеющихся ассигнований. Основную часть партии целесообразно формировать в регионе, в котором организуется ГПЗ, из ученых и специалистов, хорошо знающих регион.

2.8. Основанием для выезда начальника партии (отряда) к месту проектирования является распоряжение Минприроды РФ о подготовке организации данного объекта и предварительное согласие местных органов власти.

2.9. По приезде в регион начальник отряда (партии) вступает в деловой контакт с региональным Комитетом по охране природы, знакомится с местной ситуацией, отношением научных организаций и общественности к создаваемому заповеднику и предпринимает шаги по подготовке решения (распоряжения) Главы администрации республики (края, области) о проектировании данного объекта. Это решение (распоряжение) является главным формальным основанием для начала конкретных проектно-изыскательских работ.

2.10. Исходя из местной обстановки, начальник партии (отряда) уточняет план работ и предстоящие затраты и комплектует отряд (партию), согласовывая ее состав с научным руководителем (консультантом), также приглашаемым из числа авторитетных местных ученых. Желательно широкое ознакомление научно-исследовательских организаций и общественности региона путем личных контактов и через средства массовой информации с особенностями и задачами создаваемого заповедника.

 

3. Содержание и методы проектно-изыскательских работ

3.1. В итоге изысканий должен быть подготовлен и защищен Проект организации данного государственного природного заповедника, схема которого приведена в приложении (форма 3). Изъятие отдельных разделов этой схемы допускается лишь с письменного разрешения администрации проектной организации.

3.2. Основные задачи проектантов: проверка обоснованности и уточнение выбора объекта, выделение, ограничение и изучение его в натуре, формулировка главных задач и профиля ГПЗ, определение особенностей статуса и режима, включая систему охраны, оформление и согласование материалов проектных изысканий, участие в процедуре их обсуждения и утверждения.

3.3. Работа проектантов должна строиться по правилам необходимого минимума. Новые организационно-экономические условия, сложившиеся в настоящее время, не позволяют осуществлять детальное обследование территории, предна­значенной для заповедования, проводить проектно-изыскательские работы в длительные сроки, широко использовать современные транспортные средства, особенно — авиацию. Поэтому необходимо:

— до начала проектных изысканий находить, анализировать и обобщать всю информацию, относящуюся к создаваемому объекту;

— всемерно использовать знание данной территории и ее природных объектов, имеющееся у местных ученых и научно-исследовательских учреждений;

— широко привлекать анкетные и опросные данные;

— иметь в виду, что коллектив организованного природоохранного объекта обязан в процессе многолетней работы всесторонне изучить заповедник, уточнить его цели, задачи, научный профиль, особенности режима. Не следует при проектировании пытаться окончательно решить эти сложные вопросы;

— в любом случае, даже при самой жесткой экономии командировочных и транспортных расходов, начальник партии (а при возможности — и ее научный руководитель) обязан иметь личное представление об общем характере заповедуе­мой территории, ее наиболее важных и ценных элементах, спорных и уязвимых площадях и границах.

3.4. Содержание и подготовка отдельных разделов Проекта.

3.4.1. Введение

Характеризуются документы, на основании которых проводились проектные изыскания. Приводится состав отряда (партии), место и время работы партии и каждого специалиста. Указывается объем, место и содержание натурных исследований (возможно приложение простейших картосхем). Перечисляются использованные ведомственные, статистические и литературные материалы. Описываются особые обстоятельства, отклонения от плана работы, намечавшихся задач и целей (если отклонения имелись). Общая самооценка итогов проведенных изы­сканий.

3.4.2. Глава 1. Предпроектные обоснования целесообразности организации заповедника

3.4.2.1. Обоснования, содержащиеся в перспективной Схеме (индивидуальной заявке). Дополнительные аргументы, приводимые в литературных источниках и в заключениях (рекомендациях) ученых и специалистов.

3.4.2.2. Имевшиеся основания выбора именно данной территории с предлагаемыми площадью и границами. Наличие альтернативных или частично не совпадающих вариантов.

3.4.2.3. Итоговая точка зрения на обоснованность создания заповедника, его площадь и границы, полученная в результате проведения проектных изысканий.

Методический комментарий

— Общая целесообразность организации данного ГПЗ, как правило, обоснована в утвержденной перспективной сети ООПТ России. При рассмотрении индивидуальной (внеочередной) заявки следует проанализировать потребность в данном объекте с общих экосистемных (ландшафтно-географических) позиций с учетом наличия в данном или соседних регионах уникальных и угрожаемых природных объектов и требований биологического разнообразия. Следует иметь в виду, что ГПЗ должны иметь соответствующие физико-географические, а не административные регионы.

Очередность реализации объектов из перспективных схем ООПТ определяется прежде всего их сохранностью, ростом антропогенной нагрузки и угрозой во­влечения территорий в интенсивное хозяйственное освоение.

— Выделение в натуре конкретных ГПЗ требует хорошего знания принципов и методов их проектирования, экологических условий и ресурсных особенностей региона, информации о наличии и функциях местной сети ООПТ и предполагает отказ от традиционных шаблонных приемов и использование инициативных творче­ских подходов. Необходимо глубоко понимать задачи и функции намечаемого ГПЗ, его роль и место в региональных природоохранных и эксплуатационных системах.

— Зональные территориальные нормативы площадей заповедников, рекомендованные в 70—80‑х гг. ЦНИЛ Главохоты РСФСР (работы К. П. Филонова, К. Д. Зыкова, Ф. Р. Штильмарка и др.), представляются в настоящее время в целом избыточными, особенно в отношении объектов, расположенных в открытых ландшафтах, в степях и полупустынях. В сложившихся условиях, когда непреобразованные хозяйственной деятельностью участки этих ландшафтов в России почти исчезли, допустимо заповедовать территории в несколько сотен или даже десятков гектаров, если на них сохранились ценные и исчезающие природные объекты и если имеются возможности их территориальной охраны. Желательно включать в заповедник несколько таких участков по кластерному принципу. В других ландшафтах (например, в таежной зоне) системы ООПТ целесообразно формировать по бассейновому принципу, имея один относительно крупный заповедник и несколько дополняющих его более мелких заповедников, а также комплексных и видовых заказников (Ю. Г. Пузаченко).

— В настоящее время все чаще под заповедники предлагают (или согласовывают) территории, серьезно нарушенные хозяйственной деятельностью и (или) имеющие значительное население. Выработка правильного отношения к таким территориям является одной из самых сложных проблем заповедной науки. Очевидно, что:

а) любая заповедуемая территория должна иметь сохранившиеся природные объекты, представляющие высокую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую ценность;

б) недопустимо заповедование обширных «радиационных (подвергшихся радиоактивному заражению) пустынь», «лунных ландшафтов», «мелиоративных пустошей», участков ирригационных солончаков, антропогенных пустынь и других территорий, глубоко разрушенных деятельностью человека (Дежкин,1991)[1]. Они (за исключением радиационных пустынь) могут составлять лишь небольшие «вкрапления» в будущем заповеднике, если их отсутствие нарушает экологическую целостность и ухудшает условия охраны заповедуемых территорий;

в) размещение внутри ГПЗ населенных пунктов (особенно крупных) и эксплуа­тируемых территорий, а также дорог общего пользования чрезвычайно усложняет деятельность этих ООПТ и отрицательно сказывается на строгости их режима. По возможности даже с некоторым ущербом для функций будущего ГПЗ следует «вырезать» эти объекты из заповедуемой территории. Целесообразнее несколько уменьшить общую площадь ГПЗ, нежели создать внутри него или в ближайшем соседстве источник постоянного напряжения и беспокойства.

— Интересы коренного населения, особенно национального, при проектировании ГПЗ должны учитываться в максимальной степени.

При безусловной необходимости создания ГПЗ в данном месте и наличии здесь коренных жителей возможен компромисс, заключающийся в сохранении на части территории будущего заповедника участков традиционного природопользования (промысловой охоты и рыбной ловли, северного оленеводства, кочевого животноводства). Однако эти участки не должны занимать свыше 15—20% заповедной территории и должны располагаться, как правило, на периферии. В Решении местного органа власти об организации данного заповедника и в Положении о заповеднике предусматривается отказ от интенсификации этих отраслей природопользования.

— При невозможности реализации подхода, намеченного выше (и при большой ценности намеченных к заповеданию природных объектов), возможны иные решения: организация природного парка федерального или общерегионального значения или биосферного заповедника. Следует, однако, иметь в виду, что одна из основных функций природных парков — рекреационная, и, следовательно, их организация оправдана лишь в регионах, перспективных для развития управляемой массовой рекреации. У биосферных заповедников своя специфика, возможное число их в стране и регионах ограничено, и поэтому не следует рассматривать эту форму в качестве альтернативы абсолютным («настоящим») заповедникам.

В прочих ситуациях ориентируются на создание эколого-этнических территорий или заказников федерального значения.

— При уточнении размеров, границ, конфигурации ГПЗ в процессе устройства учитываются ландшафтная дифференциация территории, расположение и ценность основных экосистем и охраняемых объектов, размещение населения, характер современной и перспективной хозяйственной деятельности.

— Территория ГПЗ должна быть по возможности экологически автономной, то есть включать в себя полностью основные достаточно крупные охраняемые экосистемы и ландшафты, что обеспечивает в них процессы саморегуляции.

Необходимо стремиться к включению в ГПЗ популяций основных охраняемых видов животных с их сезонными стациями и цельных фитоценозов.

3.4.3. Глава 2. Комплексная характеристика территории заповедника и региона, в котором он находится

3.4.3.1. Природно-экономические особенности региона расположения ГПЗ: место в природном и хозяйственном районировании, общие природно-географические особенности, направления и перспективы хозяйственной деятельности, демографическая ситуация, состояние биологических природных ресурсов, темпы и перспективы их эксплуатации, состояние окружающей природной среды и среды обитания человека, наличие действующих ООПТ.

Комментарий. Регион характеризуется предельно кратко. Важно выявить и лаконично описать природно-экономический фон деятельности будущего ГПЗ — в настоящее время и в перспективе. Используются региональные физико-географические источники и ежегодные Государственные доклады о состоянии окружаю­щей природной среды.

3.4.3.2. Характеристика территории заповедника:

Территория заповедника: географические координаты, площадь, границы, обоснованное уточнение границ и площади, сделанное в процессе изысканий.

Особенности геологического строения.

Рельеф.

Гидрографическая сеть.

Гидрологическая характеристика.

Климат.

Почвы.

Наличие и (если присутствует) характер вечной мерзлоты.

Флора и растительный мир.

Фауна и животный мир.

Хозяйственный комплекс:

а) на территории заповедника;

б) в окрестностях заповедника (в том числе и в охранной зоне), могущий влиять на заповеданную территорию — в настоящее время и в перспективе.

Демографическая ситуация.

Пути сообщения, транспортная система.

Комментарий. Характеристика территории ГПЗ должна основываться на исчерпывающем анализе литературных, ведомственных, опросных материалов, информации ученых и на личном ознакомлении со спорными и наиболее ценными и уязвимыми участками. Все разделы главы одинаково значимы и должны быть объективно отражены в Проекте в соответствии с уже упоминавшимся принципом необходимой достаточности. Уделяют внимание геологии местности, обычно игнорируемой проектантами. Климатические и гидрологические характеристики основывают на данных одной или нескольких близлежащих метеостанций и гидро­постов (при отсутствии их на территории заповедника). В разделах о растительном и животном мире приводят сведения о принадлежности территории к той или иной геоботанической и зоогеографической структурной единице биорайонирования. При описании демографической ситуации обязательно обращают внимание на национальный состав и традиции природопользования населения, его зависимость от заповедоваемых ресурсов.

3.4.4. Глава 3. Особо охраняемые природные объекты 

Геологические объекты.

Гидрологические объекты.

Типичные и (или) уникальные экосистемы (ландшафты).

Эстетически привлекательные объекты (в т.ч. указанные выше).

Объекты растительного мира:

— реликты, эндемики;

— примечательные фитоценозы;

— редкие формы растений.

Объекты животного мира:

— реликты, эндемики;

— примечательные зооценозы;

— места размножения и сезонных концентраций, миграционные маршруты;

— редкие формы животных.

Прочие природные объекты, требующие особого внимания и охраны.

Комментарий. Глава является ключевой для Проекта, подтверждающей необходимость заповедования данной территории, наличие на ней природных объектов, требующих комплексной охраны. Основные объекты охраны, особенно экосистемы (ландшафты), достопримечательные фито- и зооценозы, выдающиеся памятники природы должны быть осмотрены проектантами лично, во время натурных обследований. Желательно их по возможности подробное описание, фотографирование. Наличие и обилие (численность) редких видов выявляются (подтверждаются) в зависимости от их особенностей и имеющихся возможностей. Выявляются угрозы (кратковременные и долгосрочные) особо ценным природным объектам, способы и методы их территориальной охраны. Приводится картосхема наличия и распределения таких объектов.

3.4.5. Глава 4. Роль и место ГПЗ в региональном природохозяйственном и природоохранном комплексе 

3.4.5.1. Возможное влияние ГПЗ на региональный природно-хозяйственный комплекс:

— связанное с изъятием из хозяйственного использования природных ресурсов заповедной территории;

— связанное с ресурсоохранными, ресурсообогащающими и ресурсовосстановительными функциями ГПЗ.

Комментарий. Вначале указывается хозяйственный «ущерб», причиненный прекращением эксплуатации природных ресурсов на заповедуемой территории. Затем расчетно определяется позитивная роль ГПЗ в охране и восстановлении биологических природных ресурсов, в поддержании чистоты и баланса атмосферы и гидросферы (в процессе деятельности научный коллектив ГПЗ должен постоянно расширять и углублять эту первичную информацию).

3.4.5.2. Взаимодействие с коренным населением, в том числе с представителями малых этносов, и возможности компромиссных решений.

Комментарий. При малой численности коренного населения и строгой регламентации его деятельности на основе принципов традиционного (экстенсивного) природопользования этот фактор можно рассматривать в качестве исторически присущего данной природохозяйственной экосистеме, «естественной» для нее.

3.4.5.3. Включение в действующую систему территориальной охраны природы, взаимодействие с региональными природоохранными структурами, в том числе — по получению и интерпретации фоновой экологической информации.

3.4.5.4. Природоохранная пропаганда, экологическое просвещение и др. позитивные функции ГПЗ.

3.4.6. Глава 5. Организация территории ГПЗ[2]

3.4.6.1. Выбор места для центральной усадьбы.

Комментарий. В последние десятилетия управления ГПЗ размещаются, как правило, в республиканских (областных, краевых) и районных центрах, что связано с необходимостью иметь хотя бы минимальную сервисную и информационную среду, отсутствующую в «глубинке». С восстановлением экономики государства и транспортной системы возможно изменение ситуации и постепенное перемещение административных центров на территории ГПЗ или в ближайшие к ним места.

3.4.6.2. Дифференциация территории.

3.4.6.3. Размещение лесничеств, кордонов, зимовий, наблюдательных пунктов и стационаров, противопожарных разводов и вышек. Хозяйственные участки для самообеспечения.

Комментарий. По современным представлениям, территории ГПЗ не зонируются по характеру заповедного режима, с этой точки зрения они гомогенны. Могут быть выделены хозяйственные участки для самообеспечения, занимающие незначительный процент общей территории и не включающие в себя особо ценные природные объекты. Теория управления охраняемыми экосистемами предусматривает возможность функциональной дифференциации территории ГПЗ по характеру прошлых антропогенных воздействий (что не означает установления дифференцированного режима заповедности).

Целесообразность установления и характер квартальной сети определяются в задании на лесоустройство ГПЗ (после обсуждения на Ученом совете).

Лесничества и кордоны охраны целесообразно размещать компактно, на периферии ГПЗ, в местах наиболее вероятного проникновения нарушителей заповедного режима.

3.4.6.4. Внутризаповедные пути сообщения и передвижения (дороги, тропы, переходы через водоемы, гати и др.).

3.4.7. Глава 6. Организация охраны ГПЗ

3.4.7.1. Выбор форм и методов охраны.

3.4.7.2. Охрана особо ценных природных объектов.

Комментарий. В настоящее время постоянная индивидуальная охрана ГПЗ лесниками-наблюдателями в пределах своих обходов все чаще совмещается с групповым патрулированием наиболее угрожаемых участков и маршрутов под руководством инспекции по охране ГПЗ. При наличии информации проектанты должны наметить маршруты и периодичность такого патрулирования (и отразить их на простейшей картосхеме).

Задачи и методы охраны особо ценных природных объектов рассматриваются в зависимости от конкретной ситуации.

3.4.7.3. Противопожарные мероприятия.

3.4.7.4. Охранная зона (границы, режим).

Комментарий. Необходимость организации охранной зоны определяется ситуацией на территориях, прилегающих к ГПЗ. В принципе это полезная структура, потенциал которой целесообразно использовать.

Конфигурация и площадь охранной зоны зависят от внешних антропогенных воздействий, для защиты от которых предназначена эта зона. Она может создаваться по одну (или нескольким) сторонам ГПЗ и отсутствовать у другой (других). Очень желательно создавать охранный режим в бассейнах водоемов, расположенных выше ГПЗ по течению.

3.4.8. Глава 7. Направление, содержание и организация 
научно-исследовательской работы

3.4.8.1. Проект научного профиля заповедника.

3.4.8.2. Основные объекты для наблюдения и изучения.

3.4.8.3. Примерная структура и штат научного отдела.

3.4.8.4. Организация контактов с научно-исследовательскими организациями региона.

3.4.8.5. Контакты в ведении экологического мониторинга с экологическими организациями региона.

Комментарий. Научно-исследовательская работа заповедника складывается постепенно, иногда — в течение десятилетий. В процессе проектирования важно правильно «нацелить» ее, вне зависимости от личностных, субъективных факторов (будущих руководителей и ведущих сотрудников научного отдела). Основная роль в решении этой важной задачи принадлежит научному руководителю (консультанту) проекта. Учитывается специфика создаваемого ГПЗ, характер заповедуемых и берущихся под охрану природных объектов, научные профили ближайших ГПЗ[3] и др. обстоятельства.

Новый ГПЗ должен быть в состоянии уже в первый год начать исследования по минимальному варианту «Программы Летописи природы», для чего его необходимо укомплектовать исходным штатом специалистов (приложение 2).

3.4.9. Глава 8. Финансовое и материально-техническое обеспечение работы ГПЗ 

3.4.9.1. Проект штатного расписания.

3.4.9.2. Потребность в капитальных вложениях.

3.4.9.3. Ориентировочная потребность в финансировании:

— на капстроительство;

— на капремонт;

— на приобретение основных фондов, в том числе на покупку транспортных средств;

— на обеспечение научным оборудованием и экспедиционным снаряжением;

— оборотные средства.

3.4.9.4. Нетрадиционные источники доходов.

Комментарий. Изменение экономических условий сделало нереальным нормативный подход в финансовом и материально-техническом обеспечении ГПЗ. Рекомендации, приводимые проектантами в данной главе, имеют ориентировочный характер и основываются как на финансовых и материальных потребностях ГПЗ, так и на возможностях финансирования и текущих ценах.

Для предложений по штатному обеспечению ГПЗ рекомендуются примерные нормативы, приведенные в приложении 2[4].

Под «нетрадиционными источниками доходов» подразумеваются экологиче­ский туризм, плата за пользование информационными и эстетическими ресурсами и другие аналогичные источники. Они должны строго регламентироваться, контролироваться и не наносить ущерб режиму ГПЗ и охраняемым природным объектам.

3.4.10. Глава 9. Землеустроительное дело 

3.4.10.1. Основные документы:

указание Минприроды о проведении проектирования;

распоряжение (постановление) глав исполнительной власти субъектов Федерации по вопросу создания заповедника, согласованное с заинтересованными республиками, краевыми, областными организациями (Управление лесного хозяйства, Управление сельского хозяйства и др.);

решения руководителей администрации районов о создании заповедника;

протоколы межведомственных совещаний;

документы согласований с землевладельцами и землепользователями.

3.4.10.2. Акты выбора, технического обследования и экспликация земельных участков, запрашиваемых к отводу из состава районов.

3.4.10.3. Сводная экспликация земель ГПЗ.

3.4.10.4. Сводная характеристика охранной зоны.

3.4.11. Глава 10. Проект Положения о заповеднике

Основывается на действующем типовом положении (приложение 3[5]), с максимальной конкретизацией применительно к особенностям данного объекта (приложение 4).

3.4.12. Заключение

Обобщение проведенных проектных изысканий и краткие рекомендации для коллектива организуемого ГПЗ.

3.4.13. Основные использованные источники 

Ведомственные.

Литературные.

Анкетно-опросные.

3.4.14. Приложения 

1. Описание границ ГПЗ.

2. Описание границ охранной зоны.

3. Картосхемы (в пакете).

Подписи начальника и научного руководителя
проектно-изыскательской партии (отряда)

4. Организация проектно-изыскательских работ
(завершающая стадия)

4.1. Для подготовки доброкачественного Проекта по приведенной выше Схеме необходима большая организационная работа в месте расположения будущего ГПЗ. Она должна быть хорошо подготовлена методически и психологически, основываться на убедительных аргументах в пользу создаваемого ГПЗ, на демонстрации его положительной роли в региональном природно-хозяйственном и природоохранном комплексе. Проектантам следует постоянно показывать заинтересованность в учете социально-экономических потребностей региона, в бесконфликтном разрешении споров и противоречий (без утраты основных позиций).

4.2. Решение главы администрации республики, края, области о начале проектных работ является основанием для принятия соответствующих решений органов власти районов, на территории которых будет размещаться создаваемый ГПЗ. Главы администрации районов до подготовки таких решений проводят при участии проектантов согласование с землевладельцами и землепользователями об отводе соответствующих участков земель. К решениям районных органов власти прилагаются акты технических обследований и протоколы согласований с леспромхозами, лесхозами, совхозами, колхозами, фермерами и др. собственниками и пользователями земель.

4.3. Вынесение согласованных решений глав районных администраций дает основания для подготовки землеотводного дела. Оно составляется в районных Комитетах по земельной реформе, леспромхозах, лесхозах, совхозах и колхозах на каждый участок территории (акты выбора земельных участков), передаваемый в ГПЗ, с экспликацией земель и выкопировками из соответствующих картосхем.

4.4. Акты выбора земельных участков составляются комиссией из должностных лиц района (заместителя главы администрации, председателя районного комитета по охране природы, главного районного архитектора, главного врача СЭС, инспектора госпожнадзора), а также начальником проектно-изыскательской партии и утверждаются Главой администрации (на подписи ставятся гербовые печати соответствующих учреждений).

4.5. При передаче в ГПЗ территорий цельных структурных подразделений (лесничества, объезда, обхода) приводится их сводная лесохозяйственная характеристика. При частичной передаче делаются выборки на передаваемые кварталы (выделы) из лесотаксационных описаний, которые затем обобщаются.

4.6. Подготовленный (с Землеотводным делом) Проект обсуждается со специа­листами и руководством регионального Комитета по охране природы, при необходимости — дорабатывается с учетом имеющихся приемлемых для природоохранных органов, землепользователей и проектантов замечаний и предложений.

4.7. На следующей стадии Проект защищается на научно-техническом Совете Учреждения-проектанта в присутствии полномочного представителя Заказчика. Совет: а) принимает Проект в имеющемся виде, б) принимает его с учетом рекомендуемых замечаний и предложений, в) рекомендует отвергнуть Проект.

4.8. Одобренный Проект перепечатывается в 4 экз. через 1,5 интервала, переплетается в твердую обложку и направляется: 2 экз. территориальному Комитету охраны природы (в том числе 1 экз. для администрации будущего заповедника), 1 экз. — в Минприроды России и 1 экз. — в архив проектной организации.

4.9. Завершающий этап проектирования — обсуждение Проекта на межведомственном совещании при Главе администрации. Проект представляет и защищает начальник проектно-изыскательской партии (отряда) с участием научного руководителя (консультанта).

4.10. После одобрения Проекта готовится Решение органа власти субъекта Федерации об организации государственного природного заповедника, направляе­мое в Минприроды РФ для рассмотрения, согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами и представления в Правительство РФ. Желательно, чтобы в соответствующих Решениях в Приложениях имелось описание границ создаваемого ГПЗ, а не поручение «определить (уточнить)» его границы.

Приложение 1

Форма 1

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ОБЪЕКТА

1. Заказчик _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

поручает Исполнителю (Центральной проектно-изыскательской экспедиции ЦПЭИ — ЦНИЛ Департамента охоты МСХ РФ) проектирование государственного природного заповедника (ГПЗ)

2. Основания для организации ГПЗ ______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Предварительное (рабочее) название ГПЗ _______________________________

4. Дислокация ГПЗ: республика (область, край) ____________________________

административный район (районы) ______________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Примерная площадь ГПЗ ____________________________________________

6. Наличие, расположение и площадь отдельных участков (филиалов)__________

_____________________________________________________________________________

7. Основные охраняемые природные объекты на территории ГПЗ ______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Требования к режиму ГПЗ ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Предполагаемый научный профиль ГПЗ ________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Дополнительные условия __________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

« ___ »___________ ______ г.         Заказчик ______________________

                                                           ______________________________

                                                           ______________________________

                                                           Форма 2

г. Москва « ___ »  ___________ _______ г.

ТИПОВОЙ ДОГОВОР НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО ЗАПОВЕДНИКА

Мы, нижеподписавшиеся:

Заказчик ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Исполнитель ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

заключили настоящий Договор на проведение проектно-изыскательских работ с целью организации государственного природного заповедника.

Предварительное (рабочее) название ____________________________________

_____________________________________________________________________________

Дислокация: республика, край, область ___________________________________

_____________________________________________________________________________

административный(е) район(ы) _________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ориентировочная площадь _________________ тыс. га _____________________

Срок действия договора _______________________________________________

Срок сдачи Проекта __________________________________________________

Организационно-методической основой для проектирования являются: 

— Положение о государственных заповедниках (1992 г.).

— Инструкция по проектированию государственных природных заповедников (1993 г.).

— Техническое задание на проектирование данного заповедника от ______  ____ г. (Приложение 1).

Обязательства сторон

А. Исполнитель:

1. Провести комплекс проектно-изыскательских работ по организации ГПЗ _____

_____________________________________________________________________________

2. Вынужденные отклонения от требований и условий, содержащихся в перечисленных выше документах, Исполнитель заблаговременно согласовывает с Заказчиком в ходе проектно-изыскательских работ.

3. Передает Заказчику Проект и землеотводное дело в срок до _________________ (приложение 2).

4. Устраняет в течение одного месяца со времени сдачи Проекта недостатки, обоснованно указанные Заказчиком, и учитывает его предложения, соответствующие методическим основам проектирования и явно улучшающие Проект.

Б.Заказчик:

1. Выплачивает Исполнителю (с учетом индексации на инфляцию) договорную цену за проведение проектно-изыскательских работ в сумме ________ (руб.), в т. ч.:

            — аванс                                                        — 40% договорной цены;

            — до (дата)                                                   — 40% договорной цены;

            — после принятия проекта заказчиком     — 20% договорной цены.

2. Оказывает через свои региональные органы помощь Исполнителю в бесплатном получении необходимой ведомственной информации, организации взаимодействия с местными органами власти, обеспечении транспортными средствами и приобретении проездных билетов, в организации полевых исследований и при необходимости подключает местных специалистов к проектным работам.

3. Организует квалифицированную экспертизу Проекта и в течение не более чем 30 дней с момента его сдачи дает заключение о возможности его приемки и реализации. В случае отсутствия заключения в указанные сроки Проект считается принятым.

Все спорные вопросы между сторонами решаются в установленном Законом порядке.

Адреса и реквизиты сторон:

            Заказчик:                                                       Исполнитель:

            __________________________                   _______________________

            __________________________                   _______________________

            __________________________                   _______________________

                                      Подписи, м/п                                             Подписи, м/п

 

Форма 3

СХЕМА ПРОЕКТА УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРИРОДНОГО ЗАПОВЕДНИКА

Введение.

Глава 1. Обоснования целесообразности организации заповедника.

Глава 2. Комплексная характеристика территории заповедника и региона, в котором он находится.

Глава 3. Особо охраняемые природные объекты.

Глава 4. Роль и место заповедника в региональном природоохранном и природохозяйственном комплексе.

Глава 5. Организация территории ГПЗ.

Глава 6. Организация охраны заповедника.

Глава 7. Направления, содержание и организация научно-исследовательской работы.

Глава 8. Финансовое и материально-техническое обеспечение работы ГПЗ.

Глава 9. Землеустроительное дело.

Глава 10. Проект Положения о заповеднике.

Приложения:         1. Описание границ заповедника.

                    2. Описание границ и хозяйственной структуры охранной зоны.

                    3. Картосхемы.

 

Приложение 4

СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРИРОДНОМ ЗАПОВЕДНИКЕ

1. Общие положения.

2. Задачи ГПЗ.

3. Порядок (история) образования ГПЗ, исходные документы.

4. Управление ГПЗ.

5. Правовой статус.

6. Режим.

7. Организация охраны.

8. Научно-исследовательская деятельность (научный профиль и основные направления НИР).

9. Финансово-хозяйственная деятельность ГПЗ.

10.   Штаты и условия оплаты труда.

11.   Обеспечение природоохранной и научно-исследовательской работы персонала.

12.   Контроль за деятельностью ГПЗ.


 

[1] Эти объекты должны охраняться и восстанавливаться организациями и ведомствами, допустившими их порчу.

[2] Некоторые общие принципы изложены в главе 1 (3.4.2).

[3] По поводу научных профилей см.: Сб. науч. тр. ЦНИЛ Главохоты РСФСР «Социально-экономические и экологические аспекты совершенствования деятельности заповедников». — М., 1985.

[4] Не приводится. — Примеч. сост.

[5] Не приводится. — Примеч. сост.