Утверждена Минприроды России 7 июня 1995 года
1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, техногенной аварии или катастрофы, агрессивного поведения диких животных, а также действий (бездействия) физических лиц, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы и ущерб здоровью людей.
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы и действия, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
Работники заповедника — лица, входящие в штат государственного природного заповедника.
Руководители заповедника — директор государственного природного заповедника, его первый заместитель и начальник охраны.
2. Задачи настоящей Инструкции
Настоящей Инструкцией регламентируются действия администрации и сотрудников государственных природных заповедников, направленные на:
— предупреждение развития чрезвычайных ситуаций;
— снижение размера ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Основные виды чрезвычайных ситуаций
К чрезвычайным ситуациям, связанным с угрозой для здоровья и жизни людей на территории государственного природного заповедника и его охранной зоны, следует относить:
— землетрясение, наводнение и иные стихийные бедствия;
— лесной (и иной растительный) пожар на территории государственного природного заповедника, его охранной зоны и иной подконтрольной территории;
— пожар на производственных и жилых объектах заповедника;
— аварии или повреждения производственных или жилых объектов, вызванные техническими, природными или иными причинами, представляющие угрозу для жизни и здоровья людей;
— авария находящегося в рейсе транспортного средства либо невозможность продолжения движения транспортного средства вследствие его неисправности, если при этом могут возникнуть угрожающие жизни и здоровью людей обстоятельства;
— невозвращение или неприбытие в пункт назначения работников заповедников, членов их семей, а равно иных лиц, выполняющих работы по договорам (соглашениям) с заповедником при выполнении научно-исследовательских, природоохранных и иных работ в пределах охраняемой заповедником территории;
— невыход на связь работников заповедников и иных лиц, находящихся в полевых группах, на плавучих и иных транспортных средствах, на кордонах и стационарах в течение двух установленных сеансов радиосвязи подряд;
— тяжелое состояние здоровья сотрудника заповедника или иного лица, находящегося на заповедной территории, вызванное болезнью, несчастным случаем или иными причинами и требующее срочной квалифицированной медицинской помощи;
— агрессивное поведение граждан, находящихся на охраняемой заповедником территории, а также возле жилых и производственных объектов заповедника, представляющее опасность для окружающих;
— появление агрессивных диких зверей в непосредственной близости от места проживания и работы сотрудников заповедника.
4. Исполнение требований настоящей Инструкции
Требования настоящей Инструкции обязательны для исполнения всеми работниками государственных природных заповедников, если действующими законодательными и нормативными актами не предусмотрен иной порядок действий. Директор заповедника обязан обеспечить доведение содержания настоящей Инструкции до сведения всех работников заповедника и ознакомление с ней под роспись.
5. Действия работников государственных природных заповедников в случае землетрясения, наводнения и иного стихийного бедствия
В государственных природных заповедниках, территории которых находятся в пределах сейсмически‑, лавино- и селеопасных зон, зон вулканической активности, а также подверженных катастрофическим наводнениям, действия работников (включая взаимодействие с местными органами по чрезвычайным ситуациям и их спасательными службами) в ходе возникновения и ликвидации соответствующих чрезвычайных ситуаций (землетрясения, извержения вулкана, схода лавины, селя, катастрофического наводнения) регламентируются инструкциями, разработанными с учетом местных условий и утвержденными директорами этих государственных природных заповедников.
6. Действия работников государственных природных заповедников в случае возникновения лесного (и иного растительного) пожара
При обнаружении лесного (и иного растительного) пожара на территории государственного природного заповедника, его охранной зоны и иной подконтрольной территории каждый работник заповедника обязан:
а) принять меры к ликвидации пожара (возгорания) своими силами, если это представляется возможным;
б) незамедлительно сообщить о пожаре руководителям заповедника или штатным сотрудникам службы охраны.
Руководители заповедника при получении информации о возникновении пожара обязаны:
а) организовать тушение пожара силами заповедника;
б) оповестить о случившемся региональную базу авиалесоохраны, территориальный орган лесного хозяйства, районную комиссию по борьбе с лесными пожарами и при необходимости решать с ними вопрос о привлечении для тушения пожара дополнительных сил и средств.
7. Действия работников государственных природных заповедников в случае возникновения пожара на производственных и жилых объектах заповедника
В случаях возникновения пожара на производственных и жилых объектах заповедника каждый работник заповедника обязан:
а) принять меры по тушению пожара своими силами, обесточиванию электрооборудования и оказанию помощи в эвакуации людей из горящего здания, если это представляется возможным;
б) немедленно оповестить о пожаре администрацию и всех находящихся поблизости людей, а также пожарную охрану (если это возможно).
Руководители заповедника при получении информации о возникновении пожара обязаны:
а) организовать работы по тушению пожара, спасению людей и оказанию помощи пострадавшим;
б) оповестить о случившемся пожарную охрану.
Более детальный порядок действий работников в случае возникновения пожара с учетом конкретных условий каждого государственного природного заповедника определяется в приказе (инструкции) его директора о противопожарном режиме учреждения, подготовленном в соответствии с требованиями п.1.2.3. «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ‑01‑93), введенными в действие приказом МВД России от 14.12.93 г. № 536.
8. Действия работников государственных природных заповедников в случае аварии либо повреждения производственных или жилых объектов, вызванных техническими, природными или иными причинами, представляющими угрозу для жизни и здоровья людей
В случае обнаружения аварии или повреждения производственных или жилых объектов, вызванных техническими, природными или иными причинами, представляющими угрозу для жизни и здоровья людей, каждый работник заповедника обязан:
а) оказать помощь в эвакуации людей из поврежденного здания, сооружения и иного объекта;
б) незамедлительно поставить в известность руководителей заповедника.
Руководители заповедника обязаны:
а) принять срочные меры по обеспечению безопасности людей, находящихся в аварийных или поврежденных помещениях и иных объектах;
б) организовать аварийно-спасательные и ремонтно-восстановительные работы;
в) при необходимости информировать о случившемся территориальные органы власти и местного самоуправления, а также районный комитет по чрезвычайным ситуациям для решения с ними вопроса о возможностях привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации последствий аварии.
9. Действия работников государственных природных заповедников в случае невозвращения или неприбытия в пункт назначения работников заповедников, членов их семей, а равно иных лиц, выполняющих работы по договорам (соглашениям) с заповедником, при выполнении научно-исследовательских, природоохранных и иных работ
В случае невозвращения или неприбытия в пункт назначения сотрудников заповедников, членов их семей, других лиц, работающих по договорам (соглашениям) с заповедником, при выполнении научно-исследовательских, природоохранных и иных работ каждый работник заповедника, установивший факт такого невозвращения или неприбытия, обязан незамедлительно сообщить об этом руководству заповедника.
Моментом возникновения чрезвычайной ситуации в таких случаях считается время после установленного срока возвращения (прибытия в пункт назначения). Контрольные сроки определяются лицом, ответственным за проведение работ, либо руководителем соответствующего подразделения.
Порядок исчисления начала чрезвычайной ситуации при невозвращении (неприбытии), аварии либо невыходе на связь воздушного транспортного средства (включая мотодельтопланы), эксплуатируемого заповедником самостоятельно, а также предпринимаемых в этом случае действий определяется директором заповедника исходя из местных условий и требований Наставления по производству полетов.
При возникновении чрезвычайной ситуации в вышеупомянутых случаях руководители заповедника организуют поисково-спасательные работы, включая осмотр предполагаемого местонахождения людей и транспортных средств, с привлечением при необходимости на добровольной основе других граждан.
В случае отрицательного результата поисков в течение суток руководство заповедника вырабатывает совместно с районным комитетом по чрезвычайным ситуациям план дальнейших мероприятий и немедленно принимает меры по его реализации.
10. Действия работников государственных природных заповедников в случае аварии находящегося в рейсе транспортного средства либо невозможности продолжения движения транспортного средства вследствие его неисправности, если при этом могут возникнуть угрожающие жизни и здоровью людей обстоятельства
Старший по должности работник, находящийся на транспортном средстве и отвечающий за его эксплуатацию, незамедлительно принимает меры:
а) по обеспечению безопасности находящихся на транспортном средстве людей (включая их эвакуацию и оказание первой медицинской помощи);
б) по извещению администрации заповедника о происшествии;
в) по устранению имеющей место технической неисправности или иных причин, препятствующих продолжению движения (если это не противоречит действующим правилам дорожного движения и другим нормативным актам);
г) по обеспечению сохранности транспортного средства и имеющегося груза, если это не связано с риском для жизни людей.
Руководители заповедника при получении информации о происшествии немедленно принимают меры:
а) по оказанию помощи находящимся на транспортном средстве людям и обеспечению их безопасности;
б) по ремонту поврежденного транспортного средства или устранению иных причин, препятствующих продолжению его движения, либо организации его доставки (буксировки) в место, где проведение ремонта целесообразнее.
11. Действия работников государственных природных заповедников в случае невыхода на связь работников заповедников и иных лиц, находящихся в полевых группах, на плавучих и иных транспортных средствах, на кордонах и стационарах
Моментом возникновения чрезвычайной ситуации в случае невыхода на связь работников заповедников и иных лиц, находящихся в полевых группах, на плавучих и иных транспортных средствах, на кордонах и стационарах, является истечение времени второго подряд сеанса радиосвязи, на котором она не была установлена (если причина отсутствия связи достоверно неизвестна).
Работник заповедника, установивший факт возникновения чрезвычайной ситуации, обязан незамедлительно проинформировать об этом руководителей заповедника.
При возникновении чрезвычайной ситуации в вышеупомянутых случаях руководители заповедника организуют осмотр предполагаемого местонахождения людей и транспортных средств, а при обнаружении их отсутствия — иные поисково-спасательные работы с привлечением при необходимости работников заповедника и на добровольной основе других граждан.
В случае отрицательного результата поисков в течение суток руководство заповедника вырабатывает совместно с районным комитетом по чрезвычайным ситуациям план дальнейших мероприятий и немедленно принимает меры по его реализации.
12. Действия работников государственных природных заповедников в случаях тяжелого состояния здоровья работника заповедника (или иного лица, находящегося на заповедной территории), вызванного болезнью, несчастным случаем или иными причинами и требующего срочной квалифицированной медицинской помощи
Каждый работник заповедника, явившийся свидетелем несчастного случая или тяжелого заболевания работника заповедника (или иного лица, находящегося на заповедной территории), требующего оказания срочной квалифицированной медицинской помощи (если надлежащие меры не были приняты другими лицами), обязан:
а) оказать возможную первую медицинскую помощь;
б) принять срочные меры по вызову (извещению) работников близлежащего медицинского пункта, а также оповещению руководителей заповедника и проживающих совместно с больным (пострадавшим) родственников;
в) при нахождении на полевых работах — в ближайший сеанс радиосвязи связаться с заповедником и выполнять в дальнейшем указания его руководителей; в случае отсутствия радиосвязи либо значительного промежутка времени до ближайшего сеанса в зависимости от ситуации принять меры по вывозу больного (пострадавшего) либо получению сторонней помощи (выход в ближайший жилой пункт и т. п.).
В случае заболевания или несчастного случая, происшедшего на транспортном средстве, находящийся на нем старший по должности работник, отвечающий за его эксплуатацию, незамедлительно принимает меры по доставке больного (пострадавшего) в ближайший медицинский пункт.
Руководители заповедника обязаны:
а) принять решение (при наличии на центральной усадьбе либо поблизости от нее фельдшерского пункта — совместно с фельдшером) о доставке больного (пострадавшего) в ближайшее медицинское учреждение;
б) выделить в срочном порядке транспорт для доставки больного (пострадавшего) в ближайший медицинский пункт, при необходимости вызвать санитарную авиацию;
в) при необходимости срочно направить спасательную группу для оказания больному (пострадавшему) первой помощи и доставки его в ближайший населенный пункт;
г) принять меры по обеспечению порядка расследования и учета несчастных случаев, происшедших с работником на производстве, в соответствии с положением, утвержденным постановлением ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР от 17 августа 1989 г.
13. Действия работников государственного природного заповедника в случаях представляющего опасность для окружающих агрессивного поведения граждан, находящихся на охраняемой заповедником территории, а также возле жилых и производственных объектов заповедника
В случаях, если возникшая чрезвычайная ситуация связана с выполнением работниками заповедника своих служебных обязанностей по охране природных комплексов и объектов, действия этих работников осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями по тактике выявления и задержания нарушителей заповедного режима, утвержденными Минприроды России 10 октября 1993 г., а в части применения оружия (в том числе при отражении группового или вооруженного нападения на служебные помещения заповедников, жилые и иные помещения, принадлежащие их работникам) — также в соответствии с Инструкцией о порядке оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в государственных природных заповедниках и национальных природных парках Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 22 сентября 1994 г. № 271 по согласованию с МВД России и Генеральной Прокуратурой России.
При любых обстоятельствах работники заповедника, подвергшиеся агрессии со стороны других лиц, руководствуются принципами необходимой обороны в соответствии с действующим законодательством.
Находящийся на территории населенного пункта работник заповедника, подвергшийся агрессии или явившийся свидетелем агрессивного поведения граждан, обязан незамедлительно оповестить об этом работников милиции, представителей пограничных или внутренних войск, а при их отсутствии — руководителей заповедника, независимо от того, имеет ли отношение данный инцидент к выполнению работником своих служебных обязанностей.
Руководители заповедника при возникновении вышеупомянутой чрезвычайной ситуации обязаны:
а) информировать о случившемся районный отдел внутренних дел (РОВД) или его местное отделение;
б) по согласованию с РОВД силами добровольцев принять меры по устранению чрезвычайной ситуации;
в) при отсутствии связи с РОВД предпринять по собственному усмотрению действия, направленные на защиту жизни и здоровья граждан;
г) предусмотреть в ходе ежегодной технической учебы работников заповедников изучение порядка действий в вышеупомянутых случаях, включая вопросы теории и практики необходимой обороны, применения оружия и специальных средств.
14. Действия работников государственных природных заповедников в случаях появления агрессивных диких зверей в непосредственной близости от места проживания и работы сотрудников заповедника
Работник заповедника, подвергшийся на территории заповедника агрессии со стороны опасного зверя или явившийся свидетелем таковой агрессии в отношении иных лиц, вправе использовать для защиты жизни и здоровья людей все находящиеся в его распоряжении средства, включая огнестрельное оружие. При этом работник обязан принять исчерпывающие меры по отпугиванию зверя (включая стрельбу в воздух), за исключением случаев, когда сделать это не представляется возможным. Обо всех фактах вынужденного отстрела зверей на заповедной территории работник обязан незамедлительно сообщить директору заповедника.
Работник заповедника, обнаруживший появление агрессивных диких зверей в непосредственной близости от места проживания и работы сотрудников заповедника, обязан незамедлительно предупредить об этом руководителей заповедника и других работников.
Директор заповедника при получении подобной информации обязан незамедлительно предупредить об этом жителей поселка, а также обеспечить принятие исчерпывающих мер по отпугиванию зверей. В случае, если принятые меры не дали результатов, директор должен решать вопрос о вынужденном отстреле (отлове) зверя в порядке, предусмотренном «Положением о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях на территориях государственных природных заповедников Российской Федерации», утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 1992 г. № 24.
В случаях самостоятельного вынужденного отстрела диких зверей работниками заповедника директор обязан обеспечить проведение служебного расследования соответствующих обстоятельств, а также принять меры к использованию продукции отстрела в соответствии с требованиями вышеупомянутого положения.
15. Представление информации при чрезвычайных ситуациях
Обо всех фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренных настоящей Инструкцией, директор государственного природного заповедника обязан в трехдневный срок с момента их возникновения телеграммой или телефонограммой проинформировать Управление заповедного дела Департамента биологических ресурсов и заповедного дела Минприроды России и в недельный срок направить в адрес Управления детальное письменное изложение происшедшего.
16. Учет местных условий
Обязательными приложениями к настоящей Инструкции являются:
а) список ответственных лиц, адресов, телефонов, радиочастот (других возможных средств связи) районных и региональных органов исполнительной власти, спасательных служб, других организаций, упомянутых в тексте настоящей инструкции, оповещение которых о возникновении чрезвычайной ситуации в заповеднике является необходимым;
б) схемы оповещения сотрудников заповедника в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций.
Директор заповедника вправе дополнить текст настоящей Инструкции положениями, отражающими специфику данного заповедника.