МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И  ЗАДЕРЖАНИЯ НАРУШИТЕЛЕЙ ЗАПОВЕДНОГО РЕЖИМА

Утверждены Минприроды России 10 октября 1993 года

 

Общие положения

1. Под охраной государственных природных заповедников и контролем за соблюдением заповедного режима понимается комплекс мероприятий, проводимых государственными инспекциями по охране государственных природных заповедников на территориях и акваториях заповедников, их охранных зон и заказников, находящихся в ведении заповедников с целью выявления и пресечения или предотвращения нарушений установленного для данной территории режима и природоохранного законодательства.

2. Работники государственных инспекций по охране заповедников (государственные инспектора) в своей деятельности руководствуются действующим природоохранным законодательством, Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.91 г. № 48, иными подзаконными актами, инструкциями, указаниями и рекомендациями Минприроды России, а также индивидуальными положениями о государственных природных заповедниках.

3. Дирекцией заповедника планируется работа по его охране, при этом объем и содержание мероприятий сообразуются с конкретными условиями (особенностями природных комплексов заповедника, динамикой и локализацией нарушений и т.д.), обеспечивается маневр силами и средствами для наиболее полного решения задач по охране заповедника (охранной зоны, заказника) и соблюдения установленного режима.

4. Руководящий состав инспекции (начальник охраны, старшие государственные инспектора) отвечает за обеспечение участников охранных мероприятий необходимой документацией, бланками протоколов о нарушении заповедного режима, описей-оценок на изымаемое имущество и продукцию, транспортом, средствами связи и сигнализации, табельным оружием и боеприпасами, другим необходимым инвентарем и материалами, необходимыми для охранной работы.

5. В охранных мероприятиях участвуют работники инспекции по охране государственных заповедников, а также работники других подразделений заповедников, в первую очередь те, которым в установленном порядке предоставлены права государственных инспекторов по охране природных заповедников.

В соответствии с Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР к охране заповедной территории могут привлекаться общественные инспекции, сформированные комитетами по охране природы и общественными природоохранными организациями.

При необходимости или целесообразности к охране заповедных территорий могут привлекаться штатные или общественные инспектора иных природоохранных органов, работники милиции и т.д. Этим лицам на время участия в охранных мероприятиях дирекцией заповедника выдаются бесплатные пропуска для нахождения на заповедной территории.

 

Методы и формы работы по борьбе с нарушениями заповедного режима и природоохранного законодательства

6. Наиболее эффективным методом работы по выявлению и пресечению фактов нарушения природоохранного законодательства является бригадный метод охраны угодий. Метод характеризуется сильным психологическим влиянием на нарушителей, подавлением, как правило, их желания к сопротивлению и другим негативным действиям. Бригаде (группе) инспекторов полностью посильно обнаружение, изъятие ружей и других орудий браконьерства и незаконно добытой продукции, правильная фиксация нарушений и точное установление личности нарушителей, а в необходимых случаях — доставка нарушителей в отделение милиции или сельский Совет народных депутатов для установления личности.

7. Значительно менее эффективен метод индивидуальных обходов. В ситуации «один на один с нарушителем» инспектору не всегда удается полностью и надлежащим образом провести работу по фиксации нарушения, установлению личности нарушителя, изъятию орудий и продукции браконьерства. Практически невозможно пресечение грубых нарушений, совершаемых группой нарушителей. Такой метод может быть применим для изъятия из угодий капканов, петель, верш, вентерей и других охотничьих и рыболовных самоловов, а также для профилактики малозначительных нарушений и разъяснительной работы с нарушителями.

В ряде случаев в условиях небольшого по территории заповедника, к тому же хорошо обеспеченного радиосвязью, наиболее эффективен комбинированный метод, когда инспектора в одиночку работают на поиск нарушителей. Oбнаружив их, вызывают по радиосвязи усиление из числа инспекторов соседних обходов или сотрудников, находящихся на центральной усадьбе. Инспектор, обнаруживший нарушителя, до прибытия поддержки старается себя не обнаружить (кроме случаев, когда из-за существенного экологического ущерба целесообразно пресечь действия нарушителя).

8. В природоохранной практике бригадный метод охраны угодий чаще всего практикуется в форме активного инспектирования. Эта форма представляет собой выход (выезд) бригады (группы) по заранее разработанному плану в определенные угодья для их охраны как в дневное, так и в ночное время. Во время рейда бригада обследует в первую очередь места концентрации дичи и рыбы, ягодники и другие угодья, привлекающие нарушителей.

Следует также обратить внимание на места, наиболее удобные для охоты или для посещения (вблизи дорог, населенных пунктов и т. п.).

Активное инспектирование может осуществляться в виде объезда (обхода) или поиска.

Oбъезд (обход) является заранее спланированным осмотром угодий с зонами наиболее вероятных нарушений. Его совершают на автотранспорте, лошадях или в пешем порядке.

Поиск представляет собой действия поисковой группы (либо бригады в целом), направленные на обнаружение и задержание нарушителей, точное место­нахождение которых неизвестно. Поводом к поиску могут быть заявления очевидцев, следы транспортных средств и людей, выстрелы, лай собак, плеск весел при гребле или ботании, дым костра и т. п. В этих случаях поиск ведется согласно ориентировочным сведениям и с учетом накопленных данных о подобного рода нарушениях.

9. В ряде случаев оказывается достаточно эффективным пассивное инспектирование, которое осуществляется организацией засад и секретов. Обычно засады устраиваются у мостов, переходов через ручьи, речки, канавы, на дорогах и тропах, когда в угодья ведет только одна дорога, постоянно используемая нарушителями. Возможны также ночные засады на глухариных токах и т. п. При хорошем знании местности и характера совершаемых нарушений эта форма бывает более эффективна, чем активное инспектирование.

10. В качестве самостоятельной формы инспектирования может быть выделена организация пикетов групп инспекторов, ведущих наблюдение и охрану с определенного места. Пикеты могут быть малочисленны и должны перекрывать дороги и тропы, ведущие на заповедную территорию. Пикеты могут применяться для предотвращения массовых, но не грубых нарушений (например, сбор грибов, ягод, иных дикоросов).

 

Требования к составу и оснащению патрульной бригады (группы)

11. Бригада (группа), как правило, должна состоять не менее чем из трех человек. Oптимальная численность бригады — 5 человек. Такое количество участников обеспечивает, с одной стороны, подвижность, мобильность и управляемость бригады, а с другой стороны, в большинстве случаев оказывается достаточным для задержания браконьеров и преодоления их сопротивления.

Большая численность бригады обычно бывает нужна для одновременной работы двух и более инспекторских групп, например, при патрулировании двух берегов водоема.

12. Старшим бригады обычно назначается наиболее опытный и подготовленный инспектор. Старший бригады должен обладать организаторскими способностями, знать законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды и заповедному делу; права и обязанности по охране заповедника; охраняемые угодья; расположение и направление основных путей сообщения, лесных дорог и тропинок, места обитания зверей и птиц; расположение населенных пунктов, отделений милиции и постов ГАИ. Этот человек должен быть волевым, смелым и инициативным, иметь авторитет среди членов бригады.

13. Старший бригады отвечает за успешное проведение рейда, а также за здоровье и жизнь его участников. В свою очередь члены бригады строго и точно выполняют команды и указания старшего, если они не противоречат действующему законодательству и нормам морали.

14. Для выхода бригады в рейд каждый член бригады должен иметь одежду и обувь сообразно погодным условиям, а также месту и времени проведения па­трулирования, инспекторское удостоверение, табельное оружие, бланки протоколов и расписок, авторучку и блокнот. В случае проведения ночной работы в брига­де должны быть фонари.

15. Кроме индивидуального снаряжения в бригаде необходимо иметь карту или схему местности, бинокль, 1—2 фотоаппарата с 2—3 пленками к каждому, компас, аптечку, средства сигнализации и радиосвязи, приспособления для упаковки изымаемых следов и предметов (шпагат, целлофановые пакеты и т.д.).

16. В зависимости от характера инспектируемых угодий, а также времени и способа инспектирования бригады оснащаются транспортными и плавучими средствами, различными приспособлениями для некоторых инспекторских операций (например, «кошкой» для обнаружения и извлечения из водоемов сетей, ловушек и других орудий лова).

17. При участии в инспектировании работников милиции в необходимых случаях бригады могут оснащаться спецсредствами для принудительной остановки автомототранспортных средств браконьеров. В этом случае спецсредства применяются только работниками милиции, имеющими на это право. При отсутствии спецсредств могут быть с успехом использованы некоторые подручные средства: например, для остановки колесного транспортного средства могут служить сельскохозяйственные бороны, положенные на пути следования клепами кверху; доска с толстыми торчащими гвоздями; трос или веревка, перетянутые через дорогу на уровне ветрового стекла; дерево или автотранспортное средство, которыми загораживают проезд. Моторную лодку можно остановить с помощью рыболовной сети, которая наматывается на винт. Перед применением таких средств следует предпринять попытки остановить автотранспортное средство с помощью жезла, а моторную лодку — с помощью флаг-отмашки, причем желательно, чтобы эти действия производил участник группы, являющийся общественным сотрудником ГАИ или инспекции по маломерным судам.

18. До выхода бригады в рейд старший бригады поручает отдельным членам обеспечение бригады тем или иным необходимым оборудованием, а непосредственно и перед выходом проверяет ее оснащенность.

 

Инструктаж бригады (группы)

19. Инструктаж проводится старшим непосредственно перед каждым инспекционным рейдом и диктуется необходимостью объединить и согласовать действия членов группы для выполнения поставленных задач, обеспечить эффективность и безопасность работы в постоянно меняющихся условиях инспектирования.

20. В зависимости от состава и оснащения бригады инструктаж может в сжатом и четко сформулированном виде содержать следующее:

20.1. Краткую характеристику района инспектирования.

20.2. Oбщие положения ведения инспектирования:

20.2.1. Соблюдение строгой дисциплины, подчинение старшему бригады на всех этапах инспектирования (принцип единоначалия); необходимость постоянно повышенного внимания всех членов группы к окружающей обстановке.

20.2.2. Вежливость, корректность, официальность в разговоре с нарушителем; своевременное предъявление документов инспектора.

20.2.3. Ситуации необходимости применения к нарушителю (‑ям) силы или оружия.

20.2.4. Ознакомление с маршрутами других оперативных групп (подгрупп).

20.2.5. Сроки и контрольное время возвращения на базу.

20.3. Информацию о тактических приемах выявления (поиска) нарушителей:

20.3.1. Порядок движения в угодьях.

20.3.2. Oбязанности впереди идущего, наблюдателя с биноклем, замыкающего, их взаимодействие со старшим группы.

20.3.3. Взаимодействие членов группы на маршруте, условная сигнализация внутри группы (при необходимости прислушаться, для одновременной остановки, привлечения внимания старшего).

20.3.4. Разделение группы на 2—3 подгруппы (при необходимости одновременного задержания нарушителей), старшие подгрупп.

20.3.5. Взаимодействие между группами, группой и транспортом, подгруппами при инспектировании различных типов угодий, использование средств радиосвязи и пиротехнических средств сигнализации.

20.4. Подробно и четко изложенные правила поведения и обязанности членов группы во время задержания нарушителя:

20.4.1. Порядок сближения, подхода к нарушителю.

20.4.2. Разговор с нарушителем ведет только один человек: старший группы или назначенный им инспектор.

20.4.3. Расположение членов группы вокруг нарушителя (кто с какой стороны и на каком расстоянии стоит), опробование расстановки.

20.4.4. Принудительное разряжение и изъятие оружия, кто проводит и кто страхует, команда или условный сигнал на разряжение (изъятие) оружия, отработка навыка разряжения и изъятия оружия.

20.4.5. Oсмотр места нарушения, стоянки — кто производит, на что обращать внимание, как докладывать старшему о результатах, фиксирование госзнаков транспортных средств, номеров ружей, других данных.

20.4.6. Фотографирование нарушителя, места и орудий нарушения, продукции незаконного природопользования, на что обращать внимание, интенсивность и правовая обоснованность фотографирования.

20.4.7. Наблюдение во время составления протокола в угодьях, извещение группы о приближении посторонних, других изменениях в окружающей обстановке.

20.5. Работа с транспортными средствами, ответственный за транспорт.

20.5.1. Действие отставшего или заблудившегося члена группы.

21. В зависимости от места, времени и характера работы, а также при использовании каких-либо приспособлений и оборудования в ходе инструктажа сообщается об их применении и о порядке работы.

22. Составление словесного портрета нарушителя.

 

Работа патрульной группы в угодьях

23. Находясь в угодьях на оперативной работе, каждый член группы должен быть сосредоточен, внимателен, четко выполнять команды и приказы старшего, соблюдать тишину и маскировку.

24. Передвижение группы по угодьям по возможности осуществляется компактно и бесшумно, стараясь оставлять меньше следов. При движении по дорогам, проселкам и т. п. следует двигаться в затылок друг другу, чтобы встречный нарушитель не смог быстро определить численность группы. По условному сигналу старшего группы или впереди идущего все члены группы одновременно останавливаются и прислушиваются. При работе в угодьях разговоры в группе сводятся к минимуму. В ночное время (особенно при пассивном инспектировании) следует максимально ограничить использование фонарей и курение. Необходимо помнить, что ночью нарушителя часто удается обнаружить по огоньку сигареты.

25. Часто нарушители знают о работе охраны заповедника и пытаются избежать встречи с патрульными группами и вообще незнакомыми людьми в угодьях. Для преодоления «мер предосторожности» со стороны нарушителей группа может выслать вперед на расстояние видимости аванпост из 1—2 человек. Чтобы не вызвать подозрения нарушителей, идущему в аванпосте желательно иметь охотничье ружье, удочку, корзину для грибов или иной предмет по сезону и характеру угодий, чтобы быть принятым за нарушителя.

В задачи аванпоста входит обнаружение нарушителя(лей) до того, как нарушитель обнаружит патрульную группу, условным сигналом предупредить группу об обнаружении, количестве и местонахождении нарушителей, принять меры к исключению бегства нарушителей, уничтожения ими орудий и продукции браконьерства.

26. При обнаружении нарушителя нельзя кричать, показывать пальцем, называть его браконьером. Необходимо скрытно сообщить старшему группы об обнаружении нарушителя, принять меры к сближению и задержанию.

27. При задержании инспектор должен обратить внимание на наличие у нарушителя огнестрельного или холодного оружия или предметов, которые могут быть использованы как оружие, и принять меры предосторожности.

При изъятии оружия у нарушителя нужно следить, чтобы стволы были направлены вверх или в сторону от людей. Разряжая оружие, соблюдать меры по технике безопасности.

28. При задержании нарушителя в лодке на воде следует принять меры к тому, чтобы причалить к берегу и уже на суше осуществлять необходимые действия. Иначе задержанный с целью избежания ответственности может попытаться перевернуть лодку инспектора, сделать в ней пробоину, выбросить за борт вещест­венные доказательства и т.п.

29. Во время контакта с нарушителем необходимо придерживаться следующих правил:

29.1. Нельзя становиться к задержанному спиной, отходить от него на большое расстояние, занимать неудобное для прямого общения положение.

Почувствовав небрежность и невнимательность со стороны инспекторов, браконьер может попытаться избавиться от незаконно добытой продукции и орудий браконьерства, скрыться бегством, применить силу и оружие против инспектора.

29.2. При составлении протокола или осмотре местности, транспортных средств, проверке документов члены бригады должны наблюдать за поведением задержанного и пресекать его опасные действия.

29.3. Разговор с нарушителем ведет только один инспектор — старший группы или назначенный им.

29.4. Всякое несогласие членов группы с действиями работающего инспектора может быть высказано только после окончания работы (оформления протокола) и отхода от нарушителя.

29.5. В присутствии нарушителя не следует давать членам бригады инструктивных указаний, кроме случаев, когда этого требует обстановка.

29.6. При задержании группы нарушителей следует по возможности изолировать их друг от друга, выявить организаторов и установить личность каждого задержанного.

29.7. Если группа захваченных браконьеров по численности окажется больше рейдовой группы, следует действовать смело, быстро, решительно и в то же время вести себя спокойно и корректно. Если задержанные почувствуют неуверенность в силе со стороны группы, они могут не подчиниться и уйти безнаказанными.

30. Если при задержании или доставлении нарушителей кто-то из них сумел скрыться от охраны, то следует иметь в виду, что сбежавший может организовать группу местных жителей с целью освобождения соучастников браконьерства, возврата отобранных снастей и оружия, уничтожения протокола, фотопленки и др.

31. Если в ходе рейда группа вскрывает нарушение, образующее состав преступления, или сталкивается с вооруженным сопротивлением или иным опасным посягательством, или вынуждена применить оружие, следует прервать рейд и завершить работу по конфликтной, уголовно наказуемой ситуации: задержать нарушителей, установить их личности, доставить нарушителей в органы внутренних дел, проинформировать работников OВД о произошедшем и добиться от них принятия адекватных мер.

32. При обнаружении туши добытого животного или продуктов охоты, приготовленных к транспортировке, инспекторская группа должна действовать следующим образом:

32.1. Осторожно, чтобы не оставить своих следов, осмотреть продукты охоты и близлежащую местность.

32.2. По оставленным браконьерами следам обуви и транспортных средств определить количество браконьеров и направление их ухода.

32.3. Сообщить в дирекцию заповедника об обнаруженном и принимаемых мерах. При необходимости вызвать подмогу.

32.4. Распределить с учетом местной обстановки обязанности каждого участника рейда и место его нахождения (естественное укрытие) до прибытия браконьеров. Места расположения членов группы должны располагаться по треугольнику, в центре которого должно быть обнаруженное.

32.5. Прибывшим браконьерам дать возможность подойти к продуктам охоты. В тех случаях, когда браконьеры прибыли на место с оружием, подо­ждать, когда оружие будет поставлено в сторону. Для доказательства причаст­ности браконьеров к незаконной добыче продуктов охоты целесообразно дать им приступить к каким-либо действиям (снятие шкуры, разделка, погрузка), которые бы изобличили их.

32.6. Одному из членов бригады потребовать от браконьеров не двигаться, предупредить, что они окружены инспекторской группой. Если задержание осуществляется ночью — осветить браконьеров мощным источником света, по возможности сфотографировать их. Если нарушителей задерживают в остановившемся грузовом автотранспорте, 2 инспектора должны блокировать с подножек обе двери машины, третий залезает в кузов и занавешивает плащом, палаткой или другими предметами ветровое стекло перед водителем.

32.7. Поскольку обычно подобные случаи браконьерства носят признаки уголовного преступления, необходимо вызвать (по рации, через посыльного и т. п.) инспектора дознания органа внутренних дел для производства осмотра места происшествия, а в случае невозможности его прибытия — приступить к осмотру. Oсмотр может быть перенесен с ночного времени на утро (день), когда производство его не затруднено и возможно максимальное фи­ксирование всех улик. Но при этом место незаконной охоты охраняется. Составляется акт об осмотре места происшествия.

32.8. Установить личность каждого браконьера, а при невозможности и при наличии признаков преступления — доставить их в ближайший орган вну­тренних дел или сельский (поселковый) Совет народных депутатов.

33. При обнаружении охотничьих или рыболовных самоловов (капканы, петли, подрези, сети, верши, вентеря и т. п.) группа действует исходя из характера самоловов:

33.1. Такие самоловы, как сети, капканы, подрези, проверяются владельцами регулярно (обычно не реже раза в сутки), поэтому есть возможность организовать засаду для задержания владельца самоловной снасти.

33.2. Некоторые самоловы (верши, вентеря, петли) могут не проверяться владельцами длительное время (до недели). Такие самоловы следует изымать из угодий. На месте установки снасти желательно оставить листовку «Ваша снасть изъята охраной заповедника». Снятие снасти следует начинать только после составления протокола об обнаружении и изъятии бесхозяйной снасти.

 

Функции членов группы и их выполнение

34. Для успешного выполнения инспекторских задач старший группы во время инструктажа распределяет между членами группы различные функции на маршруте, при работе с нарушителями и т.п. Один и тот же член группы может выполнять несколько функций. Обычно при активном и пассивном инспектировании выделяются следующие функции: второй инспектор (помощник бригадира), работающие инспектора, страхующие, наблюдатели, фотограф.

При распределении функций между членами группы старший оставляет себе минимальное их количество, т.к. выполнение любой функции отвлекает от общего контроля ситуации и руководства группой.

35. Второй инспектор (помощник бригадира) оказывает помощь старшему группы в работе по руководству действиями группы; в случае разделения группы на­двое (см. выше) — возглавляет вторую часть группы.

36. Работающие инспектора непосредственно задерживают нарушителя, устанавливают личность нарушителя, составляют протокол и другие необходимые документы. Особенности этой работы будут рассмотрены в двух последующих разделах.

37. Страхующие назначаются по возможности к каждому работающему ин­спектору. Во время работы с нарушителем, составления протокола страхующий должен находиться по правую руку от нарушителя и быть готовым к пресечению попыток сопротивления, бегства, уничтожения вещественных доказательств, иных противоправных действий.

38. Особенно важна роль страхующего при работе с вооруженными нарушителями. В подобных случаях желательно, чтобы инспектора сопровождали двое страхую­щих:

38.1. Первый страхующий стоит по правую руку от нарушителя и при необходимости производит принудительное разряжение и изъятие оружия.

38.2. Второй страхующий стоит по левую руку и несколько сзади от нарушителя. Его задача — исключить попытку к бегству со стороны нарушителя, возможность прыжком выиграть расстояние, перегруппироваться, вскинуть оружие. При принудительном изъятии оружия второй страхующий перехватывает левую руку нарушителя.

39. Порядок принудительного разряжания оружия следующий:

39.1. При встрече с нарушителем инспектор предъявляет удостоверение, представляется и просит разрядить оружие. Если нарушитель отказывается сделать это, инспектор повторяет просьбу и предупреждает об ответственности за неповиновение должностному лицу. В случае повторного отказа инспектор дает команду «Разрядить!», по которой страхующий производит принудительное разряжание.

39.2. Для принудительного разряжания оружия страхующий должен с шагом вперед захватить оружие левой рукой в области цевья или за ствол у верх­ней антабки, правой рукой открыть патронник и извлечь патроны. Для разряжания охотничьих винтовок или карабинов следует снять оружие с предо­хранителя и передернуть затвор. Для многозарядных ружей и карабинов нужно передернуть затвор несколько раз. Oружие при принудительном разряжании остается на плече нарушителя.

40. Oружие у охотников изымается в случае оказания вооруженного сопротивления, нападения или явной угрозы вооруженного сопротивления и нападения; если нарушение носит преступный характер; при отсутствии разрешения на хранение и ношение оружия и других документов, удостоверяющих личность нарушителя.

Поскольку ответственность за охоту на территории заповедника предусмотрена статьей 166 УК России, инспектор формально имеет право изымать охотничье оружие при вскрытии любого охотнарушения на территории заповедника.

41. Порядок принудительного изъятия охотничьего оружия следующий:

41.1. Приняв решение об изъятии оружия, инспектор просит нарушителя передать оружие. Если нарушитель отказывается сделать это, инспектор повторяет просьбу и предупреждает об ответственности за неповиновение должностному лицу. В случае повторного отказа инспектор дает команду «Оружие!», по которой страхующий производит принудительное изъятие.

41.2. Для принудительного изъятия оружия страхующий должен с шагом вперед захватить оружие одной рукой в области цевья или за ствол у верхнего антабка, а другой — за шейку приклада (правая рука должна быть сверху) и круговым движением вверх и в сторону снять оружие с нарушителя, затем сделать шаг назад. Второй страхующий в этот момент перехватывает левую руку нарушителя, при необходимости нейтрализует его противодействие.

42. Наблюдение на маршруте ведется всеми членами группы, однако некоторым наблюдателям определяются специфические функции.

42.1. Впереди идущий наблюдатель следует в голове группы или в аван­посте. Его задача — своевременно обнаружить нарушителей или следы нарушения и предупредить знаками группу о численности нарушителей, характере нарушения и т. п.

Проходя пересечение дорог, просек и т. п., наблюдатель останавливает группу, выходит на дорогу, пересекающую маршрут, осматривает ее и после дает сигнал для пересечения группой дороги.

42.2. Замыкающий наблюдатель следует в конце строя группы и периодически оглядывается на пройденный участок пути. Практика показывает необходимость такого наблюдения, т. к. нарушитель может выйти вслед группе или пропустить группу, находясь в укрытии, а затем проследовать в противо­положном направлении.

42.3. Наблюдатель с биноклем передвигается с группой в индивидуальном темпе. Он может обогнать группу или немного отстать. Его задача — обнаружение нарушителей или их следов на дальнем расстоянии. Когда наблюдатель останавливается и ведет наблюдение, группа продолжает движение, т. к. остановка всей группы обязательно привлечет внимание и вызовет подозрение нарушителей. Наблюдая в бинокль, нельзя расставлять локти в стороны, их нужно держать на груди; иначе нарушитель даже на большом расстоянии догадается, что на него смотрят в бинокль.

42.4. При передвижении группы по угодьям на автомашине, катере и т. п. также организуется курсовое и фланговое наблюдение.

43. Применение фотосъемки значительно увеличивает эффективность оперативной группы, т.к. позволяет объективно зафиксировать факт нарушения, способствует установлению личности нарушителя, оказывает определенное психологическое воздействие на нарушителя, дисциплинирует его, снижает вероятность оказания им сопротивления. Поэтому очень желательно наличие в группе фотографа.

43.1. Съемку мест нарушения и самих нарушителей целесообразно проводить в следующем объеме:

43.1.1. Обзорный снимок, отражающий характер места задержания, действия нарушителей, расположение в момент задержания орудий и продукции браконьерства, плавсредств, транспорта; снимок должен позволять при необходимости найти место задержания.

43.1.2. Крупномасштабные снимки каждого нарушителя в двух ракурсах: анфас и три четверти.

43.1.3. Снимки орудий и продукции браконьерства с их отличительными особенностями.

43.1.4. Снимки автотранспорта и плавсредств, позволяющие определить их марку и номера; на снимках должны быть видны также отличительные особенности: вмятины, переделки и т. п.

43.2. Фотографирование самого нарушителя целесообразней производить в первые минуты разговора инспектора с ним, как только установлен факт браконьерства. Oбычно фотографирование начинают по команде инспектора «Фото!» или условному знаку. Первый снимок желательно сделать навскидку, чтобы нарушитель, отвлеченный инспектором, не успел отвернуться или заслониться.

43.3. Моменты оказания сопротивления нарушителями необходимо снимать без команды. В этом случае после съемки фотограф должен принять меры к сохранению фотоматериалов.

В случае, когда не исключено преследование со стороны нарушителей и попытка изъятия силой отснятых пленок, необходимо быстро и незаметно для нарушителей перезарядить фотоаппарат, заменив кассету на новую. В том случае, когда кончилась пленка, а запасной нет, для морального воздействия на нарушителя необходимо имитировать фотосъемку.

43.4. Не следует увлекаться съемкой нарушителя, т. к. продолжительная фотосъемка отвлекает, а нередко и раздражает его, мешает работе инспектора.

43.5. Все аспекты работы фотографа подробно оговариваются во время инструктажа.

44. В группе возможно выделение и распределение между ее членами других функций. Например, наиболее физически подготовленные члены группы могут быть выделены для участия в погоне.

 

Обращение инспекторов с нарушителями заповедного режима

45. При исполнении обязанностей по охране заповедного режима инспектор должен вести себя вежливо и тактично, обращаться к нарушителям заповедного режима на «вы», замечания и требования излагать корректно и убедительно, не допуская слов и действий, оскорбляющих личность и достоинство.

46. В обращении с нарушителями заповедного режима недопустимы:

46.1. Высокомерный тон, грубость и заносчивость.

46.2. Ироническое или невежливое изложение существа нарушения.

46.3. Oскорбительные выражения и реплики.

46.4. Бестактные нравоучения, упреки и необоснованные обвинения.

46.5. Угрожающие слова, жесты и знаки.

47. В разговоре с нарушителем заповедного режима инспектор обязан проявлять выдержку и рассудительность, не вступать в пререкания и споры, не отвечать грубостью на грубость.

48. С подростками и несовершеннолетними гражданами, совершившими нарушение заповедного режима, инспектор должен обходиться так же вежливо, как и со взрослыми гражданами. Замечания этим лицам делаются с учетом их возраста, психологии и уровня развития.

49. Oбнаружив факт нарушения заповедного режима и сблизившись с нарушителем, инспектор должен поздороваться, представиться — назвать свою должность и фамилию, предъявить инспекторское удостоверение, после чего изложить нарушителю существо допущенного нарушения.

Например: «Здравствуйте. Инспектор по охране Воронежского госзаповедника Петров. Гражданин, на территории заповедника запрещается сбор грибов и ягод, а также нахождение без специального разрешения».

Если нарушитель имеет возможность избавиться от вещественных доказательств (например, выбросить рыболовные снасти за борт лодки), то эти предметы должны быть блокированы уже в момент представления и предъявления удостоверения. Также следует исключить возможность нарушителя скрыться с места нарушения.

50. Если нарушитель имеет огнестрельное оружие, инспектор сразу же после представления предлагает разоружить его. Все дальнейшие разговоры с нарушителем ведутся при разряженном оружии. Действия инспекторской группы при отказе нарушителя разрядить оружие описаны в предыдущем разделе.

51. Для установления личности нарушителя инспектор предлагает предъявить документы, удостоверяющие личность (паспорт, охотничий билет, удостоверение на право управления транспортным средством и т. д.).

52. Проверяемые документы нельзя ронять на землю, выставлять под дождь или снег, загрязнять, мять, загибать страницы.

Если документ находится в бумажнике или в него вложены записки или деньги, необходимо предложить владельцу документа самому вынуть документ из бумажника и освободить его от указанных предметов.

53. Недействительные или просроченные документы, а также документы, выданные на другое лицо, подлежат изъятию с последующей передачей организациям, выдавшим их.

54. Часто нарушители говорят, что документы забыли дома, и предлагают сходить за ними вместе в населенный пункт. Даже если селение находится рядом, следует избегать любых заходов в населенные пункты при отсутствии в группе автотранспорта.

55. В случае отсутствия документов у нарушителя инспектор устанавливает его личность одним из способов, изложенных в следующем разделе.

Протокол на нарушителя должен быть составлен в любом случае хотя бы с его слов.

56. В случае изъятия у нарушителя продукции и орудий незаконного природопользования или транспортных средств инспектор кроме протокола составляет опись-оценку в двух экземплярах с перечислением изъятого.

Один экземпляр описи-оценки передается нарушителю под расписку.

57. При необходимости для обнаружения продукции и орудий незаконного природопользования на основании Положения о госзаповедниках в РСФСР ин­спектор может производить досмотр вещей и транспортных средств нарушителя. При этом составляется специальный акт о проведении досмотра или делается отметка в протоколе.

 

Способы установления личности нарушителя

58. Личность нарушителя инспектор может устанавливать по предъявленным документам, путем личного опознания или опознания другими лицами. В после­днем случае данные лица, опознавшего нарушителя, вносятся в протокол вместе с записью: «Личность нарушителя подтверждаю» и личной подписью.

59. Если установить личность нарушителя на месте задержания не представляется возможным, инспектора доставляют нарушителя для установления личности в ближайшие отделения милиции (что наиболее оптимально), сельский (поселковый) Совет, лесничество или контору заповедника.

60. В природоохранной практике часты случаи, когда документы нарушителем не предъявлены, опознание нарушителя невозможно, а доставка нарушителя для установления личности в сельсовет, лесничество и т. п. затруднена и связана с прерыванием рейда.  В этих случаях используют один из нижеприведенных способов установления личности:

60.1. Если нарушителей несколько — используется прием перекрестного опроса, для чего нарушители изолируются друг от друга.

При этом у каждого нарушителя спрашиваются данные о нем самом и о других нарушителях, записываются и сравниваются.

60.2. Личность владельца автомашины или мотоцикла можно выяснить по знаку госрегистрации транспортного средства в ГАИ, владельца лодки — по бортовому номеру в государственной инспекции по маломерным судам или на лодочной станции. Знаки госрегистрации транспорта (а также номера ружей и т. п.) следует фиксировать нескольким членам группы независимо друг от друга. Записывается марка транспорта, его цвет, серия и номер госзнака (у грузового автотранспорта, кроме того, — название автопредприятия).

60.3. Личность нарушителя из местных жителей можно установить по фотографиям, предъявив их участковому инспектору милиции.

Дополнительную информацию о месте жительства нарушителя дают особенности его экипировки и одежды. Этому способствует также краткий разговор с нарушителем.

60.4. Нередко нарушители сообщают о себе правильные сведения, если им говорят, что их адрес необходим для вызова за получением временно изъятых орудий браконьерства и транспортных средств. Полезно обратить внимание нарушителя на несопоставимость размеров штрафа и стоимости временно изъятого имущества.

60.5. Ложные сведения, сообщенные нарушителем, иногда удается выявить, предварительно записав его данные в блокноте и через некоторое время повторив опрос, а также сравнивая подписи в разных графах протокола с на­званной фамилией.

60.6. При наличии в группе радиостанции можно связаться с конторой заповедника или лесничеством и организовать проверку личности нарушителя через адресное бюро или имитировать такую проверку (для успешной имитации требуются некоторые психологические способности).

61. Необходимо помнить, что последние четыре из перечисленных способов установления личности нарушителя недостаточно надежны и могут применяться только при невозможности установить личность нарушителя более эффективным способом.

 

Необходимая оборона

62. В соответствии с действующим законодательством не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным кодексом, но совершенное в состоянии необходимой обороны. Под необходимой обороной понимается правомерная защита государственных, общественных и личных интересов от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему, нанесения телесного повреждения, иных насильственных действий.

63. Oборона признается необходимой, а значит правомерной, если посягательство является общественно опасным и действительным. По своим объективным чертам посягательство при необходимой обороне должно содержать в себе признаки преступления. Если же посягательство по характеру и степени общественной опасности малозначительно или имеет признаки административного право­нарушения, состояния необходимой обороны не возникает. При этом применение оружия правомерным не является и влечет уголовную ответственность.

64. Вред, причиняемый посягающему в условиях необходимой обороны, должен быть сопоставим или меньше вреда предотвращаемого.

65. Огнестрельное оружие может быть применено в порядке необходимой обороны в соответствии с Инструкцией о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия и боевых припасов к нему в государственных природных заповедниках и национальных природных парках Российской Федерации.

Oгнестрельное оружие может быть применено лишь против посягательства, представляющего повышенную общественную опасность.

Признаки общественно опасного посягательства со стороны браконьера проявляются, как правило, во вскидывании и направлении заряженного огнестрельного оружия в сторону инспекторов, нападении с ножом, топором или иным предметом, применение которого опасно для жизни и здоровья обороняющегося, целенаправленном использовании автотранспортных средств против жизни и здоровья обороняющегося и т. д.

66. Необходимая оборона должна быть своевременной, т. е. насильственные действия в отношении посягающего могут быть применены только в момент посягательства. Когда посягательство пресечено или прекращено по иным причинам, насильственные действия в отношении посягавшего могут трактоваться как акт мести, самосуд. В таком случае они не считаются совершенными в состоянии необходимой обороны.

Единственным исключением является случай, когда браконьер совершил тяжкое преступление (ранение или убийство члена группы) и пытается скрыться. В этом случае применение огнестрельного оружия допустимо.

67. При совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

68. Действия по задержанию браконьера и необходимая оборона различны по юридической природе, что находит свое выражение в различии условий их правомерности. При необходимой обороне преступник является нападающей стороной, а при задержании — уклоняющейся, пассивной. Если же задерживаемый браконь­ер оказывает сопротивление законным действиям инспекторов и это сопротивление перерастает в общественно опасное посягательство, сразу возникает состояние необходимой обороны.

Характер мер по задержанию должен соответствовать обстановке задержания: степени интенсивности и способу оказываемого сопротивления; числу браконьеров и инспекторов, наличию возможности задержания путем применения более безопасных средств и способов.

69. Приняв решение о применении огнестрельного оружия, инспектор обязан сделать предупреждение окриком: «Стой, стрелять буду!», — а затем, при необходимости, предупредительным выстрелом вверх. Если нападающий не реагирует на предупредительный выстрел, оружие наводится на цель, производится выстрел на поражение человека или транспортных средств. При этом необходимо стремиться причинить по возможности меньший вред.

При наличии посягательства, опасного для жизни и здоровья граждан, и отсутст­вии времени на предупреждение огнестрельное оружие может быть применено без предупреждения.

70. После применения огнестрельного оружия инспектор обязан:

70.1. Поставить оружие на предохранитель.

70.2. В случае ранения браконьера принять меры к оказанию пострадавшему неотложной медицинской помощи на месте и доставить его в медицинское учреждение, соблюдая необходимые меры предосторожности от внезапного нападения.

70.3. В случаях ранения или смертельного исхода обеспечить охрану места происшествия (стреляные пули и гильзы не подбирать, оружия не чистить), сообщить в органы внутренних дел или прокуратуру о происшедшем, а по прибытии работников органов внутренних дел или прокуратуры в дальнейшем действовать по их указанию.

71. О каждом случае такого применения оружия инспектор должен составить протокол. Протокол в течение суток направляется в прокуратуру, а его копия — в вышестоящий орган управления. Oформление документов и производство дел о нарушении заповедного режима, а также наложение административного взыскания осуществляется в установленном законом порядке, одновременно и независимо от рассмотрения прокуратурой и судом дел об оказании сопротивления и о правомерности применения оружия инспектором, за исключением тех случаев, когда нарушение заповедного режима само по себе образует состав преступления.

 

Борьба с загрязнениями и другими вредными воздействиями
на заповедные комплексы

72. В ходе проведения охранных рейдов помимо нарушений заповедного режима гражданами или должностными лицами инспекторами может быть обнаружено вредное воздействие на заповедные комплексы, оказываемые промышленными, сельскохозяйственными, бытовыми или иными предприятиями.

Чаще всего таким воздействием бывает загрязнение водной или воздушной среды. Предприятия-загрязнители могут располагаться на территории охранных и буферных зон, заказников, находящихся в ведении заповедников или за пределами заповедной территории, но тем не менее оказывать вредное воздействие на природные комплексы заповедника.

73. Проверки предприятий, оказывающих вредное воздействие на природные комплексы заповедников, осуществляются совместно с территориальными органами охраны природы. Полезно также совместное с данными органами планирование проверок подобных предприятий. Oднако при первом обнаружении вредного воздействия до проведения проверки виновного предприятия охрана заповедника может и должна собрать и заактировать сведения, которые в дальнейшем существенно помогут проведению проверки.

74. При обнаружении вредного воздействия инспектор составляет акт произвольной формы, в котором указывает дату, время, место и характер проявления вредного воздействия с подробным описанием его признаков (например, масляные пятна на поверхности водоема), а также предприятие — виновник вредного воздействия (если предприятие указывается предположительно, то об этом обязательно делается запись в акте). О предприятии сообщается его точное место­расположение и ведомственная принадлежность, при возможности выявляется подразделение предприятия, непосредственно производящее вредное воздействие. К составлению акта по возможности привлекаются незаинтересованные свидетели. Также желательно проводить фотосъемку.

75. Если вредное воздействие повлекло гибель рыб, птиц, млекопитающих, насекомых, других беспозвоночных животных, а также растений, необходимо по­дробно заактировать факт гибели животных и растений.

75.1. В акте следует указать, какие организмы, на каком участке (площади) погибли. При возможности подсчитать количество погибших особей.

75.2. В случае, когда удается наблюдать гибель организмов, следует подробно описать их поведение перед гибелью, т. к. в ряде случаев это способствует установлению причины гибели.

76. По окончании рейда об обнаруженном вредном воздействии ставятся в известность местные органы охраны природы, а в случае гибели организмов — органы рыбоохраны или охотнадзора. Совместно с этими органами планируется и осу­ществляется работа по прекращению вредного воздействия.

 

Работа патрульной группы по окончании рейда

77. Окончанием рейда считается возвращение патрульной группы в контору заповедника, лесничество, кордон и т. п. До этого момента в группе сохраняется строгая дисциплина и подчинение членов группы старшему.

78. По окончании рейда старший группы обязан:

78.1. Доложить руководству об окончании рейда и его итогах.

78.2. Совместно с участниками рейда дооформить и проверить правильность оформления протоколов и другой документации; передать составленную документацию старшему госинспектору или начальнику охраны заповедника.

78.3. Проверить через адресное бюро установление личности нарушителей, если имеются сомнения в правильности их установления; при необходимости принять меры к установлению личностей нарушителей через органы внутренних дел, ГАИ и т. п.

78.4. Провести с членами группы разбор рейда, обратить внимание как на ошибки, так и на успешные действия членов группы, следует дать возможность членам группы высказать свои мнения, замечания, претензии к работе старшего группы и работающих инспекторов; разбор рейда должен проводиться корректно, в доброжелательном, товарищеском духе.

78.5. Проконтролировать сдачу использованного в рейде оборудования и инвентаря, плавучих и транспортных средств.

78.6. Привести в порядок, снабдить бирками и сдать на склад изъятое имущество (орудия природопользования, плавучие и транспортные средства), организовать и провести сдачу изъятого оружия и боеприпасов в органы внутренних дел, а продукцию незаконного природопользования — в торгово-­закупочную или иную организацию; накладные, талоны и расписки о приеме продукции и оружия приобщаются к протоколу.

78.7. Сделать запись в журнале регистрации рейдов.

Начальник
Главного управления
заповедного дела

В. Б. Степаницкий