Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в БГУ

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В БУРЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ПЕРИОД С 2003 ПО 2006 гг.

Осознавая важность выполнения Федеральной программы реформирования образования в 2000-2010 гг. Правительства Российской Федерации, учитывая изменения и дополнения в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые предусматривают использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и, принимая во внимание то. что:

  • Министерство образования России придает большое значение созданию федеральной информационно-образовательной среды открытого образования, развитию региональных центров дистанционного образования,
  • в соответствии с приказом Министра образования от 18.12.2002 № 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ";
  • Бурятский государственный университет как центр образования и науки РБ решает задачу сбалансированного поступательного развития промышленности, экономики и социальной сферы региона на основе свободного доступа населения к получению качественного образования;
  • университет имеет филиалы в г. Улан-Батор (Монголия), п. Бохан (Иркутская область) и университетский образовательный комплекс, для обеспечения качественного обучения в которых требуется использование достижений дистанционного образования;
  • В условиях интеграции образовательной среды становится необходимым создание единого образовательного пространства университета и расширение сотрудничества с другими субъекта регионального информационного пространства;
  • в современной образовательной системе, в том числе и в БГУ, обнаружились противоречия: между непрерывным ростом объема научно-исследовательской информации, количеством ее источников, информационных потоков и их недостаточным использованием в образовательном процессе, преобладанием традиционных форм и методов организации вузовского обучения; ростом информационных потребностей студентов, преподавателей и слабой готовностью субъектов образовательного процесса обрабатывать информационные ресурсы;
  • назрела необходимость совершенствования заочной формы обучения (в контексте ДО);
  • в университете сформировались научно-методические, организационные основы для перехода к дистанционному образованию
  • разработана и принимается к реализации в первой редакции настоящая Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Бурятском государственном университете на период с 2003 по 2010 гг.

Дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных средств при территориальной разобщенности преподавателя и студентов (обучение на расстоянии)1.

Система ДО - образовательная система, обеспечивающая получение образования с помощью дистанционных технологий обучения2.

Элементы системы ДО:

  • кадровый состав (административный, технический, технологический, методический);
  • профессорско-преподавательский состав;
  • учебные материалы и продукты;
  • методики обучения;
  • средства трансляции знаний учащимся.

Программное обеспечение ДО в БГУ осуществляется системой дифференцированного Интернет-обучения "ГЕКАДЕМ" (правообладатель -Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета; авторы - Курганская Г.С., Юдалевич Н.В., Пескова Л.А.).

В образовательном процессе ДО будут использоваться следующие средства обучения:

  • печатные издания - учебные пособия, изготавливаемые типографским способом;
  • электронные издания - учебные пособия в электронном виде;
  • компьютерные обучающие системы в мультимедийном варианте;
  • аудио учебно-информационные материалы;
  • видео учебно-информационные материалы;
  • лабораторные дистанционные практикумы;
  • базы данных и знаний с удалённым доступом;
  • электронные библиотеки с удалённым доступом;
  • дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.

Целями создания и развития системы ДО в БГУ являются:

  • расширение образовательных услуг в РБ;
  • повышение качества образовательного процесса в БГУ и его филиалах;
  • обеспечение полноценного развития личности обучающегося на основе разработки и введения в учебный процесс дистанционных образовательных технологий;
  • интеграция традиционных форм получения образования (очная, заочная, экстернат) в единое образовательное пространство; переход к заочно-дистанционной форме обучения;
  • внедрение информационных систем для решения задач планирования и прогнозирования образовательной деятельности студентов, преподавателей, административно-управленческого аппарата, организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, контроля качества образовательной деятельности и т.п.;
  • разработка многоуровневой системы формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса, объединяющей подготовку и повышение квалификации ППС, способных эффективно использовать и развивать имеющиеся ресурсы информационных технологий;
  • организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.

Задачи, решаемые в процессе реализации Концепции:

  • анализ опыта организации ДО в вузах России (гг. Иркутск, Томск};
  • разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей поддержку системы ДО;
  • проведение комплексного мониторинга ППС с целью выявления уровня компьютерной грамотности, внешних и внутренних факторов активного овладения средствами информационных технологий;
  • выявление готовности ППС участвовать в программе "БГУ - для дистанционного обучения" по следующим параметрам: наличие электронных учебно-методических комплексов (или специальных кейсов - индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств) по каждой учебной дисциплине; специальная подготовка преподавателей для работы в новой информационно-образовательной среде; наличие электронных форм проверки знаний обучающихся;
  • создание базы учебных материалов (для ДО) и механизма учебно-методического управления этой базой;
  • формирование информационно-образовательной среды ДО;
  • разработка средств ДО: специализированных учебников с мультимедийными сопровождениями, электронных учебно-методических комплексов, включая электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующих комплексы, учебные видеофильмы, аудиозаписи и др,
  • внедрение интегрированных средств разработки и использования сетевых курсов;
  • создание кейс-, сетевых технологий обучения.
  • создание системы педагогического мониторинга, обеспечивающей координацию процессов развития, прогноз кадровых потребностей и др.;
  • подготовка и повышение квалификации педагогических и технических кадров с учетом социокультурных особенностей региона; организация системы профессиональной переподготовки (или повышения квалификации) ППС для преподавания в новой информационно-образовательной среде, ППС и учебно-вспомогательного персонала для работы с дистанционной образовательной технологией с объемом обучения не менее 72 часов3;
  • оказание научной и учебно-методической помощи обучающимся через консультацию "Интернет-образование";
  • создание специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса с применением ДО;
  • привлечение ППС из различных городов Сибири, России, зарубежья для участия в дистанционном образовательном процессе.

Этапы реализации Концепции:

Первый этап (подготовительный) - проведение совещаний и семинаров о сущности ДО для преподавателей, студентов, специалистов университета; разработка и принятие пакета нормативно-правовых документов (формирование коллектива разработчиков (конструкторов) дистанционных курсов); создание специализированного класса ДО; разработка и организация обучающих семинаров для конструкторов дистанционных курсов.

Второй этап - дидактическое обеспечение системы ДО (разработка дистанционных курсов), подготовка тьюторов (преподавателей-консультантов); формирование электронной библиотеки университета и использование ресурсов открытых электронных библиотек в сети Internet; оказание помощи студентам в овладении механизмами саморегуляции в ДО.

Третий этап (апробация преподавания отдельных блоков дисциплин) - реализация пилотных проектов преподавания отдельных дисциплин в Боханском филиале БГУ и исследование восприятия студентами новой формы обучения, выявление наиболее существенных трудностей реализации Концепции, корректировка технологии.

Четвертый этап - реализация модели подготовки студентов по специальности {по заочно-дистанционной форме обучения); подготовка системы дистанционных курсов, разработка принципов организации ДОб.

Успех реализации разработанной Концепции в значительной степени определяется уровнем конструктивных отношений, складывающихся между административно-управленческими единицами (УМУ, дирекции филиалов, УОК, деканаты) и ППС. Поэтому приоритетным направлением в реализации настоящей Концепции является формирование активного конструктивного взаимодействия между организаторами и субъектами образовательного процесса.