28 октября в рамках празднования 10-летнего юбилея Педагогического института в БГУ прошла Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессиональной деятельности молодого педагога».
Учредителями конференции выступили: Министерство образования и науки Республики Бурятия, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Педагогический институт, региональная общественная организация «Ассоциация педагогов-исследователей».
Научную координацию осуществляла кафедра общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета.
От имени министерства образования и науки РБ участников конференции приветствовал первый заместитель министра – председатель Комитета по науке и профессиональному образованию Виталий Федорович Бурдуковский, от имени Бурятского государственного университета ректор Николай Ильич Мошкин.
В работе конференции приняли участие более ста молодых педагогов школ из Селенгинского, Курумканского, Закаменского, Муйского, Окинского, Иволгинского, Кижингинского, Прибайкальского, Тункинского, Мухоршибирского районов Республики Бурятия и школ города Улан-Удэ № 1, 2, 4, 14, 40, 42, 35, 59, 60. Также в работе пленарного заседания и секций активно участвовали представители министерства образования и науки РБ, муниципальных органов управления образования, ученые, преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты вузов, ссузов.
На пленарном заседании выступили: Н.Ж. Дагбаева, доктор педагогических наук, профессор, директор Педагогического института БГУ, Т.С. Елистратова, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования и науки РБ, Б.П. Чимитов, председатель республиканской общественной организации «Ассоциация молодых педагогов», М.Н. Бальчинова, заместитель директора по УВР Загустайской средней школы Селенгинского района.
Работа продолжилась в тематических секциях.
В секции «Проблемы профессионального становления молодого педагога в условиях модернизации образования» (модератор - Маланов И.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой общей педагогики ПИ БГУ) было уделено особое внимание анализу состояния проблемы профессиональной деятельности молодых педагогов и разработке путей и условий улучшения положения молодых учителей с учетом современных социально-культурных условий.
В рамках секции «Проблемы формирования личностных качеств и развития творческого потенциала обучающихся в деятельности молодого педагога» (модераторы – Васильева М.С., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики ПИ БГУ, Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент, начальник отдела управления качеством УМУ БГУ) дала методический мастер-класс «Кино на уроке» учитель русского языка и литературы СОШ №2 г. Улан-Удэ Вахрушева Е.Д. Интерес вызвал доклад преподавателя Педагогического института Монгольского государственного университета образования Даваасурэн Хишигжаргал об эффективной организации обучения по программе, соответствующей индивидуальному уровню учащегося.
В секции «Приоритеты воспитания в профессиональной деятельности молодого педагога» (модераторы - Рогалева Г.И., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики ПИ БГУ, Шибанова Ю.., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики ПИ БГУ) были актуализированы и обсуждены проблемные вопросы: ценностные приоритеты воспитания в современной образовательной среде, инновационные подходы в профессиональной деятельности педагога, поиск эффективных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов в сфере воспитательной деятельности. Особое внимание обращено на реализацию ФГОС в процессе воспитания (вопросы диагностики, мониторинга, организации). В рамках обсуждения докладов были представлены новые методы и формы воспитательного взаимодействия (метод кроссенс, квест-игра). Особый интерес на секционном заседании вызвали доклады Очировой А.А. по проблемам педагогической инноватики в профессиональной деятельности преподавателя, Павловой Т.А. по вопросам тьюторства и наставничества в оказании методической помощи молодым педагогам, Батуевой С.З., представившей экспериментальную работу по выстраиванию индивидуального маршрута учащихся, Цыденовой Ю.Ц., рассмотревшей возможности Google как инструмента внутреннего и внешнего мониторинга образовательного процесса и жизнедеятельности школы.
Данная конференция была посвящена обсуждению проблем профессиональной деятельности молодых педагогов, их адаптации и профессионального становления в современных социально-экономических и регионально-культурных условиях; поиску путей эффективного формирования личностных качеств и развития творческого потенциала обучающихся в деятельности молодого педагога на уровне образовательной организации; решению вопросов социального, психолого-педагогического и научно - методического сопровождения молодого педагога в региональной многоуровневой методической системе.
Участники конференции предлагают:
- обратить внимание Министерства образования и науки Республики Бурятия на более глубокое изучение, обобщение и распространение положительного опыта адаптации и деятельности молодых педагогов в образовательных организациях разных видов;
- создавать постоянно действующие интерактивные площадки в сети Интернет, обеспечивающие сетевое взаимодействие молодых педагогов, наставников и т.д., например, сайт «Я – педагог»;
- расширить межрегиональное сотрудничество с профессиональными общественными организациями молодых педагогов других регионов;
- организовать постоянно действующий форум в сети Интернет для обсуждения актуальных проблем молодых педагогов на базе Педагогического института Бурятского государственного университета;
- расширять связи и сотрудничество школ молодых педагогов с профессиональными общественными организациями;
- методическим службам осуществлять планирование деятельности с молодыми педагогами на основе анализа уровня сформированности их профессиональной компетентности;
- рекомендовать Педагогическому институту Бурятского государственного университета при разработке и реализации учебных программ профессиональной подготовки педагогов предусматривать изучение междисциплинарных дисциплин, каких как «Человековедение», рассматривающего человека как исторического, философского, культурологического, психологического и педагогического феномена;
- продолжить практику работы «Ассоциации молодых педагогов», районным управлениям образования рассмотреть возможность создания районных отделений ассоциации или клубов и общественных объединений молодых педагогов;
- организовать страницы на сайтах муниципальных методических служб для обмена опытом работы наставников с молодыми педагогами;
-министерству образования и науки Республики Бурятия и районным управлениям образования шире вовлекать молодых педагогов в конкурсное движение, сетевые профессиональные сообщества с целью их профессионального развития;
- рассмотреть возможность организации и проведения конкурса «Молодой педагог» и конкурса « Педагог - наставник» на республиканском и муниципальном уровне;
- продолжить практику организации встреч педагогов, победителей и лауреатов региональных профессиональных конкурсов, со студентами образовательных организаций высшего и средне-специального образования и молодых педагогов с целью стимулирования их профессионального самоопределения;
Подводя итоги конференции, участники отмечают открытость и практическую направленность дискуссий в процессе работы конференции, считают целесообразным проведение подобной конференции в будущем.
Также 28 октября состоялось вручение дипломов магистрантам заочного отделения по направлению 44.04.01 "Педагогическое образование" (профили "Преподавание в высшей и профильной школе", "Менеджмент в образовании". 20 выпускников получили дипломы, которые вручали ректор Н.И. Мошкин, проректор БГУ А.Н. Макаров и первый зам.министра образования и науки РБ В.Ф. Бурдуковский.