12окт.2020

Республиканский методический семинар «Развитие социально-коммуникативных умений личности в билингвальной языковой среде при обучении родному языку и литературе»

9 октября 2020, онлайн

В рамках грантового проекта «Развитие социально-коммуникативных умений личности по бурятскому языку в билингвальной языковой среде» и проведения Университетского праздника "Дни бурятского языка" 09 октября 2020 г. сотрудники Центра сохранения и развития бурятского языка ВИ БГУ совместно с Республиканским центром развития бурятского языка МОиН РБ организовали на платформе ZOOM методический семинар с участием учителей бурятского языка и литературы средних и старших классов школ Республики Бурятия.

В рамках семинара обсуждались следующие актуальные вопросы преподавания родного языка и литературы:

  1. Особенности формирования и развития коммуникативных умений учащихся на уроках родного языка и литературы в диалектных условиях.
  2. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения бурятскому языку как средство индивидуализации обучения школьников в билингвальной языковой среде.
  3. Формирование социально-коммуникативных умений учащихся в условиях дистанционного обучения: проблемы и перспективы.
  4. Работа с текстом на уроках бурятской литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

С приветственным словом выступил заместитель министра - Председатель Комитета общего и дополнительного образования Валерий Анатольевич Поздняков, который сделал акцент на важности сохранения и увеличения в школах Республики Бурятия классов, обучающихся по программе обучения родному (бурятскому) языку и литературе.

Модератор семинара – Баир Дашеевич Балданов, руководитель Республиканского центра по развитию бурятского языка Министерства образования и науки Республики Бурятия.

В ходе семинара были заслушаны выступления из опыта работы практикующих учителей бурятского языка и литературы общеобразовательных организаций с демонстрацией мастер-классов.

Об использовании приемов обучения литературному бурятскому языку в диалектных условиях рассказала и показала на фрагменте видео-урока Монголова Галина Степановна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Улюнская СОШ им. Сахара Хамнаева» Баргузинского района.

Об использовании технологии разноуровневого обучения на уроках бурятского языка как средство индивидуального развития обучающихся продемонстрировала Чимитцыренова Жаргалма Цыдендоржиевна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Кодунская СОШ» Кижингинского района.

Выступление на тему «Внеурочная деятельность по бурятскому языку и литературе как средство развития социально-коммуникативных умений личности в условиях билингвальной языковой среды» подготовила Ахаржанова Баярма Викторовна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ» Тункинского района. Также она поделилась с коллегами с опытом работы по формированию социально-коммуникативных умений учащихся в условиях дистанционного обучения.

Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативных способностей учащихся на уроках бурятского языка представила Доржиева Цымжидма Бадмажаповна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Усть-Эгитуйская СОШ» Еравнинского района.

Стратегию восприятия смыслового чтения и приемы работы с текстом на уроках бурятской литературы и во внеурочной деятельности показали и рассказали учителя бурятского языка и литературы ГБОУ «РБНЛИ №1» г. Улан-Удэ Лубсанова Цыбигма Владимировна и Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна.

Во второй части семинара с приветственным словом выступил Елаев Александр Афанасьевич, д.ист.н., директор Центра сохранения и развития бурятского языка ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Д.Банзарова», который сделал акцент на актуальности темы методического семинара и важности разноуровневого обучения родному языку.

О проблемах и перспективах преподавания родного языка и литературы в общеобразовательных школах Республики Бурятия выступила аналитик Отдела дошкольного и общего образования Комитета общего и дополнительного образования Сангажапова Соелма Цыреновна.

Содержательными были доклады старших научных сотрудников Центра сохранения и развития бурятского языка БГУ.

О внедрении Примерных образовательных программ по бурятскому языку как родному рассказала Цырендоржиева Баирма Дамбиевна, к.филол.н., доц., и.о. зав. кафедрой бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ.

Бадмаева Ольга Бальжинимаевна, к.пед.н., доц., старший научный сотрудник Центра сохранения и развития бурятского языка БГУ, выступила с докладом на тему «Текст как инструмент оценивания образовательных результатов по бурятскому языку и литературе».

Дашиева Соелма Анандуевна, к.пед.н., доц. каф.бурятского языка и методики преподавания, старший научный сотрудник Центра сохранения и развития бурятского языка БГУ, рассказала о системе работы над художественным текстом на уроках бурятской литературы.

Об использовании дистанционных форм обучения на уроках бурятской литературы продемонстрировала Халхарова Лариса Цымжитовна, к.филол.н., доц. каф. бурятской и эвенкийской филологии, старший научный сотрудник Центра сохранения и развития бурятского языка БГУ.

Слушатели отметили актуальность затронутых проблем и предложили некоторые темы выступлений докладчиков вынести для более подробного обсуждения на следующих семинарах.

В конце семинара заместитель директора Центра сохранения и развития бурятского языка БГУ, к.пед.н., доц. Аюшеева Людмила Викторовна подвела итоги и вручила благодарственные письма учителям бурятского языка и литературы, представившим свой опыт работы. Всем слушателям будут вручены сертификаты участников.

Слушателями семинара стали порядка 200 человек, поскольку в некоторых школах с использованием одного компьютера участвовали на семинаре по 2-3 человека. Всего же подключений было 148. Длительность записи семинара составила 5 часов 04 минуты.

Центр сохранения и развития бурятского языка