09нояб.2020

Итоги XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Учебно-Исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»

5 ноября 2020 – 6 ноября 2020, Zoom
IMG_9325IMG_9326IMG_9327

Итоги XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Учебно-Исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»

Научно-практическая конференция состоялась в г. Улан-Удэ на базе Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова в формате онлайн конференции с использованием платформы Zoom 5-6 ноября 2020 г.

Учредителями конференции выступили: Министерство образования и науки Республики Бурятия, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», Институт непрерывного образования, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Бурятское региональное отделение ООО «Исследователь».

Научную координацию программы конференции осуществлял БГУ.

В конференции приняли участие представители образовательных и научных организаций г. Москва, г. Томск, г. Иркутск, г. Челябинск, г. Новый Уренгой, г. Суздаль, г. Слюдянка (Иркутская область), г. Черноголовка (Московская область), г. Шуя (Ивановская область), Губкинский городской округ (Белгородская область), г. Кыштым (Челябинская область), г. Мельбурн (Австралия), г. Харбин (КНР).

На пленарном заседании выступили с докладами: Леонтович А.В., к.псх.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, директор Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (г. Москва); Обухов А.С., к.псх.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/Researcher» (г. Москва); Снопков С.В., к.г-м.н., доцент Иркутского государственного университета, председатель Иркутского отделения МОД ТП «Исследователь» (г. Иркутск); Пименов А.Ю., Заслуженный учитель РФ, к.ист.н., директор МОУ СОШ № 82 им. Ф.И. Дубовицкого (г. Черноголовка, Московская область); Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ); Очиров О.С., председатель Совета научной молодежи, научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, Председатель Совета научной молодежи Бурятского научного центра СО РАН (г. Улан-Удэ); Цыренова М.Г., к.п.н, доцент, директор Института непрерывного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, председатель Общественного совета при МОиН РБ, председатель БРО ООД ТП «Исследователь» (г. Улан-Удэ).

В рамках работы конференции были организованы круглые столы «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе общего образования: инновационные практики», «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования», «Исследовательская деятельность как компонент профессионального образования и самообразования», мастер-класс «Сотрудничество в системе «школа-вуз-РАН-предприятие» как ресурс инновационного развития» (Чиж Л.А., директор МБОУ лицей при ТПУ г. Томска; Усова Н.Т., заместитель директора по УР МБОУ лицей при ТПУ г. Томска), творческая лаборатория «Дополнительное образование детей в БГУ – ДНК им. М.П. Хабаева: 1 год работы» (Соктоева Б.В., к.псих.н., доцент, директор ДНК имени М.П. Хабаева, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ).

Открытый принцип организации конференции позволил каждому не только представить свой опыт, но и обсудить перспективы его применения в педагогической практике, прокомментировать наиболее интересные события и фрагменты опыта, собрать единомышленников.

В ходе конференции обсуждались вопросы: цифровая компетентность учащихся и педагогов в исследовательской и проектной деятельности: особенности в онлайн и оффлайн коммуникации; особенности научно-исследовательской деятельности учителя в современной школе; формирование культуры реализации исследовательских работ школьников в системе дополнительного профессионального образования; проблемы и перспективы развития исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях России, на международной арене; распространение исследовательской деятельности в массовой образовательной практике в условиях действия ФГОС; формирование критического мышления через проектную деятельность.

Как показали выступления участников конференции, учебно-исследовательская деятельность продолжает свое развитие, постепенно охватывает разные направления деятельности педагогов.

  1. Участники конференции продемонстрировали наличие интересного опыта применения инновационных подходов по развитию исследовательских способностей в разных предметных областях: использование интеллект-карт на уроках русского языка и литературы, проведение лингвистического эксперимента как основы для организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, цифровизация учебного процесса на уроке физики в рамках концепции цифрового образования и обучения с элементами проектной деятельности, разработка индивидуальных проектов старшеклассников, формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в контексте требований ФГОС.
  2. Особая роль отведена организации проектно-исследовательской деятельности при изучении темы «История Холокоста». Данная тема требует внимания со стороны школы к формированию информационной культуры как школьников, так и педагогов. Сегодня есть интересные инициативы в разных регионах, которые могут служить примером использования возможностей социальных сервисов и сетей, расширяя круг их участников. Предлагается активнее принимать участие при проведении мероприятий по данной теме (конференций, семинаров, круглых столов, курсов повышения квалификации и т.п.).
  3. В условиях организации учебно-исследовательского процесса учащихся особую роль играет тьюторское сопровождение. В ходе конференции выявлен положительный опыт тьюторского сопровождения в МАОУ «Гимназия № 41» г. Новоуральск Свердловской области.
  4. Научно-исследовательская работа учащихся в учреждениях дополнительного образования на сегодняшний день является актуальной. Созданы ресурсы, посвящённые этой проблеме и представляющие комплексное её решение. Участники представили опыт по формированию мотивации к совместной детско-родительской проектно - исследовательской деятельности, по формированию исследовательской культуры в системе детско-родительских отношений через работу с семейными командами. Необходимо комплексное решение вопроса по обеспечению безопасного использования Интернет, по эффективной работе с информацией, использованию ресурсов дополнительного образования. Предлагается создание и апробация модели совместной детско-родительской проектно – исследовательской деятельности.
  5. Сообщество — это способ профессионального общения, обмена информацией, самореализации, повышения профессионализма и продуктивной совместной деятельности. Ежегодное проведение данной научно-практической конференции «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» способствует созданию всероссийского сообщества по развитию исследовательской деятельности педагогов и учащихся, организации профессионального общения, формированию мотивации к обмену опытом работы. Необходимо описание опыта в регионах и разработка методических рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования.

Поделиться новостью: