21дек.2020

Итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Преподавание родных языков в современных условиях: эффективные методики и технологии»

18 декабря 2020 – 31 декабря 2020, г. Улан-Удэ
 Ахметзянова Татарстан 2 заседание ЗВ Коми ЛЕ ДОУ ЛМ Маршева ТЦ3

17-18 декабря 2020 г. кафедра бурятского языка и методики преподавания Высшей школы бурятского языка и литературы Восточного института Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова провела под эгидой Министерства образования и науки Республики Бурятия Всероссийскую научно-практическую онлайн-конференцию с международным участием «Преподавание родных языков в современных условиях: эффективные методики и технологии».

В конференции приняли участие свыше 300 учителей родного языка и литературы, методистов и авторов учебников по родному языку (литературе), российских и зарубежных ученых, преподавателей вузов, ссузов, сотрудников научно-исследовательских организаций, студентов, магистрантов, занимающихся вопросами преподавания родных языков и литератур. На конференции были представлены 19 регионов России: Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Хакасия, Республика Калмыкия, Удмуртская Республика, Республика Тыва, Республика Бурятия, г. Москва, Иркутская область, Томская область, Нижегородская область, Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край, Ставропольский край. Кроме того в работе конференции активно участвовали зарубежные коллеги из Германии, Монголии, Украины и Китая.

17 декабря с. г. на открытии конференции с приветственными словами выступили Н.И. Мошкин, ректор БГУ им. Д. Банзарова, А. А. Елаев, директор Центра сохранения и развития бурятского языка Высшей школы бурятского языка и литературы ВИ БГУ им. Д. Банзарова. В ходе пленарного заседания были прослушаны содержательные доклады по актуальным вопросам преподавания родного языка и литературы:

  • Балданов Баир Дашеевич, руководитель Республиканского центра по развитию бурятского языка Министерства образования и науки Республики Бурятия выступил с докладом «Родные языки народов России в системе образования Республики Бурятия: состояние, проблемы и перспективы»;
  • Маршева Лариса Ивановна, д.филол.н., проф., директор Института развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» выступила с докладом «К вопросу об актуальности литературных переводов на языки народов России»;
  • Ахметзянова Лилия Марсовна, начальник управления национального образования Министерства образования и науки Республики Татарстан представила доклад «Актуальные вопросы этнокультурного образования в Республике Татарстан»;
  • Дугарова Туяна Цыреновна, д. псих. н., профессор кафедры психологии развития личности ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ведущий аналитик Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования», член-ответственный секретарь Экспертного совета по воспитанию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представила доклад «Этнопсихологические аспекты обучения родным языкам»;
  • Гунжитова Гарма-Ханда Цыбикжаповна, к.полит.н., директор Высшей школы бурятского языка и литературы Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова выступила с докладом «Преподавание бурятского языка и литературы в современных условиях: проблемы и пути решения».

Площадка пленарного заседания конференции позволила участникам (свыше 150 чел.) обсудить актуальные вопросы организации образовательного процесса, необходимости организации системы по литературным переводам на языки народов России, позволила увидеть успешный опыт и достижения отдельных регионов, таких Республика Татарстан по реализации этнокультурной образовательной политики, услышать профессиональную точку зрения специалистов-психологов, занимающихся вопросами этнопсихологических аспектов в обучении родным языкам, что, в свою очередь, было полезно и особо ценно услышать методистам, авторам УМК по родным языкам, учителям родного языка и литературы. В завершение заседания от участников прозвучали конструктивные предложения о путях решений существующих проблем по преподаванию родных языков в нормативно-правовом, организационном плане, а также по организации единой системы подготовки и разработки учебно-методических комплексов по родным языкам народов России.

На следующий день, 18 декабря 2020 г. прошла работа 4-х секций конференции, в которых было представлено 100 докладов. В целом в работе секционных заседаний участие приняли свыше 150 человек – докладчиков и слушателей.

Как отмечают организаторы, в конференции приняли участие, высказали точку зрения, поделились мнением, обсудили актуальные проблемы, рассказали о своем опыте самые разные категории участников. В этом отношении все площадки конференции объединили усилия специалистов и общественников, учителей и ученых, студентов и авторов учебников, всех тех, кто занимается вопросами продвижения, развития, преподавания родного языка на современном этапе.

Так, на секционных заседаниях выступили авторы учебников по татарскому, якутскому, бурятскому, тувинскому, эвенкийскому, коми и другим языкам. Профессиональный интерес методистов и учителей вызвал доклад о подходах и решениях по созданию современных УМК по родному татарскому языку и литературе (Мухарлямова Г.Н., Шакурова М. М., Гиниятуллина Л.М.,АбдуллинаД. М., Республика Татарстан, г. Казань, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ). Роли современного и эффективного УМК по бурятскому языку в условиях единого межрегионального образовательного пространства было посвящено выступление Б.Д. Цырендоржиевой (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова), которая рассказала о работе по созданию вариативного УМК «Буряад хэлэн»/«Бурятский язык» для общеобразовательных организаций Иркутской области.

По общим вопросам преподавания родных языков были представлены доклады, посвященные реализации Государственной программы по сохранению и развитию родных языков в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Тыва), этнокультурному просвещению на Ставрополье, реализации культуроведческого подхода к обучению бурятскому языку. Вопросы программно-методического обеспечения этнокультурного содержания в системе дошкольном образования на примере Республики Коми осветила З. В. Остапова (Республика Коми, г. Сыктывкар, Коми республиканский институт развития образования). Вопросам этнокультурной составляющей содержания воспитания через изучение родного языка был посвящен доклад А.С. Шаалы (Республика Тыва, г. Кызыл, Институт развития национальной школы). О проблемах и перспективах деятельности РОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы Республики Бурятия» рассказала Б. Б. Лхасаранова (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Бурятский республиканский педагогический колледж).

В ходе работы секций прошел активный обмен передовым опытом и трансляция лучших практик по преподаванию башкирского, удмуртского, татарского, бурятского, якутского, тувинского языков, а также языков народов Северной Осетии-Алании. Кроме того в работе каждой секции были представлены интересные мастер-классы по родному языку от учителей –практиков. Интерес участников вызвали доклады Т.М. Бтемирова (Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ) об адаптивной шрифтографии, переключении языкового кода ученика при фонетической интерференции, Ц.Ц. Цыбиковой (Забайкальский край, Челутайская общеобразовательная школа) о развитии творческих способностей обучающихся в едином образовательном пространстве сельской этнокультурной школы, Д.М. Спасовой (Иркутская область, Бильчирская СОШ) о развивающих играх с использованием приемов ТРИЗ на уроках бурятского языка и литературы, М.М. Идимешевой ( Республика Хакасия, г. Абакан, Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова) об организации проектной деятельности по хакасскому языку в старших классах. Содержательный доклад о совместной деятельности учителей бурятского языка с учителями других предметных областей по организации и проведению образовательных событий как одного из условий формирования коммуникативных умений при обучении бурятскому языку в школе представила Г.Р. Ванзатова (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, МАОУ СОШ №32).

Для участников конференции интересен был также представленный участниками опыт создания различных авторских курсов по родным языкам для взрослой аудитории: об особенностях преподавания чувашского и удмуртского языков для взрослой аудитории (А.С. Федоринчик, Украина, г. Киев), о лингометодических основах разработки видеокурса бурятского языка "Буряадаар дуугараял!" (Ж.Б. Бадагаров, Германия, г. Гейдельберг, Гейдельбергский университет).

Передовые современные образовательные технологии и методики преподавания бурятского языка продемонстрировали выступления учителей бурятского языка и педагогов дошкольного образования Республики Бурятия: «Драматизация как эффективный метод при обучении бурятскому языку в старшем дошкольном возрасте» (С-Д. С. Андыкова, Республика Бурятия, Тункинский район, МБДОУ «Ручеек»), «Обучение дошкольников бурятскому языку посредством создания мультфильмов» ( Л.Е. Бальжурова, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, МБДОУ «Детский сад №35 «Алые паруса»»), «Развитие речи на бурятском языке у детей дошкольного возраста в монолингвальной развивающей среде в условиях реализации ФГОС ДО в ДОУ» ( Д.Б. Дашиева Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, МАДОУ детский сад №52 общеразвивающего вида «Ая-Ганга»), «Технология интерактивного рассказывания сказок как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста при обучении бурятскому языку» ( Ж.В. Цыренова, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, МБДОУ Детский сад №104 «Зорька» комбинированного вида) и др. Можно отметить, что методическое направление по развитию родной бурятской речи дошкольников в условиях билингвальной образовательной среды, а также теория и методика обучения бурятскому языку дошкольников является одним из стратегических направлений методистов и педагогов в системе дошкольного образования региона.

Также в широком формате были представлены проекты общественных организаций и частных лиц по организации обучения бурятскому языку: «Онлайн школа бурятского языка ZORIG – buryatski_online» (И.С. Аржигарова, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ООО «Мир красоты»), «Об опыте организации и участия в YouTube-проекте «Амиды хэлэн», направленном на популяризацию и изучение бурятского языка (А.С. Зуева, С. А. Санхядов) Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) и др.

В ходе пленарного и секционных заседаний участниками были внесены, обсуждены и приняты ряд предложений, в том числе:

  • о создании координационного научно-методического центра по решению вопросов учебно-методического обеспечения преподавания родных языков народов РФ в системе общего образования;
  • об организации сообщества авторов УМК по родным языкам;
  • о необходимости регулирования на федеральном уровне вопроса по учебно-методическому обеспечению реализации права на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке;
  • об усовершенствовании процедуры экспертизы, утверждения и включения в федеральный перечень Примерных программ и УМК по родным языкам в системе общего образования;
  • об обращении в Государственную Думу ФС РФ с предложением о необходимости внесения изменений в ФЗ «Об образовании», в части касающейся права выбора языка образования и родного языка как предмета изучения, с уточнением времени реализации этого права – начало обучения;
  • о необходимости внесения изменений, касающихся права на обучение на родном языке, в части касающейся зон ответственности;
  • о выделении отдельной УГСН «Родной язык и литература» с включением в него перечня профилей подготовки по всем востребованным направлениям деятельности (педагогический, переводческий, научно-исследовательский, журналистика и др.);
  • о создании на базе одного из региональных вузов ФУМО по родным языкам с включением в него всех вузов, осуществляющих подготовку кадров по родным языкам;
  • о разработке ФГОС ВО по комплексному направлению «Родной язык и литература».

В целом, подводя итог, можно отметить, что состоялся конструктивный, разноформатный диалог с участием специалистов по родным языкам, представляющим национальные регионы России, диалог на всероссийском уровне, нацеленный на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Баирма Цырендоржиева, к.филол.н., доцент,

зав. кафедрой бурятского языка и методики преподавания Высшей школы бурятского языка и литературы ВИ БГУ им. Д. Банзарова

Файлы

КОНФЕРЕНЦИИ
659 КБайт