02дек.2022

Образовательные комиксы: изменяющиеся взгляды

1 декабря 2022 19:00—21:00, Дистанционный формат
 экрана 2022-12-01 в 14.06.13 экрана 2022-12-01 в 14.29.02

Семинар для участников международной исследовательской сети по изучению школьных учебников PREDICTA прошел 1 декабря 2020 года в дистанционном формате с участием экспертов из Азербайджана, Бразилии, Австрии и России. Спикером семинара стал Карл Ю Ченг Чуа (Профессор Университета Хитоцубаси (Токио), Япония). Темой для обсуждения были избраны образовательные комиксы.

Профессор Университета Хитоцубаси (Токио) Карл Ю Ченг Чуа затронул вопросы зарождения и развития жанра образовательных комиксов на Филиппинах. Поскольку мультфильмы были средством критики общественных проблем, комиксы рассматривались как доступная форма развлечения. Преобладающие темы в комиксах касались не только фэнтези, но и включали аспекты реальности. Художники-иллюстраторы превратили комиксы из того, «что вызывало смех», в жанр утонченного повествования. С 1930-х по 1980-е годы среди содержания комиксов встречались различные жанры, такие как романтика, научная фантастика, книги для взрослых, эффективно вытеснявшие филиппинскую литературу, мифы, эпосы.

После японской оккупации Филиппин, художники стали создавать сюжеты о войне. Одной из самых ранних работ был роман Антонио «Lakan Dupil: Ang Kahanga-hangang Gerilya», опубликованный в журнале Liwayway Magazine в марте 1947 года. Несмотря на то, что в центре сюжета комикса — вымышленные персонажи, действие происходит во время японской оккупации и затрагивает такие вопросы, как партизанская деятельность, предательство, верность отчизне. В 1960 г. издательство Ace Publications, Inc., выпустило свое издание — Educational Klasiks с намерением сделать комиксы дополнительным инструментом для чтения в частных и государственных школах.

Хотя скептики могут критиковать комиксы за отсутствие глубины или даже за то, что они вводят читателей в заблуждение, они не были предназначены для того, чтобы быть на 100% исторически точными. Комиксы сделали филиппинскую историю доступной для всех, а не только для ученых. Комиксы не пугают читателя очень сложным академическим языком. Скорее, она использует смесь филиппинского, английского и сленга в диалогах, которое привлекает читателей.

Доклад завершился обсуждением основных вопросов, затронутых Карлом Ю Ченг Чуа. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Бурятии ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова» Татьяна Санжиева обратила внимание на важность представленной темы в современной парадигме развития образования. Содержательной была реплика Екатерины Андреевой (кандидат наук, тюрколог, Институт стран Азии и Африки) о практической значимости исследований образовательных комиксов, как средств коммуникации с подрастающим поколением.

Интересным получился обмен мнениями между профессором Федерального университета г. Пелотас (Бразилия) Сирса Мария Сильва да Сильва и профессором Карлом Ю Ченг Чуа. Исследователи обменялись изображениями комиксов из Бразилии и Филиппин и провели их сравнение в контексте изображения в них реальности (например, рабства или социального неравенства).

Стипендиат Института изучения школьных учебников Георга Экерта, кандидат наук, руководитель проекта PREDICTA Валерий Гончаров отметил, что простой и доступный язык комиксов является средой для распространения пропагандистских идей. Эксперт по оценке учебников, Айгун Дадашева привела пример гендерных исследований в учебниках и акцентировала внимание на необходимости изучения образовательных комиксов с точки зрения презентации гендера.

Семинар для участников международной исследовательской сети по изучению школьных учебников PREDICTA «Образовательные комиксы: изменяющиеся взгляды» прошел в дружеской и рабочей атмосфере, рекомендации по итогам семинара будут направлены всем заинтересованным сторонам.

Поделиться новостью: