10июнь2008

Лучшая выпускная квалификационная работа 2008 года в области бурятской фольклористики и литературоведения

Лучшие студенческие дипломные проекты 2008 г.

в области бурятской фольклористики и литературоведения

(вручение II общественной премии имени Б.Д. Баяртуева)

23 мая 2008 г. в Бурятском государственном университете состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам Национально-гуманитарного института. На нем были подведены итоги межрегионального студенческого конкурса «Лучшая выпускная квалификационная работа 2008 г. в области бурятской фольклористики и литературоведения», посвященного памяти славного сына бурятского народа, нашего современника, известного общественного деятеля, подвижника науки, культуры и образования Баяртуева Бата Дугаржаповича.

Конкурс «Лучшая выпускная квалификационная работа в области бурятской фольклористики и литературоведения» впервые был организован в 2007 году. В 2008 году конкурс приобрел статус регионального и проводился в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 10-летию кафедры бурятской литературы.

Проведение ежегодного конкурса инициировано учебно- и научно-исследовательской лабораторией им. Б.Д. Баяртуева с целью продвижения и распространения активных исследовательских проектов студентов, их положительного опыта, новых авторских идей, поддержки креативных способностей по постановке и разработке актуальных для современной бурятской фольклористики и литературоведения проблем.

Организатор-заявитель конкурса учредил общественную денежную премию им. Б.Д. Баяртуева и специальные авторские именные свидетельства лауреатов. Бессменный информационный партнер всех баяртуевских мероприятий – программа «Мγнгэн сэргэ» ТРК Ариг Ус – предоставил призерам памятные DVD-диски с электронной версией показа моды монголов мира «Торгон зам», одного из самых последних и наиболее социально значимых авторских проектов Б.Д. Баяртуева.

По итогам конкурса лучшей выпускной квалификационной работой в области исследования бурятского фольклора назван дипломный проект Базаржапова Дармы Дамбиевича на тему «Бурятская народная демонология: современные парадигмы бытования», в области бурятской литературы – дипломный проект Дулмаевой Даримы Цырендоржиевны на тему «Семейные циклы бурят в литературных интерпретациях ХХ века». Оба студента представляют новую когорту выпускников Национально-гуманитарного института.

Исследование Д.Д. Базаржапова аккумулировано в рамках грантовой деятельности кафедры бурятской литературы, связано с ее приоритетным научным направлением по разработке новых и малоизученных в настоящее время отраслей фольклористики. В работе формулируются современные теоретические аспекты исследования народной демонологии, определяются методология и методика ее научного изучения, традиционный и современный состав персонажей бурятской «низшей» мифологии, а также основные парадигмы их взаимодействия с профанным миром живых, в частности, с человеком. Ожидаемым конечным научным результатом данного исследования стало выявление наиболее специфических общих и отличительных особенностей современного бытования народной демонологии в конкретном этнокультурном и природно-географическом пространстве, а также в русле общего развития классической мифологии и традиционного устного народного творчества.

Безусловно, народная демонология как фольклорный феномен сегодня представляет собой одну из наиболее принципиально важных научных проблем и требует самого неотложного решения. В фольклористическом плане актуальность данной проблемы заключается, прежде всего, в необходимости разработки единой методики изучения демонологического паноптикума как явления, несомненно, архаического и в то же время классического (традиционного) и современного. Одним словом полевая фольклористика сегодня крайне остро нуждается в разработке унифицированной схемы-модели научного собирания, описания, паспортизации, систематизации и классификации персонажного состава «низшей» мифологии с учетом всего существующего многообразия локальных/региональных разновидностей народной веры и суеверия, самих примет и предрассудков о нечистой силе. В этом дискурсе заявленная Д.Д. Базаржаповым авторская методология и методика изучения народной демонологии, обусловленная сложностью самого феномена, заслуживает не только одобрения, но и уважения. В целом такого рода изыскания, без всякого сомнения, могут стать серьезной заявкой на дальнейшее фундаментальное исследование «низшей» мифологии, ее традиционных и современных проявлений, общих закономерностей и специфических признаков, характеризующих разные локальные этнические и этнотерриториальные традиции нашего народа. И именно такие смелые подвижнические проекты, в конечном счете, когда-то все-таки дадут нам возможность хоть в какой-то мере реконструировать всю бурятскую и прабурятскую (а в более отдаленной перспективе – и пратюркскую и прамонгольскую) демонологическую систему.

Выбор темы второй дипломной работы обусловлен разработкой и постановкой в современной литературоведческой науке проблем этнофилологического подхода исследования текстов, выявления феноменообразующих парадигм бурятской литературы и литературоведения. Такая концептуальная позиция позволила Д.Ц. Дулмаевой обозначить не только основные этнокультурные константы национальной художественной литературы ХХ в., но и удачно расширить само предметное поле исследования, т.е. вполне логично перейти в затекстовое пространство, на решение проблем, связанных непосредственно с традиционной бурятской семьей. Именно жизненный цикл бурятской семьи, «прочитанный» и воспринятый Д.Ц. Дулмаевой как некий предтекст, «великий интертекст», связывает ее дипломный проект с планом работы учебно- и научно-исследовательской лаборатории им. Б.Д. Баяртуева, с дальнейшей реализацией научных и общественных инициатив Бата Дугаржаповича, в частности, основных положений задуманного им когда-то долгосрочного проекта «Микромир бурятской семьи и макромир циркумбайкальского региона».

Принято считать, что жизненный цикл семьи представляет собой движение семейного сообщества и его последовательные трансформации в определенном порядке. В его составе выделяются свадебный, родильный и похоронный циклы, обрядовые комплексы которых и регламентируют смену порядков в семейной жизни. В этом случае структурным инвариантом этих комплексов могут выступать известные обряды перехода. Однако в действительности современная семья многолика, весьма неоднородна, а структуры и процессы очень многообразны. Она сегодня представляет собой целый микрокосмос самых разных семейных форм, видов, типов, связей, взаимоотношений, поведений, событий и т.д. И изучать ее нужно самыми разными способами, в т.ч. и посредством художественной литературы, в которой семейные циклы давно стали неким константным проявлением ее этнопоэтического своеобразия.

Изображение семейных циклов бурят во всем многообразии их линий и траекторий движения, а также со всеми существующими обрядовыми комплексами давно стало неотъемлемой частью авторского замысла. Почти каждый большой художник, включая Х. Намсараева, Ц. Дона и др. представителей первой и потому самой славной плеяды бурятских писателей, так или иначе, пытался зафиксировать жизненные циклы и подциклы, тем самым сохранить, закрепить их в художественном слове. Именно это Д.Ц. Дулмаевой и удалось уловить, осмыслить и удачно подать в своей работе. И так как художественное освоение семейных циклов есть явление развивающееся, сопряженное общенародным и индивидуальным авторским видением и пониманием, то такого рода научные изыскания начинающих исследователей наверняка найдут свое достойное продолжение, а в широком социальном плане – свое не менее достойное применение.

Лаборатория им. Б.Д. Баяртуева благодарит студентов, участвовавших в конкурсе «Лучшая выпускная квалификационная работа 2008 г. в области бурятской фольклористики и литературоведения», призывает всех активнее участвовать в разработке новых научных проблем и в поиске их оптимальных (альтернативных, нетрадиционных, нестандартных) «арт»-решений. И напоминаем всем, что кафедра бурятской литературы совместно с лабораторией им. Б.Д. Баяртуева до 09 сентября 2008 г. принимают авторские работы на международный конкурс «Лучшая студенческая научно-исследовательская и научно-инновационная работа 2008 г. в области современного бурятоведения». С условиями данного конкурса можно ознакомиться на сайте Бурятского государственного университета.

Поделиться новостью: