История кафедры общей педагогики

Заведующий кафедрой – Юн-Хай Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Кадровый состав кафедры:

Дагбаева Нина Жамсуевна, д.п.н., профессор, директор Педагогического института (штатный)

Рулиене Любовь Нимажаповна, д.п.н., профессор (штатный)

Фомицкая Галина Николаевна, д.п.н., профессор, директор сетевого университетского образовательного округа (штатный)

Рогалева Галина Ивановна, к.п.н., доцент, председатель первичной профсоюзной организации Бурятского государственного университета Профсоюза работников образования и науки РФ (штатный)

Сидорова Татьяна Владимировна, к.п.н., доцент (штатный)

Шибанова Юлия Валентиновна, к.п.н., доцент (штатный)

Банзаракцаев Баясхалан Цоктоевич, преподаватель (штатный)

Цыдыпов Баян Цыренович, преподаватель (штатный)

Дикая Юлия Валерьевна, ассистент (штатный)

Цыренжапова Чимит-Ханда Нанзатовна, лаборант (штатный)

История кафедры

Кафедра педагогики была образована 10 января 1932 г. - в день открытия Бурят-Монгольского агропедагогического института. В первый год в составе кафедры работали два человека: исполняющий обязанности заведующего кафедрой - В.Д. Бажин, работавший завучем бурятского педагогического техникума, и преподаватель - Н.П. Егунов, окончивший Московскую академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (1929 г.).

Специальным приказом за кафедрой, носившей тогда название педагогики и психологии, были закреплены соответствующие учебные дисциплины, определены учебные нагрузки и преподаватели, которым поручалось их вести. Большой объем работы предстояло выполнять профилирующей кафедре педагогики, которая должна была обеспечить преподавание не только педагогических, но и психологических дисциплин, организовать руководство педагогической практикой студентов, установить тесную связь со школами и органами народного образования. Следовало положить начало совместной, скоординированной деятельности со всеми факультетами и специальными кафедрами, в частности, с преподавателями, ведущими курсы по методике преподавания учебных предметов.

В эти годы количество студентов было небольшое. В год образования института их было 146 человек, а к 1933 году их число даже заметно сократилось, на 1 июля 1933 года было 109 студентов, из них 70 юношей и 39 девушек. Поэтому небольшая еще по численному составу кафедра успешно справлялась с задачами профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

В первые годы члены кафедры принимали активное участие в работе научно-методического совета Бурнаркомпроса, занимаясь разработкой нового учебного плана, программ и учебников для школ.

В процессе своего становления кафедра неоднократно меняла свое название. На начало 1934-1935 учебного года она переименовывается в кафедру педагогики и педологии. В 1977 году в связи с выделением кафедры психологии из состава кафедры она приобрела название кафедры педагогики, и с таким названием кафедра просуществовала вплоть до 2015 года. В 2015 году кафедра вошла в состав Педагогического института БГУ и сменила свое название на кафедру общей педагогики.

В процессе становления кафедры в ее составе работали достаточно квалифицированные специалисты: В.И. Андреев, А.П. Бельковский, И.П. Панчуков, А.Г. Танхаев, А.В. Данчинов, А.А. Дуринов, А.А. Константинов, И.А. Модованов, Н.К. Елаев, Г.А. Тармаев, Д.М. Бурхинов, К.П. Дмитриева, Е.П. Прозоров, Э.К. Хадаханэ, Г.Б. Батоев, Г.А. Дуринова, Н.Н. Буланова, В.П. Битуев, С.Г. Дугаров, Г.Ц. Молонов, А.Б. Цыремпилон, С.Д. Никорова, Л.Ф. Корытова, А.Ц. Токтохоева, С.Д. Намсараев, И.Л. Булыгин, Г.П. Манхеев, Т.Б. Санжиева, Г.С. Ошорова, А.С. Танхасаева, Т.К. Солодухина, Ю.Г. Резникова, Т.С. Базарова, Т.А. Калашникова, В.Ц. Цыренов, Б.Ч. Хасаранов, Ц.Р. Базаров, Э.Ш. Бадмажапова, Н.В. Гаськова, О.М. Ожегова, Л.Д. Жанаева и др.

Высокий профессиональный уровень преподавателей, работавших на кафедре, определил ее как подразделение, постоянно выдвигавшее из своих рядов руководителей образования различных уровней. Так в составе кафедры работали три специалиста, в разные годы руководившие министерством образования Республики Бурятия: А.А. Дуринов, С.Г. Дугаров, С.Д. Намсараев. Первым заместителем министра образования и науки Республики Бурятия работала Г.Н. Фомицкая. Г.А. Тармаев, А. Б. Цыремпилон работали проректорами пединститута им. Д. Банзарова, Г.И. Рогалева была проректором по воспитательной работе и социальной политике Бурятского государственного университета. Ректорами Бурятского республиканского института образовательной политики были Г.Н. Фомицкая, в настоящее время возглавляет В.Ц. Цыренов. Деканами/директорами различных факультетов и институтов нашего вуза были Н.Н. Буланова, С.Д. Никорова, С.Д. Намсараев, Г.П. Манхеев, Г.С. Ошорова, Т.С. Базарова, Т.К. Солодухина, Н.Ж. Дагбаева, Г.И. Рогалева, Ц.Р. Базаров, И.Г. Актамов. Заведующими кафедр работали Н.К. Елаев, В.П. Битуев, С.Г. Дугаров. Л.Н. Рулиене возглавляла Центр информационных технологий. Ю.В. Шибанова была начальником Управления по работе со студентами. Начальниками отделов учебно-методического управления университета были А.С. Танхасаева, С.А. Юн-Хай. Б.Ц. Банзаракцаев был программным директором центра «Точка кипения», главным менеджером проектного офиса университета.

С первого же года своего основания кафедра педагогики стала центром научно-педагогической мысли Бурятии. За более чем 85 – летнюю историю около 60 его членов защитили кандидатские диссертации, 15 стали докторами педагогических наук, профессорами. Ими написано около ста крупных монографических работ, а также десятки учебно-методических по­собий для учителей, студентов и школьников.

Благодаря научному потенциалу и профессиональной квалификации членов кафедры стало возможным открыть при Бурятском госуниверситете аспирантуру, а в 1999 году создать совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов, а чуть позже и докторов педагоги­ческих наук.

Кафедру в разные годы возглавляли: В.Д. Бажин, А.П. Бельковский, В.И. Андреев, И.П. Панчуков, А.А. Дуринов, Г.А. Тармаев, Н.Н. Буланова, Г.Ц. Молонов, Н.Ж. Дагбаева, Г.Н. Фомицкая, И.А. Маланов.

Ветераны кафедры

Резникова Юлия Геннадьевна, доцент

Санжиева Дашибалжир Балдановна, доцент

Васильева Мария Самсоновна, профессор

Маланов Иннокентий Александрович, профессор

Манхеев Георгий Петрович, доцент

Цыденова Галина Чимитовна, методист

Образовательная деятельность кафедры

В настоящее время кафедра реализует основные образовательные программы:

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (аспирантура);

44.04.01 Педагогическое образование: профиль «Менеджмент в образовании», профиль «Преподавание в высшей и профильной школе» (магистратура);

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (СПО).

Также преподаватели кафедры принимают участие в реализации образовательных программ университета, в реализации дополнительных образовательных программ в рамках курсов повышения квалификации, читают дисциплины психолого-педагогического блока, успешно руководят выпускными квалификационными работами, учебной и производственной практиками студентов. В контексте фундаментализации университетского образования преподавателями кафедры постоянно совершенствуются учебные программы в аспекте усиления методологических и теоретических основ преподаваемых учебных дисциплин, а также в плане обогащения их научно-исследовательской компоненты, что предполагает создание системы исследовательских заданий. Коллектив кафедры работает над совершенствованием дистанционного образования и активным внедрением в образовательный процесс информационных технологий. Преподавателями кафедры разрабатываются электронные курсы Moodle, учебно-методические материалы, размещенные в АИС «Личный кабинет». Одним из направлений работы является организация и проведение школы по подготовке вожатых (руководитель – доцент Шибанова Ю.В.). Также члены кафедры осуществляют консультирование в школах Республики Бурятия, являются экспертами на конкурсах учителей и учащихся.

В 2022 году при Бурятском государственном университете имени Доржи Банзарова был создан сетевой университетский образовательный округ (СУОО), целью которого является реализация сетевых программ для повышения качества профильного обучения. Директором назначена профессор Г.Н. Фомицкая. Одним из направлений работы является создание педагогических классов, руководитель данного направления доцент Т.В.Сидорова.

Научно-исследовательская деятельность кафедры

Кафедра общей педагогики работает по 3 научным направлениям, охватывающим следующие проблемы: образование для устойчивого развития: восточный и западный аспекты, теоретико-методологические и прикладные аспекты развития образовательного процесса в условиях цифровизации образования, развитие регионального образовательного пространства в условиях неопределенности.

Основные научные результаты исследования по выше обозначенным темам:

Научная школа Дагбаевой Н.Ж. по разработке проблем ОУР (образование для устойчивого развития) получила общероссийское признание, более 15 лет развивается международное сотрудничество с университетом Оснабрюк (Германия), членами научной школы реализуются грантовые проекты: проект РФФИ «Модели межкультурного взаимодействия студенческой молодежи в российских регионах» (2016-2019гг.), международный проект «Биологическое и культурное разнообразие регионов: Бурятия-Нижняя Саксония» (2017-2028гг.), проект, поддержанный в рамках конкурса грантов БГУ «Региональное измерение образования для устойчивого развития (ОУР): западный и восточный векторы». Активная работа ведется с учителями школ, работниками ДОУ и системы дополнительного образования по проведению семинаров и курсов повышения квалификации. Готовятся кандидатские и докторские диссертации по проблеме.

Результаты исследования под руководством профессора Фомицкой Г.Н. дополняют и расширяют существую­щие теоретические представления в области внешней оценки каче­ства в системе общего образования, создают теоретическую основу и открывают перспективы для дальнейшего исследования проблем оценки и обеспечения качества общего образования.

Под руководством профессора Рулиене Л.Н. исследованы возможности коллаборативного обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды; разработана и апробирована модель формирования социальной компетентности будущих программистов в условиях коллаборативного электронного обучения; обоснована роль ЭИОС в качестве ключевой инфраструктуры современного университета, определена сущность информационно-педагогического взаимодействия студентов университета, обобщён опыт БГУ в организации информационно-педагогического взаимодействия студентов в ЭИОС. В 2020 году БГУ выиграл конкурс на получение статуса Федеральной инновационной площадки в области педагогического образования по проекту «Мобильный педагогический университет» (руководитель проекта – Рулиене Л.Н.).

В области научных исследований кафедра осуществляет сотрудничество с Монгольским государственным университетом образования, Бурятским республиканским институтом образовательной политики, Бурятским республиканским педагогическим колледжем и другими образовательными организациями.

Результаты научно-исследовательской деятельности кафедры находят отражение в научных статьях, опубликованных в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, Scopus, включенных в перечень ВАК, включенных в РИНЦ, в иных изданиях. Преподавателями кафедры в период с 2018 года подготовлены и изданы монографии: Рулиене Л. Н., Сэкулич Н. Б., Намсараев С. Д. «Электронная информационно-образовательная среда современного университета» (2018), Рогалева Г. И., Цырендоржиев А. Э., Степаненко Л. В. «Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля» (2019), Сидорова Т. В., Буслаева Е. Л., Власова Н. В. И др. «Феномен одиночества в современном обществе» (2020), Актамов И. Г., Дагбаева Н. Ж., Халудорова Л. Е. и др. «Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании» (2021), Боленко Ю. В., Фомицкая Г. Н. «Формирование и оценка готовности курсантов к профессиональной деятельности» (2022).

Кафедрой редактируется и выпускается сборник научных статей «Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество» (включен в базу данных РИНЦ).

Преподаватели кафедры регулярно принимают участие в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и научно-методических семинарах как докладчики, руководители и участники оргкомитетов, участвуют в рецензировании научных статей. Кафедра активно участвует в научной деятельности Педагогического института и университета.

В период с 2019 года члены кафедры организовали и провели международную научно-практическую конференцию «Интеграция педагогической науки и образовательной практики в условиях кризиса глобализации» (2019), всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы профессиональной деятельности молодых педагогов в условиях современных глобальных вызовов» (2021), всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную 90-летию БГУ «Менеджмент качества образования в контексте государственной образовательной политики» (2022), материалы которых опубликованы в сборниках научных работ.

Кафедра общей педагогики готовит научно-педагогические кадры, во многом обеспечивает работу совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.022.11. В состав совета входят 3 члена кафедры (председатель - д.п.н., профессор Дагбаева Н.Ж., члены - д.п.н., профессор Фомицкая Г.Н., д.п.н., профессор Рулиене Л.Н.).

На кафедре общей педагогики осуществляется научно-педагогическая подготовка аспирантов и соискателей по специальности 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования. В настоящее время при кафедре закреплены более 20 аспирантов и соискателей, из них 5 человек из Монголии и Китая.

Диссертационные работы, защищенные аспирантами и соискателями кафедры (2018-2022 гг.) были выполнены под руководством проф. Рулиене Л.Н., проф. Дагбаевой Н.Ж., проф. Фомицкой Г.Н.

Преподаватели и аспиранты кафедры ежегодно принимают активное участие в конкурсах, стипендиальных программах. Лауреатами государственной премии Республики Бурятия в области образования являются Дагбаева Н.Ж. (2013), Юн-Хай С.А. (2018). Призером внутривузовского конкурса учебно-методических комплексов является Рулиене Л.Н. (2018). Победителями конкурса на присуждение Республиканских стипендий Министерства образования и науки Республики Бурятия в области образования и педагогики стали молодые преподаватели кафедры Банзаракцаев Б.Ц. (2021) и Цыдыпов Б.Ц. (2022).

Кафедра большое внимание уделяет научно-исследовательской работе студентов. Студенты колледжа, бакалавриата и магистратуры по кафедре общей педагогики систематически участвуют в научно-практических конференциях, научных семинарах и научно-образовательных мероприятиях различного уровня (научный семинар "Учитель и ученик: современные проблемы педагогического взаимодействия» (Псковский государственный университет, 2021), Всероссийская научно-практическая конференция “Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагогов в условиях глобализационных вызовов” (Бурятский госуниверситет, 2021) и др. Отмечается серьезная публикационная активность обучающихся. Студенты опубликовали свои материалы по проведенным исследованиям в таких журналах и сборниках материалов конференций, как: Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество (включен в базу данных РИНЦ); Педагогические науки, Modern Science, Молодой ученый и т.д.

Также по кафедре ведется работа по вовлечению студентов в деятельность различных кружков и проектов («Мобильный педагогический университет» д.п.н., проф. Рулиене Л.Н., «Социальная педагогика» к.п.н., доц. Сидорова Т.В. и др.).

Контакты:

Адрес: 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25, каб. 4209

Телефон: 8 (3012) 44-94-09

E-mail: pedagogika@bsu.ru