Условия образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Главный корпус (ул. Смолина, 24а)

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Учебный корпус № 1 (ул. Ранжурова, 5)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Учебный корпус № 2 (ул. Ранжурова, 6)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Учебный корпус № 3 (ул. Сухэ-Батора, 16)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Учебный корпус № 4 (ул. Пушкина, 25)

_____________________________________________________________________________________________________________

6. Учебный корпус № 6 (ул. Октябрьская, 36а)

______________________________________________________________________________________________________

7. Учебный корпус № 7 (ул. Сухэ-Батора, 6)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Учебный корпус № 8 (ул. Ранжурова, 4)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Учебный корпус № 9 (ул. Добролюбова, 5)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

DSC_5374

Устройство пандусов и поручней входных в учебно-лабораторном корпусе

DSC_5357

Лифты для удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

DSC_5364 DSC_5362

Санитарно-гигиеническая комната, специально оборудованная для маломобильных групп населения

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО БГУ

План мероприятий по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова"»

Инструкция для слабовидящих

Дорожная карта

Паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Общие положения

В ФГБОУ ВО БГУ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. Обучение может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам. Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год, у магистров на полгода.

Особые права при приёме на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам бакалавриата, магистратуры, а также возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, увеличение продолжительности вступительных экзаменов регламентированы Правилами приема в БГУ.

Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов БГУ регламентирует выплату инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья социальной стипендии и материальной поддержки.

Адаптация образовательных программ

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.), при необходимости студенту-инвалиду может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

В случае необходимости, при обращении студента-инвалида в деканат/дирекцию, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья.

Для освоения дисциплины «Физическая культура» в ФГБОУ ВО «БГУ» установлен особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

В Бурятском государственном университете студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить высшее образование с применением дистанционных технологий. Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий: в университете (в академической группе) и индивидуально, с использованием дистанционных образовательных технологий.

Безбарьерная архитектурная среда

В университете ведется работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям инвалидов с ограничением двигательных функций.

На территории Бурятского государственного университета созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Главный и учебно-лабораторный корпуса БГУ, предназначенные для реализации программ подготовки инвалидов, обеспечены пандусами, имеются лифты и оборудованные санитарно-гигиенические помещения для студентов с различными нозологиями.

Особое внимание в БГУ уделено обеспечению безопасности. В университете установлена визуальная и звуковая системы оповещения важных мероприятий, а также и сигнализации об опасности.

По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д.

Комплексное сопровождение образовательного процесса и условия для здоровьесбережения

В университете имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В научной библиотеке установлено следующее оборудование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1. Аппаратно-программный комплекс для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 комплект. ПО к аппаратно-программному комплексу для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • ПО Serif Design Suite.
  • ПО DVDVideoSoft Free studio 2014.
  • ПО для созданий фотоколлекций Picasa 3, Google.
  • ПО Magix Music Maker MX.
  • ПО обеспечение организации звуковых коллекций iTunes for Windows, Apple.
  • ПО OC3 ХроноЛайнер 3.0 Про 9 электронная лицензия на одно рабочее место).
  • ПО для организации групповых видеоконференций и участия в них Skype.
  • ПО для организации групповых видеоконференций и участия в них Google+ Hangouts, Google.

2. Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих – 1 комплект. ПО к аппаратно-программному комплексу для слабовидящих студентов:

  • ПО Serif Design Suite.
  • ПО DVDVideoSoft Free studio 2014.
  • ПО для созданий фотоколлекций Picasa 3, Google.
  • ПО Magix Music Maker MX.
  • ПО обеспечение организации звуковых коллекций iTunes for Windows, Apple.
  • ПО OC3 ХроноЛайнер 3.0 Про 9электронная лицензия на одно рабочее место).
  • ПО для организации групповых видеоконференций и участия в них Skype.
  • ПО для организации групповых видеоконференций и участия в них Google+ Hangouts, Google.
3. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих – 1 комплект.ПО к аппаратно-программному комплексу для слабослышащих студентов:
  • ПО Serif Design Suite.
  • ПО DVDVideoSoft Free studio 2014.
  • ПО для созданий фотоколлекций Picasa 3, Google.
  • ПО Magix Music Maker MX.
  • ПО обеспечение организации звуковых коллекций iTunes for Windows, Apple.
  • ПО OC3 ХроноЛайнер 3.0 Про (электронная лицензия на одно рабочее место).
  • ПО для организации групповых видеоконференций и участия в них Skype.
  • ПО для организации групповых видеоконференций и участия в них Google+ Hangouts, Google.
Использование лицами с нарушением зрения возможно с помощью стандартных средств "Центра специальных возможностей" операционной системы Windows.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей. Все эти вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп, заместителями деканов по воспитательной и учебной работе.

Бурятский государственный университет располагает студенческим здравпунктом, в котором студенты могут получить первую медицинскую помощь, медицинскую помощь при травмах, острых и хронических заболеваниях.

Обучающиеся из числа студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются питанием в дни учебных занятий. Столовая находится по ул. Смолина, 24 А и работает с понедельника по пятницу с 7:30 до 17:00 без перерыва.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул имеет решающее значение при составлении графика учебного процесса. Ведется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Проводятся мероприятия по профилактике и запрещению курения, употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ.

Социальное сопровождение образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в Бурятском государственном университете направлено на социальную поддержку инвалидов при их обучении, выделяется материальная помощь и обеспечиваются социальные выплаты нуждающимся студентам.

С целью обеспечения важных принципов организации инклюзивного профессионального образования функционируют студенческое общежитие №3, приспособленное к основным нуждам проживающих в нем инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание общежития доступно для всех категорий обучающихся, оборудовано пандусом. Комнаты для инвалидов расположены на первом этаже (6 мест) в общежитии по адресу: ул. Борсоева, 11. Осуществляется контроль за соблюдением прав студентов инвалидов по вопросам заселения и проживания в общежитии образовательного учреждения.

Проживающие в студенческом общежитии инвалиды имеют право:

  • на первоочередное право заселения в общежития;
  • проживать в закрепленном жилом помещении (комнате) весь срок обучения в университете при условии соблюдения правил внутреннего распорядка;
  • пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем студенческого общежития.

Плата за проживание в студенческом общежитии не взимается с обучающихся детей-инвалидов, инвалидов I и II групп.

Условия приёма инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО БГУ

Абитуриент может претендовать на места в пределах квоты приема за счет бюджетных ассигнований лиц, имеющих особое право на прием в пределах квоты (далее - особая квота), которая устанавливается организацией высшего образования в размере не менее 10% от объема контрольных цифр по каждой специальности или направлению подготовки. Эти лица могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые Университетом самостоятельно (в том числе лица, поступающие на обучение на базе профессионального образования) вне зависимости от того, участвовал ли поступающий в сдаче ЕГЭ

Им может быть предоставлено преимущественное право зачисления в Университет при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях:

  • для поступающих с ОВЗ, при намерении сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые Университетом самостоятельно, необходимо предоставить документ, подтверждающий инвалидность;
  • при необходимости создания специальных условий, при сдаче экзаменов - документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий

При подаче документов поступающий может представить документ, который не подтверждает особое право поступающего на день завершения приема документов, но подтверждает это право на день подачи заявления о приеме. При этом особое право предоставляется поступающему, если не позднее дня завершения приема документов (не позднее дня завершения приема документов,) он представил документ, который подтверждает это право на указанный день.

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Университет обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе – поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности).

При очном проведении вступительных испытаний Университетом обеспечивается беспрепятственный доступ поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, расположение аудитории для проведения вступительных испытаний на первом этаже здания).

Очные вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

  • при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек;
  • при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

для слепых:

  • задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;
  • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
  • при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

для слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
  • задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

для глухих и слабослышащих:

  • обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования;
  • при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
  • предоставляются услуги сурдопереводчика;
  • для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
  • вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности).

Условия, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.